"Рост заболеваемости COVID-19, повышение стоимости проезда в общественном транспорте, проклятье Балахны", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 18 по 22 июля 2022 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – в России вновь зафиксирован рост заболеваемости COVID-19
Директор ИА "Нижний сейчас" Сергей Раков: На прошлой неделе официальная статистика и официальные лица от здравоохранения РФ подтвердили факт роста заболеваемости коронавирусом. Минздрав вновь напоминает о необходимости ревакцинации в особенности пожилым людям и пациентам с хроническими заболеваниями. Сейчас набирает обороты штамм "Омикрон". Как сообщают медики, такая вариация вызывает сравнительно легкое течение болезни, в первую очередь, у вакцинированных. В Нижегородской области ежедневный прирост заболеваемости достаточно небольшой – не более 100 случаев в сутки. В целом в России сейчас ситуация находится под контролем, чего нельзя сказать о некоторых странах Европы и США.
Конечно, коронавирус за последние два года преподнес всем хороший урок и изменил нашу жизнь. Но вот сейчас после массовой вакцинации жизнь вошла в нормальное русло, почти все ограничения сняты. COVID-19 по уровню тревожности уступил первенство проводимой СВО в Украине.
Недавно глава Роспотребнадзора Анна Попова высоко оценила работу областного правительства в период пандемии. По ее словам, с появлением новых подвариантов штамма „Омикрон“ будет рост количества новых случаев, что сейчас уже наблюдается в столице. Новая волна вируса конечно нас не испугает, а лишь в очередной раз заставит применять средства защиты. Возможно, власти будут вынуждены ввести вновь какие-то разумные ограничения. Но все это по сравнению с новой политической, экономической и социальной реальностью для россиян уже всего лишь "цветочки".
Региональная тема - в Нижнем Новгороде повысили стоимость проезда в общественном транспорте
Политолог Александр Суханов: Свершилось. После долгих дебатов и сомнений. Напомню, что проект постановления был обнародован еще в марте. Проезд на нижегородском общественном транспорте подорожал на 25% при оплате наличными и на 15% при оплате картой.
Вопрос изменения тарифов активно обсуждался в СМИ и социальных сетях. К обсуждению были привлечены члены общественного совета по вопросам общественного транспорта региона, которые согласились с ростом тарифов. Они посетили ряд транспортных предприятий, ознакомились с условиями работы и оплаты работников. Понятно, что основной проблемой называется недостаточность средств, получаемых от продажи билетов. Именно это обстоятельство предопределило необходимость такого непопулярного среди населения решения.
Но остается открытым вопрос: позволит ли это очередное повышение тарифов решить проблемы, как говорил классик, "транспортного цеха"? Кто-то может сказать, сколько таких повышений платы за проезд мы пережили за последние тридцать лет? А сколько из них обеспечили окупаемость работы перевозчиков?
Надо сказать прямо, что ни одно повышение тарифов на проезд не обеспечило окупаемости затрат перевозчиков. Более того, и не могло обеспечить.
Во-первых, услуги общественного транспорта относятся к социальным. Они не могут предоставляться населению по себестоимости. Поэтому доля тарифов в доходах перевозчиков ограничена социальной планкой, устанавливаемой государством, и как правило, не превышает 30%. Более того, законом о предоставлении услуг общественного транспорта определяются льготные слои населения, для которых тарифы существенно снижены, или услуга предоставляется вообще без оплаты.
Во-вторых, известно, что среди пассажиров преобладают люди с невысокими доходами. Как правило, это пенсионеры, молодые люди, обучающиеся в образовательных учреждениях. У них нет своего личного транспорта, нет высоких доходов, дающих возможность оплачивать транспортные услуги, например, такси или кашеринга.
В-третьих, современная пассажиро-ориентированная система стоит дорого. По подсчетам специалистов, реформа системы общественного транспорта Нижегородской агломерации, рассчитанная до 2025 года, потребует в общей сложности 117 млрд рублей. Нигде не удалось создать систему общественного транспорта, окупающуюся за счет платы за проезд. Всегда требуются дополнительные источники финансирования.
Таким образом, мы имеем право сделать вывод, что привычный путь повышения тарифов – это путь никуда. Он не позволяет решить проблемы перевозчиков и пассажиров от слова совсем. Это тупик, создающий иллюзию развития транспортной системы. Ряд экспертов прямо отмечают, что самый распространенный миф – что общественный транспорт должен окупаться за счет продажи билетов. Конечно же, нет, такого не бывает никогда, и из-за этого возникает много проблем.
Главная проблема, которую необходимо решить, хорошо понятна – обеспечить необходимые финансовые средства для существования и развития транспортной отрасли. И поскольку таких денег нет у пассажиров, значит, их надо получить с тех слоев населения, у которых такие деньги есть. Одновременно, желательно пересадить в общественный транспорт большую часть городского населения, принудив их отказаться от личного транспорта. Это важно в крупных мегаполисах, где транспортные артерии забиты огромных количеством личных автомобилей. Основные транспортные артерии нашего города были построены в советское время. А тогда норматив был определен в 40 машин на тысячу населения. Сегодня по факту в городе не менее 400 машин на тысячу населения. Заторы и пробки на дорогах давно уже привычное и неизбежное зло.
Стоит задача уменьшить число личных авто на улицах, особенно в районе исторического центра. Первый шаг на пути решения этой проблемы уже делается. Все парковки в центре города стали платными. Впереди неизбежный платный въезд в исторический центр. Но этого недостаточно. Необходимо, чтобы автовладельцы предпочли воспользоваться общественным транспортом, а свои машины оставили для поездок за город.
Это сделать не просто. По оценкам специалистов, в России преобладает стремление к личному транспорту. Но я уверен, что это явление временное и отражает определенную историческую специфику нашего развития. Слишком долго нам не давали возможности владеть автомобилем. Да и качество общественного транспорта оставляет желать лучшего – по качеству и комфорту подвижного состава, по скорости движения в городах, по качеству обслуживания. Но ситуация постепенно начинает исправляться. Вот только рост тарифов за проезд не добавляет привлекательности городскому пассажирскому транспорту. Скорее наоборот. Рост тарифов на практике зачастую снижает поступление средств. Так, по признанию самих работников, в последний месяц были выпущены на линии контролеры, следящие за оплатой проезда. Пока они не штрафуют нарушителей, а проводят разъяснительные беседы. Так вот только за месяц, благодаря их работе казна предприятий пополнилась дополнительно на 800 000 рублей.
И я, вслед за многими экспертами, делаю вывод – надо не повышать тарифы, а снижать с последующей их отменой. В мире уже есть опыт бесплатного предоставления услуг. Когда все пассажиры муниципального транспорта ездят без оплаты проезда. Самое интересное, что такой подход снижает расходы на содержание городского транспорта. Как отмечают специалисты, при использовании бесплатного общественного транспорта снижаются издержки по продаже и изготовлению билетов, талонов и проездных. Это позволяет отказаться от использования турникетов и валидаторов в метро или в наземных средствах транспорта, а также от работы билетных инспекторов и их экипировки (спецодежда, устройства проверки и выдачи билетов, нагрудные видеорегистраторы), что также повышает экономическую выгодность бесплатного проезда для.
Кроме того, при работе системы бесплатного общественного транспорта повышается привлекательность пользования таким транспортом горожанами и туристами. Часть горожан и гостей города могут отказаться от личного автотранспорта для поездок на работу, учебу и т. д.
Пионеры внедрения бесплатного общественного транспорта отмечают, что они хотели оказать помощь жителям с низким доходом добираться на работу и с работы. Мы должны найти необходимые деньги для обеспечения бесплатного проезда горожан. Это необходимо, если надо сделать общественный транспорт приоритетным. Следовательно, главная проблема бесплатного транспорта в наличие необходимой суммы денег.
Больше всего меня порадовал тот факт, что согласно проекту транспортной стратегии минтранса, в России к 2035 году может появиться бесплатный общественный транспорт. Его минтранс предлагает ввести при условии внедрения механизма "пользователь платит" для всех категорий автомобилистов. Эта схема предусматривает, что с 2025 года будет взиматься плата за проезд по дорогам регионального значения, а к 2035 году – со "всех категорий пользователей дорог", включая дорожную сеть городских агломераций. По мнению разработчиков стратегии, внедрение механизма "пользователь платит" поможет финансировать транспортную инфраструктуру и регулировать ее использование как перевозчиками, так и населением. В том числе это необходимо для стимулирования использования транспорта общего пользования и сокращения пользования личным транспортом в крупных городах.
В последнее время, как-то уверовал, что многие планы и задумки в России реализуются, постепенно делая нашу жизнь комфортнее.
Муниципальная тема – балахнинское проклятье: третий за четыре года глава балахнинского округа ушел в отставку.
Социолог Максим Лубяной: На прошедшей наделе внимание экспертов и околополитических телеграм-каналов было приковано к Балахнинскому округу. Всего за последние четыре года третий глава покинул пост. В отсутствие каких-либо серьезных новостей в летний период, а тем более политических новостей в нашей области, отставка Галкина и назначение Дранишникова стало одной из самых обсуждаемых тем. Вообще, действительно, как-то Балахне не везет с руководством, даром, что родина Козьмы Минина. В начале 2000-х на тогдашнего главу Волкова возбудили уголовное дело о злоупотреблении должностными полномочиями, а потом Волкова убили. В середине 2000-х боролись за власть "комбинатовские" (Балахнинский бумкомбинат) и местные предпринимательские кланы, потом были ставленники Шанцева (Карцевский, Шильнов), потом при его же поддержке братья Глушковы. Дальше те, кто должен был это все разгребать, но и у них без скандалов не обошлось. Как говорится в одном известном анекдоте – "может место проклятое"?
Место, конечно, не проклятое. Балахнинский округ с одной стороны, достаточно интересен для различных политико-экономических игроков различного уровня, а с другой – в самом округе не осталось своих групп и кланов, которые были бы в состоянии "держать" район, учитывая, что бумкомбинат больше не играет определяющей роли.
Да и в условиях, когда Балахну включили в состав Нижегородской агломерации, никто и не будет делать ставку на какие-либо местные силы. Здесь стоит отметить, что в последние несколько лет большинство назначений глав, особенно в "ключевых" муниципальных образованиях, происходят из кадрового состава областной власти. То есть, одна из стратегических задач губернатора Глеба Никитина по удержанию политической стабильности продолжает выполняться. Другое дело, что "скамейка запасных" у внутриполитического блока нашего кремля не слишком длинная. Да и желающих стать главами МСУ не так уж и много – слишком должность "расстрельная". Хотя кадры есть. И даже в КУПНО есть программа подготовки именно муниципальных руководителей "Команда 52". И, тем не менее, есть еще большая часть районов области, где глав просто необходимо менять, которые явно засиделись на своих местах, и, не смотря на удовлетворительные отчеты по итогам деятельности, жители устают от одних и тех же не решаемых проблем, безысходности и отсутствия какой-либо защиты от самоуправства, а иногда и самодурства отдельных глав.
Я, кстати, не вижу ничего плохого в том, что глав районов меняют, не дав им доработать положенный срок. При выборной системе это было невозможно, и так и приходилось жителям терпеть своих местных "князьков". Другое дело, что представительные органы уж совсем оказались "задвинуты" на уровень простой легитимации решений глав МСУ, что, конечно, позволяет муниципальным чиновникам "расслабиться", но тут уже вопрос больше к самим жителям – своих депутатов нужно держать в тонусе. Но здесь и блоку внутренней политики областного правительства стоило бы быть повнимательнее и к запросам общества, и к фактическому исполнению главами МСУ своих обязанностей. Вспоминается история прошлого года, когда в Кулебакском округе глава ушел в отставку после невыполнения одного из нацпроектов – детский садик не был построен. О том, что с его строительством есть проблемы было известно практически с самого начала. Садик не сдан до сих пор, нового главы тоже нет, причем тоже до сих пор. То есть, не отследили, не взяли на контроль, не приняли мер.
Возвращаясь к теме смены главы в Балахне, остается только пожелать Андрею Дранишникову удачи на новом месте работы, а балахнинцам – терпения и надежды на светлое будущее.