"Пожары и Путин, голод не угрожает нижегородцам, лживые "обещания" Штокмана", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 22 по 26 августа 2022 года.
ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема - ситуацию с лесными пожарами в России обсудили на уровне президента
Политолог Иван Юдинцев: Тема лесных пожаров стала на этой неделе федеральной вне планов. Дело в том, что обычно леса горят в июне и июле, а к августу уже подводятся итоги, подсчитываются убытки и оформляются наградные листы. Но в этом году из-за рекордной жары на несколько ближних к Москве регионов вторая волна пожаров надвинулась к концу лета. Причем указание на близость этих регионов к столице оказывается едва ли не самым важным. Когда в "плановые" сроки огонь охватил гектары лесов в Сибири, тема проходила в федеральных СМИ как дежурная, а блогеров вовсе не интересовала. Так что повышенный интерес к ней сегодня во многом объясняется тем, что смог появился в Москве.
Как бы то ни было, а совещание о борьбе с лесными пожарами провел сам президент России. Причем Владимир Путин задал самый что ни на есть деловой настрой, отодвинув отчеты федеральных чиновников о проделанной за год работе, освоенных миллиардах, единицах новой спецтехники и сокращении общей площади пожаров по сравнению с прошлым летом (для снижения "средней температуры по палате" оказалось достаточным не повторять ошибок, приведших в 2021-м к масштабным пожарам в Якутии). Глава государства предоставил слово руководителям регионов – Рязанской и Нижегородской областей и Марий Эл. И быстро выяснилось, что координацию пришлось начинать чуть ли не с нуля, поскольку МЧС отвечает за защиту от огня населенных пунктов, а тушение пожаров собственно в лесах отнесено к компетенции госпредприятия "Авиалесоохрана", подчиненного Рослесхозу, и за годы после горячего лета 2010-го мало, что изменилось. Ответственными за борьбу с лесными пожарами по-прежнему остаются главы регионов, а, чтобы объявить ЧС межрегионального или, тем паче, федерального уровня, надо подождать несколько дней, за которые площадь пожара, вежливо говоря, увеличится. А есть еще и особо охраняемые природные территории, которыми управляет минэкологии. В итоге все "семь нянек" выступали на совещании и спорили, надо ли передавать из одного ведомства в другое серьезную ответственность и явно несоответствующие скудные бюджеты. Происходящее очень напоминало совещания 2010 года: лица другие и формат дистанционный, а тексты практически те же.
Очевидно, что проблема системная и за двенадцать лет толком не решенная. Понятно, что для эффективной профилактики лесных пожаров и для быстрого их тушения нужны немалые средства. Губернатор Московской области Андрей Воробьев рассказал, как в Подмосковье в течение трех лет проведено обводнение торфяников. Из зоны риска выведено 75 тысяч гектаров. Цена программы – 5 млрд рублей. И подкачка воды на торфяники продолжается, насосы работают, деньги утекают. Результат, конечно, налицо, но соседним регионам не по карману. Поэтому надо искать нечто среднее между глобальной системой предотвращения пожаров и полным ее отсутствием. А такого решения пока нет, и, если честно, не заметно, что мы к нему приближаемся. Больше того, лесников оптимизировали, и сегодня зачастую некому даже гонять безответственных граждан, приезжающих на лесную полянку на пикник и вопреки запрету разводящих огонь. И пресловутые плакаты "Берегите природу, мать вашу!" тоже стали редкостью.
Пока, как видно, ставка делается на локализацию и тушение пожаров. Техника действительно закупается (хотя упоминание в условиях санкций вертолета "Робинсон" и самолета "Сессна" звучат диссонансом), личный состав демонстрирует выучку и мужество, а руководители проводимых операций – профессионализм.
И все же надо наводить порядок в управлении лесами и понимать, кто за что отвечает в плане борьбы с пожарами. Пока снова создана очередная экстраординарная правительственная комиссия, члены которой обращаются к президенту за разрешением лично поехать в Рязанскую область к месту основного пожара. Председательствует в комиссии Дмитрий Григоренко, в миру занимающий должность руководителя аппарата правительства. Он хороший человек, юрист и финансист, много лет работавший в налоговых органах. На совещании доложил, кто вошел в состав комиссии, каким будет внутренний KPI и что прорабатывается отдельным треком.
Вообще главам регионов, которые этим летом столкнулись с пожарами, в 2010-м, когда был получен основной опыт по этой теме, было по 30-35 лет, и работали они тогда, в основном, в кабинетах. К примеру, Павел Малков, который сегодня руководит с приставкой "врио" Рязанской областью, до этого назначения возглавлял Росстат и провел перепись населения. Мы не сомневаемся в его управленческих способностях, но опыт борьбы с лесными пожарами он пока только приобретает.
Здесь надо заметить, что в Нижегородской области, которая тоже столкнулась с необходимостью бороться с огнем в лесах, ситуацию довольно быстро удалось взять под контроль. Этому способствовали и решительность губернатора Глеба Никитина, умеющего принимать ответственные решения, и опыт нижегородских спасателей, многие из которых прошли через испытания 2010-го и через четкое взаимодействие с "Росатомом" в 2021-м, когда огонь подошел к ядерному центру. Если не произойдет чего-то чрезвычайного, то с нынешними пожарами смогут справиться в ближайшие дни. Но после этого надо извлечь уроки и готовить силы и средства на случай повторения беды в большем масштабе.
Региональная тема - уборочная кампания в Нижегородской области демонстрирует хорошие показатели
Политолог Александр Суханов: По данным регионального минсельхоза, более миллиона тонн зерна уже собрано в Нижегородской области с начала уборочной кампании. В целом, нижегородским агропредприятиям необходимо убрать различные сельскохозяйственные культуры с площади, превышающей один миллион гектаров. Практически все эксперты уверены, что урожай нынешнего года будет или сопоставим с рекордным прошлогодним, или как минимум сохранится на уровне среднегодовых показателей.
Хочется сразу подчеркнуть один важный момент. Нас перестали удивлять достижения работников сельского хозяйства. Рекордные урожаи при любой погоде, в условиях жестких экономических санкций стали нормой. А ведь люди среднего и старшего возраста еще помнят советское время, когда при всех усилиях, страна была вынуждена закупать зерно за рубежом. В приснопамятные 90-е нас спасали "ножки Буша". А сегодня не только черноземные области, но и регионы, которые ранее считались зоной рискованного земледелия, стали активно производить сельхозпродукцию. Например, в северных районах нашей области всегда были проблемы с развитием сельскохозяйственного производства. Однако сегодня, наш нижегородский министр Николай Денисов, рассказывает, что в колхозе имени Горького Уренского района даже в засушливый 2021 год урожайность пшеницы достигала 45 центнеров с гектара.
Сельское хозяйство стало привлекательным бизнесом. В последние годы мы видим инвестиционную активность: открываются новые крупные предприятия, а те, кто уже работают, расширяют спектр выпускаемой продукции. Сейчас в нашей области действует более 400 крупных и средних сельскохозяйственных предприятий, 1600 фермерских хозяйств, а также 1000 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Понятно, что такие результаты стали возможны только при использовании современных технологий и оборудования. Кроме того, в силу специфики производства, аграриям необходима господдержка на весенние полевые работы; мелиорацию; возмещение части затрат на закупку техники и другие направления. Уже сообщалось, что на поддержку предприятий АПК и развитие сельских территорий Нижегородской области в текущем году выделено более 5,4 млрд рублей субсидий.
Глеб Никитин говорит, что на полученные субсидии аграрии приобрели более 600 единиц техники и оборудования на сумму свыше 3 млрд рублей. Специально отмечу, что после введения санкций в феврале, возникла проблема с комплектующими для сельхозтехники иностранного производства. По данным минсельхоза, у нас ее около 30%. Правительство региона оперативно провело ревизию и в кратчайшие сроки был сформирован необходимый резерв запчастей. И сейчас вся техника работает в полном объеме.
И вот два парадокса хороших перспектив на большой урожай в нижегородском регионе и по России в целом. Прежде всего, главным вопросом для производителей стал вопрос кому и по какой цене продавать урожай. Поэтому в нашем регионе под эгидой правительства сейчас проводится много встреч с представителями торговли и агропредприятиями, чтобы расширить выход нижегородской продукции на различные рынки: продуктовые магазины, рынки или ярмарки.
Такая же проблема и на российском рынке в целом. Фактически мы столкнулись с кризисом перепроизводства, прежде всего, на внутреннем рынке. Если ранее, в условиях беспрецедентного роста цен на зерно на мировом рынке, Россия активно вывозила его за рубеж, став фактически одним из мировых лидеров по экспорту зерна, то сегодня ситуация изменилась.
Прежде всего, при высоких экспортных ценах на мировых рынках, производители зерна стремились продать его за рубежом, или повышали цену на него на внутреннем рынке, чтобы выровнять цены внутри России с общемировыми. Тем самым, страдал российский потребитель. Правительство в целях защиты интересов российского потребителя в период пандемии, когда перекос в пользу экспорта стал препятствовать развитию внутреннего производителя, ввело протекционистские защитные экспортные пошлины. Сейчас экспортная пошлина составляет около $80 за тонну вывозимого зерна. Это привело к тому, что российское зерно на мировых рынках стало дороже, чем у конкурентов. А если учесть, что решен вопрос и о вывозе украинского зерна, которое торгуется по демпинговым ценам, то понятно, что спрос на российское зерно снизился. В результате в текущем году специалистами ожидается снижение российского экспорта зерна примерно на 20% от уровня прошлого года. Считайте сами: текущие средние внутренние цены на продовольственную пшеницу составляют 12 025 рублей за тонну ($201), что на 5% ниже, чем год назад, а затраты фермеров на гектар за год выросли на 20-25%. Необходимо учитывать и скрытое санкционное давление на российских экспортеров, что не способствует реализации значительной части рекордного урожая. Хотя формально прямых санкций против российского зерна нет, экспортировать из России все-таки сложно в условиях разного рода операционных, логистических и финансовых ограничений.
Надо обратить внимание и на тот факт, что паника, охватившая зерновые рынки в первой половине 2022 года, спровоцированная разговорами о продовольственном кризисе и даже о возможности голода в некоторых странах, сегодня сменилась оптимистическими оценками состояния зерновых рынков. И цены на зерно стали активно снижаться. До уровня, характерного для периода до СВО, они опустились в течение месяца, хотя и остались почти в два раза выше, чем год назад. Стало понятно, что в принципе урожай в северном полушарии, несмотря на засуху в Европе, будет не такой ужасный, как казалось раньше, и цены на это тут же отреагировали.
Но есть в хорошем урожае и приятные моменты. Так специалисты и даже мы, нижегородские потребители, не могли не заметить реального снижения цен на ряд продовольственных товаров. Так, в Нижегородской области в июне подешевели картофель, помидоры и капуста, на что повлияли увеличение импортных поставок и укрепление рубля. Томаты стали дешевле за счет расширения предложения теплиц в Приволжском федеральном округе и в целом России.
На мой взгляд, надо отметить и влияние нового урожая. Например, в нашем регионе лидером по снижению цены стали овощи из так называемого борщевого набора. По опубликованной информации, по "индексу борща" Нижний Новгород занял 33 место в России с суммой в 135,91 рубля. В среднем по России – 184,58 рубля. Нижегородцам голод не угрожает.
Муниципальная тема - Нижний Новгород в зимний сезон 2022/23 года войдет без новых обещанных станций снеготаяния
Политический обозреватель Вадим Андрюхин: Как говорится, бесконечно можно смотреть на три вещи: горящий огонь, бегущую воду и на то, как работает другой человек. Авторство этого распространенного выражения не установлено. "Огонь" и "вода" ни у кого не вызывают возражений, а с третьим выражением возникают различные варианты: … как сияет звездное небо, … как паркуется блондинка, … как колеблется рубль и так далее и тому подобное. В список философских изречений я бы добавил не один десяток выражений про нашу нижегородскую мэрию. Бесконечно можно смотреть как администрация города: борется с "неожиданными" подтоплениями от летних дождей, начинает/заканчивает отопительный сезон, запускает и никак не запустит систему платных парковок, отчитывается за стройку детских садов, но при этом срывает все мыслимые и не мыслимые сроки ввода, завершает наносить дорожную разметку к первым снегопадам, и собственно говоря, в авральном режиме убирает этот самый снег до первых лучей майского солнца. Можно продолжать долго. Вы скажете я ворчун? Нет, я самый обычный патриот своего города, который уже свыкся с методами работы нашего МСУ. Как всегда самые важные и опорные для жизнедеятельности города зоны ответственности мэрия делает на "троечку", зато менее приоритетные задачи в основном праздничного характера решаются почти "на пятерку".
Так происходит и с темой станций снеготаяния - атрибутом современного ЖКХ мегаполиса. С учетом размеров нашего города таких станций должно быть несколько. Имитация бурной деятельности в этом вопросе идет давно. Но, тем не менее долгожданную вторую станцию сдали только весной 2022 года, хотя "Нижегородский водоканал" должен был открыть ее 1 января. Таким образом, полная загрузка этого объекта начнется только будущей зимой, если опять что-то не помешает. Кстати, в прошлую зиму мэрия ввела почти аж на четыре месяца режим повышенной готовности в целях обеспечения надлежащего содержания улично-дорожной сети. Повышенная готовность началась с 8 декабря 2021 года и закончилась уже солнечной весной 12 апреля 2022 года. Но горожане наблюдали таяние гор невывезенного снега почти до мая.
Сейчас администрация установила размер платы за утилизацию снега на станции снеготаяния, построенной по концессии – 205,46 рубля за кубометр. Много это или мало, мне трудно сказать, но что-то мне подсказывает, что не зря станцию строили по концессионному соглашению. Первые попытки "подойти к снаряду" и сделать концессию на утилизацию снега делались мэрией еще в 2019 году. Но, что-то пошло не так. В 2021 году заключили новое соглашение, по которому в итоге со скрипом и построили в городе первую концессионную и, наверное, современную, отвечающую всем экологическим нормам, станцию в районе Гребного канала.
Не удивительно, что в 2022 году в мэрии планировали построить еще две станции, но пока не начали. Построить станции в Автозаводском и Московском районах обещал в прошлом году уже "легендарный любитель" концессий первый заместитель главы города Илья Штокман. Но как говорится: "обещать – не значит женится". Давно пора ввести мониторинг обещаний чиновников и в случае не выполнения и очевидной лжи принимать жесткие решения. Зарплату ведь они получают регулярно. В данном случае зря.
Отдельная "претензия" к городской Думе. Депутаты последнего созыва демонстрируют верх пассивности и "ловить мух" давно перестали. А разобраться в действиях администрации Юрия Шалабаева стоит. И любимым занятием депутатов стало "принимать к сведению" услышанную информацию. Вот и сейчас Дума Нижнего Новгорода соберется на внеочередное заседание 30 августа. Пока в повестке один вопрос – "манипуляции" с недвижимостью в составе объекта концессионного соглашения по реконструкции и эксплуатации станции снеготаяния Советского района на улице Надежды Сусловой. При этом в июне город принял в собственность участок под новую станцию снеготаяния в другой части Советского района, около деревни Кузнечиха. Все ли депутаты понимают, что происходит?