"Открытый Суровикин, рост взносов нижегородцев на капремонт на 17%, концессия тепловых сетей Нижнего Новгорода без конкурса", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 17 по 21 октября 2022 года.
ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – генерал Суровикин открыто разговаривает с обществом о реалиях СВО, введение четырех видов режимов в регионах России
Политолог Иван Юдинцев: Неделя выдалась богатой на новости, но, главное, что заметно изменилась направленность федеральных новостей. Вначале генерал армии Сергей Суровикин, которого совсем недавно назначили командовать войсками СВО, прямо и без приукрашивания рассказал россиянам, что происходит под Херсоном, как могут развиваться события, и какие решения могут быть приняты. Сразу после этого власти Херсонской области стали активно вывозить жителей правобережья на левый берег. Причем делается это открыто, с публичными разъяснениями, почему это надо делать, и с ежедневными отчетами о ходе перемещения. И это после нескольких месяцев бодрых брифингов официального представителя минобороны, когда у нас уже сформировалась привычка узнавать, что и как, из телеграм-каналов военкоров, самостоятельно складывая картину из кусочков информации и мало кому доверяя.
Понятно, что от такого изменения информационной политики у кого-то был шок, а у кого-то испортилось настроение. Но зато сразу стало меньше слухов и пересудов. Кредит общественного доверия у нового командующего войсками СВО теперь очень большой, но ситуация может измениться при первой же фальшивой ноте.
Обращение генерала Суровикина стало "хорошей увертюрой" и к еще более важным новостям. Из трансляции заседания Совета безопасности и из указов и поручений правительству, подписанных президентом России в тот же день, мы узнали, что не все в порядке с обеспечением нужд СВО. То есть мы и раньше об этом догадывались, но теперь открыто сказано, что есть проблемы. Создан координационный орган, отвечающий за удовлетворение запросов, связанных с проведением спецоперации. К понедельнику основные запросы должны быть четко сформулированы, и по каждому пункту будут определены сроки исполнения и назначены министры, несущие персональную ответственность за выполнение заданий.
В таком контексте вполне логичным стало и введение четырех уровней готовности в разных группах российских регионов.
Очевидно, что в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях надо было ввести особый порядок управления. Эти четыре региона уже давно живут по правилам военного положения, но с тех пор, как они вошли в состав России, на повестку дня встал вопрос об узаконивании происходящего в соответствие с нормами российского права, что сейчас и сделано.
Снаряды прилетают и в соседние регионы Южного и Центрального федеральных округов. Через эти регионы перемещаются резервы и доставляются боеприпасы, а объекты инфраструктуры становятся целями для ВСУ. В интересах и жителей этих мест, и войск, участвующих в спецоперации, повысить уровень защиты этих субъектов РФ, чтобы не могли работать вражеские наводчики, информаторы, чтобы задачи поддержки СВО решались оперативно и четко. Остальные же регионы этих двух федеральных округов становятся дальним тылом, где тоже разумно вводить отдельные элементы особого порядка управления или, по крайней мере, предоставить губернаторам такую возможность.
Наконец, руководству всех прочих регионов, включая Нижегородскую область, надо принимать беженцев и переселенцев, поддерживать оборонные предприятия, которые уже выполняют важные производственные задания, а в ближайшее время и вовсе должны будут работать с предельной загрузкой. Необходимо усилить охрану общественного порядка, в особенности, объектов транспорта и связи.
К слову нижегородский губернатор Глеб Никитин отметил, что в Нижегородской области уже давно действует уровень повышенной готовности как в связи с коронавирусом, так и в связи с приемом беженцев Донбасса. "С точки зрения жизни обычных граждан ничего не меняется", - подчеркнул он. Для правительства области и других ведомств базовая готовность означает, что в короткие сроки необходимо привести в порядок нормативную базу, касающуюся усиления охраны общественного порядка, а также более жесткого контроля за работой объектов связи и коммуникаций.
Логичность и востребованность введения четырех уровней готовности хорошо иллюстрируются тем, что эти решения главы государства не вызвали паники или хотя бы заметного напряжения в обществе. Помнится, со дня начала спецоперации так называемые оппозиционеры пытались продвигать слоган "Все все понимают". Вот теперь мы увидели, что действительно все все понимают. И поддерживают понятные решения. В особенности, когда и власть, и военное командование открыто говорят о проблемах и о том, что требуется для решения этих проблем.
Пожалуй, это и есть главная новость недели: власть решилась на прямой и откровенный разговор с обществом. Если до сих пор такого разговора не было, то, видимо, власть планировала решить поставленные задачи без обращения к гражданам. Но участие общества потребовалось: нужны и триста тысяч мобилизованных, и готовность людей принять частичные ограничения своих прав, и понимание, что многое еще впереди, и общественное согласие на последующие решения власти.
Подчеркну, что речь идет только о действительно необходимых решениях. И здесь нам в помощь тот опыт, который главы регионов получили в ходе борьбы с пандемией коронавируса. Получается, что это были большие учения для губернаторов. Сейчас они снова наделяются дополнительными полномочиями, и на них возлагается большой объем ответственности. А отличие в том, что на этот раз есть согласие общества на целесообразные действия властей, чего, надо признать, не наблюдалось во время противодействия ковиду. Теперь губернаторам придется решать очень непростую задачу: пользоваться полномочиями ровно настолько, насколько требуется, избегая малейшей фальши и перегибов. А уровень консолидации общества становится ключевым фактором эффективности госуправления, как в стране в целом, так и в каждом регионе.
Региональная тема – нижегородское правительство планирует увеличить взнос за капремонт на 17%
Председатель общественной организации "Союз защиты прав потребителей в сфере ЖКХ" Наталья Шартанова: Череда повышений платы за ЖКУ в 2022 году местное правительство не насторожило, и оно с 1 января 2023 года принимает решение на 17% повысить взносы на "хапремонт". С 1 июля 2022 года повысились тарифы на жилищно-коммунальные услуги и далеко не на 4,4%. Так, АО "Водоканал" повысил стоимость своих услуг на 15%. С 1 сентября повышены тарифы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества. Постановлением правительства РФ теперь они будут взиматься не по нормативу, а по показаниям приборов учета, что влечет увеличение расходов на жилье. С 1 декабря 2022 года правительство России приняло решение о повторном повышении тарифов на ЖКУ. С 1 января 2023 года правительство Нижегородской области намерено увеличить взнос за капитальный ремонт многоквартирных домов до 8 рублей за один квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения, что составляет 17%.
Собираемость взносов в ФКР в Нижегородской области составляет более 90%. Взносом в восемь рублей невозможно исправить заранее провальную программу. Стоимость работ растет в прогрессии, это становится пожизненным бременем для собственников.
Приведу собственные наблюдения: в 2015 году ремонт крыши стоил 3 млн рубле, в 2022 году 30 млн рублей. Предложение ФКР в этом году с ремонтом крыши и фасада составляет 64 млн рублей. А крыши – текут до ремонта , во время его и даже после ремонта.
Полагаю, что данное решение в сложившейся сложной политической, экономической и социально-напряженной ситуации является нецелесообразным. В ситуации отсутствия стабильности не время для увеличения расходов граждан на ЖКУ. Оплата жилищно-коммунальных услуг является первостепенной и составляет "львиную долю" бюджета каждой семьи. Если у граждан жилье в ипотеке… я сочувствую. А вот власти похоже не думают о народе.
Считаю, что у региональных властей имеются иные рычаги для решения оплаты добровольно-принудительных взносов на "хапремонт". Проблемы надо научиться решать не только из кармана граждан. Из бюджета власти умеют "высасывать" средства на свои "хотелки". Необходимо прекращение финансирования нецелесообразных расходов из бюджета. Список таких расходов не мал. Например, весенняя посадка цветников-однолетников,. Примеров много. Горожане видят. Надеюсь, видит и прокуратура.
Муниципальная тема - мэрия передаст "Теплоэнерго" городские сети в концессию без конкурса
Политолог Александр Суханов: На этой неделе комиссия по имуществу городской Думы Нижнего Новгорода поддержала предложение АО "Теплоэнерго" о передаче тепловых сетей на концессию.
Как известно, "Теплоэнерго" является крупнейшим поставщиком тепловой энергии в Нижнем Новгороде. По информации с официального сайта компании, обслуживаемая техническая база предприятия состоит из 114 котельных, более 143 центральных тепловых пунктов и тепловых сетей общей протяженностью свыше 1700 км. Всего предприятие осуществляет теплоснабжение более 8,3 тысяч объектов, в том числе 5,7 тысяч многоквартирных жилых домов, более 650 социальных учреждений во всех районах города, за исключением Автозаводского, части Ленинского и части Нижегородского районов.
В то же время, состояние теплосетей хоть и постепенно улучшается, их износ составляет 63%. Напомню, что еще в 2018 году общий износ тепловых сетей был на уровне 85%. И именно этот процент – причина значительного числа аварий на теплосетях. Так в декабре 2019 года их было 248. В том же году в одном из комментариев я писал, что жизнь в городе стала похожа на жизнь на минном поле – неизвестно когда и где произойдет очередная авария. Работа коммунальщиков была аврально-пожарной по ликвидации очередной аварии. Уже тогда стало ясно, что нужно менять не отдельные участки никуда не годной сети, а саму сеть, которая не ремонтировалась по 30-50 лет и работала на грани.
Должны быть два направления работы. Одно – "аварийно-пожарное". Это мы делать научились. Произошла авария – и она тут же исправляется. Но это не решение проблемы.
Основное направление – это системная, глобальная замена непригодных сетей. Не модернизация, а замена. И замена, в моем представлении, это параллельная прокладка новых водоводов, канализации и теплопроводов из новых материалов, в наименьшей степени подверженных коррозии, а после этого отключение негодных сетей и их ликвидации.
Тогда же я отметил, что ресурсоснабжающая организация должна создать программу быстрой и масштабной замены своих ветхих сетей.
По словам генерального директора "Теплоэнерго" Ильи Халтурина, разработана масштабная программа на 25 лет. Предприятие намерено вложить в реконструкцию сетей 40 млрд рублей.
По информации председателя КУГИ Светланы Помпаевой, в перечень концессионного соглашения предложено включить 682 тепловые сети, а также 247 котельных и тепловых пунктов. Важно подчеркнуть, что речь идет о тех сетях и объектах, по которым в 2007 году были заключены договоры аренды с ОАО "Теплоэнерго" на неопределенный срок, до соответствующих изменений в федеральный закон.
Дело в том, что на момент заключения договоров аренды, эти сети и объекты были "бесхозными", то есть не имели юридического собственника. А сами собственники не спешили заявлять свои права, поскольку это влекло обязательства по содержанию этих сетей. Муниципалитет также не мог просто объявить себя собственником, для этого требовалось судебное решение. И хотя уже в тот период шли дискуссии о заключении концессионных соглашений, этого сделать было нельзя до официального объявления собственника.
Сегодня тепловые сети и объекты, включенные в реестр на концессию, находятся, как я уже сказал, в бессрочной аренде у "Теплоэнерго". Надо отметить, что тепловые сети имеют особый правовой режим. Закреплять сети можно на праве аренды, только если срок их эксплуатации меньше пяти лет, и на основании концессионного соглашения, если срок - более пяти лет. Права владения и пользования имуществом у арендатора возникают только в том случае, если будет заключено концессионное соглашение.
Учитывая, что сейчас в рамках инвестпрограммы компания тратит на модернизацию и содержание сетей около 1 млрд рублей в год, у Региональной службы по тарифам возникают вопросы по поводу законности этих инвестиций. Именно поэтому гендиректор Халтурин говорит, что только концессионное соглашение позволит обеспечить понятный прозрачный механизм в плане обновления теплосетевого комплекса.
По информации АО "Теплоэнерго", повреждаемость их сетей снизилась на 13,5% в январе-августе 2022 года в сравнении с прошлым годом. Общее снижение аварийности обусловлено тем фактом, что начиная с 2019 года, заменено уже порядка 400 км сетей. В текущем году уже выполнены работы по перекладке более 50 км трубопроводов.
В то же время, проблем в теплосетевом комплексе еще немало. Так, по сообщению заместителя директора департамента жилья Сергея Самсонова, в отопительный сезон 2021-2022 годов в Нижнем Новгороде зафиксировано 1493 аварии на теплосетях. При этом самыми аварийными стали Автозаводский и Сормовский районы: 445 и 245 случаев соответственно. Напомню, именно Автозаводский район находится вне зоны деятельности "Теплоэнерго". Определенные сомнения у некоторых экспертов вызывает факт заключения концессии без конкурса. Думаю, что не последнюю роль, играет память о громком провале заключения концессии с нижегородским водоканалом в 2013 году. Но времена кардинально изменились, законодательство о концессиях стало более конкретным и повторение, на мой взгляд, прежнего сценария сегодня невозможно.
Учитывая ту работу, которую провело "Теплоэнерго" за последние годы, в том числе и на находящихся у них в аренде сетях и объектах, а также их планы в рамках концессии инвестировать еще 40 млрд рублей, становится понятно, почему заключение концессионного соглашения предполагается провести без конкурса. Видимо, этот тот случай, когда от добра добра не ищут.