"Возврат пенсионных накоплений, нижегородский опыт речных перевозок на федеральный уровень, "старые грабли" Юрия Шалабаева", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 5 по 9 сентября 2022 года.
ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – минфин и Банк России рассматривают возврат россиянам пенсионных накоплений
Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: Первая мысль, которая возникла у меня по этой новости, - ничего не меняется в головах у чиновников. Очередная попытка увеличить пенсии граждан за счет этих самых граждан. Классики были правы: помощь утопающим – дело рук самих утопающих.
Я, аудитор с 25-летним стажем, уже потеряла счет пенсионным реформам. Только вот на размерах пенсий они пока никак существенно не сказываются. Если мне не изменяет память, где-то в 2003 году отчисления в пенсионный фонд стали делить на страховую и накопительную части. А в 2014 году накопительную часть заморозили. Теперь ее-то и предполагается разрешить пенсионерам инвестировать самостоятельно, с соблюдением установленных ограничений. Каких – пока не ясно.
Ну что ж. Давайте пофантазируем. Вопрос номер один – куда инвестировать? Банки дают процент низкий, инфляция все съест. Валюту покупать – в настоящее время дело сомнительное. Акции предприятий? Каких? Как разобраться, кто принесет прибыль и дивиденды, а кто обанкротится через пять лет? И на эти вопросы предлагается ответить людям 1967 года рождения и старше. Результат предсказуем – понесут тому, кто назойливее рекламируется. Поэтому велика вероятность, что станут жертвами недобросовестных рекламодателей, а то и мошенников.
Вопрос номер два. Как инвестировать? Ну, реально, не сам же человек будет разбираться, в какие активы вкладываться. Стало быть, разведется большое количество посредников, готовых оказать услугу по консультированию, инвестированию и т.п. У меня опять же возникает вопрос доверия к этим консультантам. Будет ли их кто-то контролировать, устанавливать требования, проверять и т.п. Да и механизм инвестирования пока непонятен.
Вопрос номер три. Демографическая ситуация в нашей стране пока такова, что работающее население за счет отчислений в пенсионный фонд содержит пенсионеров. И в ближайшие лет 10-15 вряд ли что изменится. Соответственно, страховая часть пенсионных отчислений всегда будет достаточно высока. Так стоит ли сейчас начинать очередные столь глобальные изменения в процесс управления пенсионными накоплениями граждан?
На мой взгляд, государству правильнее было бы сосредоточиться на том, чтобы стимулировать развитие бизнеса, особенно малого, чтобы при этом работодателям было выгодно выплачивать полностью белые зарплаты, с которых и производить отчисления в пенсионный фонд. Если честно, я все жду, когда чиновники поймут, что надо не процент отчислений повышать, а принимать меры для повышения заработных плат и количества рабочих мест. В связи с этим хочется вспомнить, что в мае-июне этого года наш президент поручил правительству рассмотреть вопрос о понижении страховых взносов для малых предприятий с фонда оплаты труда до 14% не только с сумм, превышающих МРОТ, а со всего фонда оплаты труда. Вместо этого МРОТ повысили, а про это поручение благополучно забыли. А срок был поставлен до 1 июля 2022 года. Это лишний раз подтверждает тот факт, что наши чиновники привыкли действовать репрессивными методами в отношении бизнеса, а это очень печально.
Ну и последнее соображение. На мой взгляд, наши люди пока не готовы к тому, чтобы в массовом порядке самостоятельно инвестировать средства, предназначенные для будущих пенсий. Об этом свидетельствует и наша история (вспомним ваучеры, которые в массовом порядке обменивали на деньги, водку или несли в финансовые пирамиды типа Хопра), и даже недавние примеры с обналичиванием материнского капитала, хотя изначально всем объясняли, что это незаконно.
Ну, и в заключение хочу сказать, что, по моему мнению, такого рода инициативы должны внедряться очень постепенно, например, через негосударственные пенсионные фонды и под строгим контролем государства.
Региональная тема – опыт Нижегородской области по организации речных перевозок применят на федеральном уровне
Политолог Александр Суханов: 7 сентября председатель Госдумы Вячеслав Володин посетил Нижний Новгород. Программа визита была достаточно насыщена. Но главным, на мой взгляд, вопросом стала проблема организации в регионе речных перевозок. Точнее, о возможности применения нижегородского опыта развития речных перевозок на Россию в целом. Эта проблема актуальна для нашей страны в связи с ее обширными территориями, с недостаточным масштабом развития сети железнодорожных и автомобильных дорог. Даже в европейской части России есть территории, до которых, вспоминая слова известной песни, "только самолетом можно долететь". А за Уралом речные артерии сибирских рек оказываются единственными магистралями, связывающими обширные малозаселенные территории. Далеко не случайно, что первые возрожденные суда на подводных крыльях, построенные в нашем городе "Валдаи", были направлены в Сибирь.
Нижний Новгород расположен на слиянии двух крупных рек: Оки и Волги. С давних времен в нашем регионе развивалось речное судоходство. Именно такое расположение позволило организовать здесь Нижегородскую ярмарку, и стать городу "карманом России". Да, в двадцатом столетии железнодорожный и автотранспорт потеснили речные перевозки, особенно в отношении международных контактов. Но на внутреннем рынке речная сеть всегда была одной из основных торговых артерий. В советское время широкое распространение получило и пассажирское судоходство. Многие нижегородцы помнят время, когда у городских причалов одновременно стояло по пять – десять пассажирских лайнеров, заполненных пассажирами со всего СССР.
В 80-е годы прошлого столетия Горький (Нижний Новгород) называли портом пяти морей, который включал в себя Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное моря. Река Волга – это основа Единой глубоководной системы европейской части страны. Поэтому отрасль судостроения и была очень мощной, строился грузовой и пассажирский флот "река-море".
Горьковский порт и Казанский порт были самыми крупными по грузопереработке. Это связано с тем, что, во-первых, они располагались на перекрестках такие водных артерий, как Волга – Ока и Волга – Кама, плюс сами по себе эти города являлись крупными промышленными центрами.
Однако, после распада СССР пассажирские и грузовые речные перевозки претерпели значительные изменения не в лучшую сторону. Достаточно отметить, что в городе, который совсем недавно по праву считался столицей Волжского бассейна, сегодня не стало даже речного вокзала. Не надо удивляться. То здание, которое строилось и, долгое время, было речным вокзалом, сегодня является офисом речного пароходства. На набережной нет залов ожидания, нет нормальных условия для туристов и пассажиров. В силу известных причин оказались разорваны традиционные туристические маршруты по Волге. Невозможно путешествовать по когда-то популярному кольцевому маршруту Москва – Нижний Новгород – Москва.
Думаю, далеко не случайно наш губернатор Глеб Никитин предложил председателю Государственной Думы побывать на Стрелке и представил ему новое речное пассажирское судно "Соталия", которое построено по заказу Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). "Соталию", имеющую осадку в полметра, можно использовать на небольших реках, как для пассажирских, так и для грузовых перевозок.
Также Никитин рассказал об опыте по развитию перевозок на "Валдаях". Вячеслав Володин заинтересовался нижегородским опытом и предложил обсудить этот вопрос, подключив профильные комитеты Госдумы. Заседание, опять же, должны провести в Нижнем Новгороде.
Таким образом, надо признать, что наш регион снова стал актором федеральной повестки по одному из важнейших направлений развития России в условиях санкций. А значит, и предстоящие пилотные проекты по решению многогранной и сложной проблемы развития речного судоходства, будут реализовываться именно в нашем регионе. Практически не сомневаюсь, что в очередной раз нижегородский опыт будет применяться во всех регионах России. И уверен, что успею вновь увидеть вереницы судов и пароходов на фарватере Волги и Оки, как это было не так уж и давно.
Это и доказательство того, что команда Глеба Никитина занимается делом, последовательно решая одну проблему за другой и закладывая очередной "кирпичик" в будущую копилку реализованных задач перед предстоящими губернаторскими выборами.
Муниципальная тема – "старт" отопительного сезона или "старые грабли" Юрия Шалабаева
Политолог Владимир Хрыков: 5 сентября глава Дзержинска Иван Носков объявил горожанам о решении начать пуск теплоносителя. Пробный запуск тепла состоится 9 сентября, а начало отопительного сезона – 12 сентября. Я считаю это здравым и реалистичным действием главы города Дзержинска. Есть климат, есть технологический процесс и есть адекватное действие главы города.
А вот в городском округе город Бор, например, в некоторых поселениях еще трубы теплотрассы не обмотаны теплоизоляцией, а про готовность к отопительному сезону официально, да и не официально, просто никто не говорит.
Нижегородский градоначальник Юрий Шалабаев за три дня якобы запустил 273 социальных организаций, правда, указав это только в своем телеграм-канале. Официальных постановлений о начале отопительного сезона нет. Дать список этих организаций мэрия оперативно не готова или боится, так как наш народ не проведешь, и народная рука быстро проверит – теплые батареи в конкретном детсаду\школе\больнице или нет. И если тепла не будет, то ситуация будет мягко говоря не красивой и даже близкой к прокурорской проверке. Красивый пост мэра в телеграм канале есть, а тепла нет. Шах и мат вам, товарищ Шалабаев.
Конечно, стоит признать, что последние годы климатические изменения налицо и такого "жесткого" мая и начала июня как в этом году давно не было. И как Шалабаев "морозил" нижегородцев, отключив отопление, не посмотрев на прогноз, а потом нервно включил, но тепло в трубы уже не собиралось возвращаться, помнят все. Сентябрь уже не первый год показывает резкое похолодание, и этот факт нужно уже официально признавать в регламентах отопительного сезона. Напомню, что с 1 июля 2022 года подведомственные учреждения Росгидромета перешли на использование в оперативно-производственной практике новых климатических норм, рассчитанных за 1991-2020 годы.
Но важен иной вопрос, который лично мне не понятен. С 2014 года в России принят закон о стратегическом планировании, любой муниципалитет наделен правом разработки своего собственного стратегического плана, в котором может прописать основные проблемные стратегические точки и план решений. 8 лет – это большой срок, в который такая проблема как подготовка теплосетей, могла быть серьезно решена, но каждый год мы слышим одно и тоже о готовящихся объектах теплосетей. Складывается ощущение, что те, кто управляют большинством муниципалитетов, просто не понимают то, чем занимаются. Конечно, современная система отбора муниципальных глав далека от совершенства, и новые руководители муниципалитетов плохо понимают в городском хозяйстве, а некоторые и вообще в хозяйстве. Многие из них владеют только социальными сетями, а глава муниципалитета должен быть производственником и хозяйственником, а не политиком. Но, тем не менее, необходимо такие проблемы качественно решать, то есть не просто делать заплатки, а изучать новые технологии и новые материалы, которые использовать в коммунальных системах.
Применительно к нашим проблемам с холодом и пуском тепла, меня сильно настораживают такие слова как "там, где есть техническая возможность". Я сильно уверен, что к сентябрю в любом городе средней полосы и в Нижнем Новгороде в частности должна быть техническая возможность включения отопления. То есть, обсуждая проблемы теплоснабжения города, стоит говорить об уровне технической готовности системы теплоснабжения как таковой, которая должна всегда иметь техническую возможность к осеннему сезону. Но и тут настораживают цифры телеграм канала Юрия Шалабаева, который пишет, что на август проверено на герметичность и прочность на 95%, на 84% проведен ремонт центральных тепловых пунктов и на 81% (52 км) проведена замена тепловых сетей. Но вот при детальном рассмотрении картина оказывается иной, а именно, износ тепловых сетей на 2021 год – 60%, а вот по принятой АО "Теплоэнерго" стратегии развития предприятия, ремонт и замена теплосетей составляет 5% в год от износа. То есть нужно понимать, что когда указывается такой показатель как 52 км, то это 5% от проблемы в 60%. Вопрос технологического уровня вообще никто не обсуждает, даже в программе развития. И вот в этой проблеме, как мне кажется, и кроется "корень зла". Тем не менее, сейчас "Теплоэнерго" и крупнейшие ДУКи к пуску тепла готовы.
Я бы, все-таки, порекомендовал не только властям Нижнего Новгорода, но и властям других муниципалитетов, перестать играть в отчеты. Решение проблемы, в первую очередь, зависит от ее признания и адекватной ситуации представления. С этого и надо начать!