"Новые территории России, миллиарды рублей для нижегородского электротранспорта, власти Нижнего Новгорода продолжат финансировать дорогой и спорный проект "Новый городовой", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 26 по 30 сентября 2022 года.
ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – итоги референдумов и перспективы присоединения к России новых территорий
Научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник Института проблем социального управления Андрей Самсонов: Итоги референдумов на территории ряда областей юго-востока Украины, а до их проведения эта территория "де-юре" считалась именно украинской, сегодня обсуждаются, пожалуй, наиболее активно. При этом в качестве результата чаще всего указывают, по крайней мере, в российском информационном пространстве, безоговорочную поддержку населением и включение в состав России. Однако обсуждать это представляется совершенно бессмысленным. Во-первых, иного результата голосования ожидать не стоило, так как подавляющее большинство противников давно воспользовалось возможностью покинуть эти регионы. Во-вторых, без готовности руководства Российской Федерации включить эти территории в состав государства, не состоялись бы и сами референдумы.
С социальной точки зрения проведение референдумов и их окончательный итог, то есть превращение четырех областей Украины в четыре новых субъекта РФ, имеет важное символическое значение. Фактически, это то послание, которое, по тем или иным причинам, Россия не смогла сформулировать еще в 2014 году. Ситуация, в которой на протяжении 8 лет находилось население ДНР и ЛНР, с точки зрения общественного мнения, была, безусловно, проигрышной для российских властей. Как сторонников действующей власти, так и ее противников, не устраивало двойственное неопределенное положение населения этих регионов. Фактически, внутри страны был своеобразный консенсус, только одни требовали полного отказа от поддержки, а другие – присоединения.
Еще худшее влияние, с социальной точки зрения, эта ситуация оказывала на сторонников интеграции с Россией внутри украинского общества. Речь не о лидерах, а именно об общественном мнении среди части населения с определенными, вполне конкретными взглядами и убеждениями. Фактически, пророссийская часть населения, какова бы она ни была по численности, видя ситуацию на Донбассе, была не готова к демонстрации своей позиции. Банально опасаясь получить тот же неопределенный результат и статус.
Сегодня все изменилось. Россия четко продемонстрировала, что "крымский сценарий" утратил эксклюзивность и превратился в практику. И в первую очередь, это сигнал всем, кто выступает за максимально тесное сотрудничество или интеграцию с Россией в украинском обществе. То, что в нынешних условиях практически невозможно подсчитать их количество, не отменяет того факта, что это достаточно весомая часть населения Украины. Или, как минимум, ее южных и центральных областей. Фактически, российские власти совместно с властями Запорожской, Херсонской областей, ДНР и ЛНР продемонстрировали, что в состав России теперь могут включаться любые территории Украины, будь то целые области, районы или вообще отдельные поселения, большинство населения которых готово выступить в поддержку такого решения. Без восьмилетнего ожидания.
Региональная тема – правительство Нижегородской области заключило концессию по модернизации нижегородского электротранспорта
Политолог Александр Суханов: Вопрос модернизации нижегородского трамвая как общественного транспорта на этой неделе вновь оказался в центре внимания СМИ и общественности. Поводом стало сообщение губернатора Глеба Никитина о подписании концессионного соглашения по модернизации электротранспорта в Нижнем Новгороде. Тем самым, предложенная еще в 2019 году госкорпорацией "Внешэкономбанк" многолетняя программа развития городского общественного транспорта в России стала реальностью. В перспективе она предполагает охватить тысячи городов, но на более близкую перспективу речь идет о пятидесяти городах, в транспорт которых будет инвестировано два триллиона рублей. Однако, правительство РФ поддержало запуск пилотного проекта в десяти городах, в том числе и в Нижнем Новгороде. Цифра впечатляет.
Нижегородская часть программы предполагает прямые инвестиции от госкорпорации ВЭБ в размере 32,1 миллиарда рублей. Таких вливаний в транспорт нашего региона никогда не было. И это великий шанс сдвинуть с мертвой точки проблему дорог и общественного транспорта, существенно улучшив жизнь нижегородцев. В соответствии с подписанной концессией, по словам Глеба Никитина, общий объем финансирования на пять лет составит более 50 млрд рублей. Концессионное соглашение предполагает закупку 170 новых вагонов и обновление почти 150 км трамвайных путей. Еще до подписания соглашения кредитный комитет ВЭБ РФ одобрил представленный проект.
Но почему именно в трамвай вкладывается такие масштабные инвестиции?
Трамвай в последние годы в большинстве стран мира, в большинстве крупных городов становится одним из основных видов транспорта. Во-первых, он экологически чистый, поскольку работает на электрической энергии, во-вторых, не попадает в пробки, поскольку идет по рельсам, расположенным, как правило, в стороне от основной дороги. В-третьих, он достаточно вместителен и комфортен.
Еще один момент связан с тем, что, к сожалению, в нашем городе за последние двадцать лет после развала Советского Союза и электротранспорт в целом, и особенно трамвайное обслуживание пассажиров были практически уничтожены. Под разными предлогами этот вид транспорта повсеместно уничтожался. Если раньше трамвайные линии были закольцованы через два моста, то сейчас из четырех мостов через Оку в Нижнем Новгороде трамвай сегодня реально может передвигаться только по одному. Осталось несколько трамвайных маршрутов, которые идут вдоль транспортных магистралей. Думаю, что не последнюю роль в деле фактического уничтожения трамвайного движения на самых востребованных участках сыграл тот факт, что долгое время частные перевозчики на маршрутках имели явный приоритет в схеме пассажирского обслуживания нижегородцев. Именно поэтому они стремились взять весь пассажиропоток у трамваев на себя, перекладывая деньги пассажиров в свои карманы. Качество обслуживания пассажиров при этом оставалось за пределами коммерческих интересов.
И никого уже не удивляло, что трамвайное обслуживание было убыточным, долги энергетикам за электроэнергию исчислялись астрономическими цифрами и неоднократно возникали остановки трамвайного движения. Вполне закономерно, что в результате, по оценкам специалистов, износ трамвайных линий в Нижнем Новгороде составляет более 80%, а подвижного состава - 85%. Фактически шел процесс уничтожения трамвайного движения в городе, где когда-то в далеком 1896 году на Всероссийской выставке было организовано первое в России движение электрических трамваев.
И, наконец, самое главное. Важной особенностью будущей транспортной реформы в Нижнем Новгороде, на мой взгляд, является тот факт, что основой новой транспортной схемы города должен стать трамвай, а отнюдь не метро. Метро получит еще четыре станции, но в нашем городе для обеспечения рентабельности метрополитена не хватает пассажиропотока. Даже московский метрополитен обеспечивает рентабельность не за счет оплаты проезда, а за счет размещения рекламы на своей территории.
Хочу обратить особое внимание на тот бесспорный факт, что нижегородское метро никогда не достигнет размеров московского, никогда не появится столь разветвленная сеть линий на карте города. Прежде всего, потому, что население города не обеспечит необходимый рентабельный уровень пассажиропотока. Линии метро должны пройти по основным транспортным артериям. Это позволит разгрузить их от общественного транспорта. Городской транспорт должен обеспечивать подвоз пассажиров к основным станциям метро, а не пробираться из одного конца города в другой по пробкам. А это значит, что метро должно развиваться не само по себе, а в системе – вместе со всеми видами общественного транспорта. То есть станции метро должны стать пересадочными узлами.
Сегодня речь идет о модернизации фактически существующих трамвайных линий. Губернатор специально подчеркнул, что речь идет, прежде всего, о перекладке полностью всех трамвайных путей, модернизации и реконструкции подвижного состава. По мнению нашего губернатора, программа очень амбициозная, но и очень долгожданная.
Но еще более амбициозны перспективы развития трамвайной сети в Нижнем Новгороде. Активно обсуждается вопрос о продлении трамвайных путей от Мызы до Щербинок, а в перспективе и до Новинок. Для повышения эффективности трамвайного сообщения важно вынести трамвайные пути за пределы автодорог (в противном случае, трамваи также останутся стоять в пробках). Поэтому имеющиеся предложения от разработчиков программы проложить новые трамвайные линии в стороне от проспекта Гагарина не только позволяют решить эту проблему, но и смягчить элементы конкуренции с автобусными перевозчиками.
Без пробок, в стороне от дороги, экологически чистый транспорт в силах перевозить достаточно большие пассажиропотоки. Например, я уже говорил, что нужна единая трамвайная линия, соединяющая центр города со Щербинками и Ольгино. А хорошо бы также связать трамвайным сообщением Ольгино и Афонино. Эта линия решила бы многие проблемы, возможно, даже сняла бы в будущем необходимость строить линию метро на этом направлении.
Поэтому есть шанс, что мы на трамвае уедем в светлое нижегородское будущее. Ведь то, что сегодня в городе укладываются очень хорошие дороги, проблему пробок не снимает. А, следовательно, накладывает ограничения на развитие автобусного и троллейбусного движения. Так что будущее, скорее всего, за трамваем.
Как справедливо отметил Глеб Никитин, такого еще не было! Но глаза боятся, а руки делают. Будем работать!
Муниципальная тема – власти Нижнего Новгорода продолжают финансировать дорогой и спорный проект "Новый городовой"
Политолог Виктор Лысов: На днях Городская Дума Нижнего Новгорода порадовала горожан подарком, сэкономив аж 1,3 миллиона рублей из запрошенных 24 миллионов неким АНО "Горький" на продолжение проекта "Новый городовой".
Этот проект был открыт в апреле, для чего из городского бюджета было выделено 15 млн рублей. По проекту предполагалось организовать присутствие на главных прогулочных улицах Нижнего Новгорода неких молодцов в форме, стилизованной под форму городовых времен царской России. Меня тогда занимал вопрос, дадут ли "новым городовым" "левольверты" или оставят безоружными. Не дали и оставили.
Видел я одного такого молодца этим летом на Рождественской. Красавец! Не могу сказать, что специально присматривался, однако, заметил, никто к молодцу не обращался, и он никому помощь не оказывал, так что этот парень ничем особо от праздно шатающихся не отличался, разве что скоростью перемещения от Скобы до Строгановской церкви и обратно. Туда – сюда, туда – сюда… Что сказать? Работа тяжелая.
Ситуация выглядит абсолютно естественной: как бы Гордума, как бы рассмотрела вопрос о финансировании как бы городовых. Эта формула была бы вполне законченной, если бы речь шла о "как бы финансировании". Однако, деньги-то являются совершенно реальными из собственных городских доходов. В этом-то и состоит основной парадокс. В нижегородской политической системе институт представительной власти носит декоративный и имитационный характер, но ему дано право распоряжаться реальными деньгами. Благо профессиональный финансист, председатель бюджетной комиссии Марк Фельдман иногда соотносит запросы на увеличение расходов с реальной обстановкой, что случилось и на этот раз: именно он на заседании комиссии выразил сомнение в необходимости расходов на "новых городовых". На этом заседании и состоялись основные дебаты. Обошлось, однако, только сокращением расходов на 1,3 млн рублей, а настоящее обсуждение вопроса о "новых городов" на Гордуме, как я понял, и вовсе не состоялось, все оказалось уже согласованным с мэрией.
Основная цель проекта, как было заявлено, состояла в повышении туристической привлекательности города. За те несколько месяцев реализации а цельного представления о достижимости основной цели, видимо, не сложилось, что и объясняет сомнения членов комиссии по бюджету в обоснованности выделения еще 24 миллионов. На заседании комиссии одним из аргументов в пользу продолжения финансирования стало заявление о недостатке времени для оценки эффективности проекта. Интересно было бы знать, как мундепы собираются оценивать эту самую эффективность. Как известно, эффективность – это отношение результата к затратам, при этом результат тоже должен быть измерен в рублях. Пока в итоге сокращение затрат уже, видимо, привело к повышению эффективности на 5,4 %, при сохранении значения результата, а вот это оценить представляется совершенно невозможным.
А вот что представляется совершенно необходимым, так это сокращение расходов из городского бюджета на всевозможные АНОшки. Выступая на заседании Законодательного собрания 29 сентября, губернатор Никитин заявил о том, что бюджет на 2023 год будет жестким и "шиковать точно не придется". Пока идет работа над региональным бюджетом, у нижегородских мундепов есть время, чтобы проанализировать целесообразность финансирования различных проектов, для реализации которых понасоздано множество АНО.
А пока создается впечатление, что нижегородские мундепы и мундепки пребывают в неадекватном состоянии, что весьма характерно для периода наступающего кризиса. Впрочем, их таковыми и назначили в 2020 году. Тогда был своеобразный электоральный бенефис губернатора, который незадолго до этого принял на себя исполнение полномочий руководителя регионального отделения "Единой России". Гордума превратилась в какой-то "цирк с конями". Плохо ориентирующиеся в политической обстановке нижегородские мундепы, только и могут, что руководствоваться директивами сверху. И все это будет происходить до тех пор, пока о себе самым решительным образом не заявит такой фактор как "русская жизнь", которая, по словам Александра Блока, "как вешняя река":
Внезапно тронуться готова На льдины льдины громоздить И на пути своем крушить Виновных, как и невиновных И нечиновных, как чиновных