"Конец льготной ипотеки, нижегородский регион в лидерах по научно-технологическому развитию, мэрия Нижнего Новгорода не заявилась в федеральную программу капремонта школ", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 14 по 18 ноября 2022 года.
ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – правительство РФ не будет продлевать программу льготной ипотеки
Политолог Иван Юдинцев: Госпрограмма льготной ипотеки на новостройки завершится 31 декабря 2022 года. Об этом сказал в Госдуме замминистра финансов РФ Алексей Моисеев, пояснивший, что министерство не видит необходимости в новых мерах поддержки первичного жилстроительства.
Эта новость сразу же вызвала общественный резонанс, поскольку затрагивает очень большое число российских семей. Несмотря на падение рынка ипотеки на первичку в 2022 году, за год будет выдано больше 1 млн ипотечных кредитов, и это очень осторожная оценка.
Годом раньше случился ипотечный бум, ставший следствием исторически низких ставок, обусловленных мягкой денежно-кредитной политикой Центробанка и льготными программами, на которые пришлась четверть всех выданных ипотечных кредитов. В итоге в 2021-м банки выдали покупателям нового жилья рекордные 1,9 млн займов на 5,7 трлн рублей.
Весной 2022-го произошел резкий спад, когда ЦБ резко поднял ключевую ставку, вслед за которой взлетела и ставка по ипотеке, оказавшись на уровне 20%, что сделало невыгодными любые заимствования и практически остановило рынок. После этого Банк России стал поэтапно смягчать финансово-кредитные условия, но ставка по ипотеке еще некоторое время оставалась невыгодной и в сентябре была на уровне в среднем чуть ниже 10,5%. В результате, по оценкам, которые привел в октябре вице-премьер Марат Хуснуллин, число ипотечных кредитов за первые девять месяцев сократилось на 36%, а объем их в денежном выражении – на 21% по отношению к трем первым кварталам прошлого рекордного года.
В такой ситуации власти использовали уже отработанный ранее инструмент льготной ипотеки, определив ее условием выдачу средств на покупку жилья в новостройках под 7% годовых. Вот эта программа и финиширует под бой курантов с приходом Нового года.
Сами застройщики тоже включились в стимулирование покупателей, предложив субсидированную ипотеку по "околонулевым" ставкам от 0,1% годовых. Однако при этом многие из них существенно повысили цену жилья в новостройках.
Рост цены первичного жилья стал возможен как из-за льготирования ипотеки, так и вследствие стремления части россиян вложить понадежнее рублевые сбережения, когда прогнозировать инфляцию и валютные курсы непросто, а руководитель ЦБ говорит, что сейчас "будущее как никогда туманно".
В то же время цены на вторичное жилье возросли не настолько, и стал расти разрыв между ценой, которую запрашивает продавец вторички, и фактической ценой сделки. Это отчасти объясняется срочностью продаж, в особенности, когда продавец уезжает за пределы страны либо вынужден отказаться от инвестиционной недвижимости ради получения средств для спасения основного бизнеса или просто на текущие расходы семьи. При этом на вторичное жилье не распространяются льготные ипотечные предложения, и часть спроса перешла с рынка вторички на рынок первички.
Таким образом, прекращение действия госпрограммы льготной ипотеки, как и намерения Центробанка ограничить выдачу застройщиками займов по "околонулевой" ставке, – это меры, призванные взять ситуацию под контроль после встряски, случившейся в уходящем году. Кто-то хвалит оперативные меры, принятые регулятором, кто-то говорит, что весенние решения подписывались дрожащей рукой. Но почти все согласны, что пора заменять временные меры более системными решениями.
Очевидно, что предлагаемые меры должны снизить спрос на первичное жилье и повлечь снижение цен. Проблема, однако, в том, что себестоимость строительства от этого не снизится, и если мы журим застройщиков за стремление заложить в цену жилья возросшие риски, то придется признать, что риски эти вряд ли станут меньшими, и уж точно не снизятся оценки рисков и связанные с ними ожидания.
Собственно, от того, как повернется общая ситуация в мире и в стране, и будет зависеть ответ на вопрос, насколько хороши принимаемые сейчас меры по стабилизации рынков, включая рынок первичного жилья. Меры окажутся верными и своевременными, если не произойдет новой большой встряски.
Разумеется, в подобной ситуации особенно важны четкие и достоверные сигналы, посылаемые участникам рынка властями. Поэтому не очень хорошо, что важная как для застройщиков, так и для миллиона семей новость приходит с технического обсуждения в стенах Госдумы, где она озвучена чуть ли не к слову, и за ней не следует подробного обоснования от правительства, объяснения целей принятия решения и прогнозируемых последствий, разъяснений технических вопросов, комментариев экспертов, причастных к выработке решения. На самом деле, до сих пор нет даже официального подтверждения информации о прекращении действия госпрограммы льготной ипотеки. А такое подтверждение необходимо, поскольку замминистра финансов сказал, что он и его коллеги исходят из того, что программа завершится, но не утверждал, что так оно и будет. Конечно, подобная неопределенность сигнала не способствует эффективности принимаемых мер.
Региональная тема – Нижегородская область вошла в ТОП-10 рейтинга научно-технологического развития
Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: На мой взгляд, новость о том, что Нижегородская область вошла в ТОП-10 Национального рейтинга научно-технологического развития субъектов РФ по итогам 2021 года является вполне ожидаемой.
Нижегородская область занимает четвертое место в России по объему внутренних затрат на научные исследования и разработки, шестое место по численности исследователей, входит в число лидеров по уровню инновационной активности организаций. В регионе функционирует три института РАН, более 60 отраслевых НИИ и 11 государственных вузов. Кроме того, Нижегородская область является признанным лидером в сфере развития информационных технологий.
По итогам 2021 года наш регион находится на 10 месте рейтинга, однако, поскольку рейтинг будет ежегодным, я уверена, что у нас есть все шансы подняться на более высокие позиции. Хотя бы потому, что ИНТЦ "Квантовая долина", о котором говорится в сообщении, был создан только в конце 2021 года, а значит, на результаты рейтинга 2021 года повлиял незначительно.
Я как раз последние полгода очень плотно занимаюсь вопросами инновационно-технологического развития, поскольку в мае стала генеральным директором фонда развития ИНТЦ "Квантовая долина", и с данным направлением знакома очень хорошо.
Я уверена, что у нашей области есть все шансы стать передовым регионом по технологиям и инновациям, потому что у нас есть не только огромный научный, но и промышленный потенциал. Как я уже замечала ранее, технологий ради технологий не бывает. И только деловая активность предпринимателей, заинтересованных в развитии новых продуктов, может способствовать решению такой важной задачи, как достижение технологического суверенитета страны.
Я рада, что презентации ИНТЦ "Квантовая долина" вызвали большой отклик среди предпринимателей региона. И дело не только в беспрецедентных налоговых льготах, которые предоставляются резидентам ИНТЦ (а это нулевой НДС, нулевой налог на прибыль и 14-процентные страховые взносы). Дело в том, что в предпринимательском сообществе имеется высокий спрос на развитие и применение новых технологий. Многие бизнесмены уже поняли, что на банальной купле-продаже далеко не уедешь. И последние события с санкционными ограничениями это хорошо показали. Вся развитая дилерская сеть или шикарные специализированные магазины, реализующие импортный товар, ничего не стоят, если иностранный производитель решил больше не продавать вам свой товар. А вот собственное производство на основе отечественных технологий может вселить уверенность в завтрашнем дне.
Конечно, и планы по реализации такого проекта, как IT-кампус, повышают рейтинги нашей области в плане развития науки и инноваций, поскольку основная цель и задача создания IT-кампуса – это не только создание условий для обучения IT-специалистов, но и создание для них высокотехнологичных рабочих мест у нас в Нижнем Новгороде. Для этого надо развивать не только образовательное пространство, но и в целом инфраструктуру города и меры социальной поддержки, чтобы он оставался привлекательным для проживания и работы специалистов высокого уровня. Не зря в составе показателей рейтинга присутствует такой, как наличие в регионе специализированной программы или комплекса мер социальной поддержки исследователей и их семей.
Кроме того, не могу не отметить, что в последнее время у нас как в стране в целом, так и в Нижегородской области наметились положительные тенденции, направленные не просто на финансирование научных или образовательных проектов, а на симбиоз науки, образования и промышленности. Так, среди показателей, которые рассчитывали при составлении рейтинга, есть, например, количество на территории субъекта РФ проектов кооперации российских организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций реального сектора экономики, удельный вес средств организаций предпринимательского сектора в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки, доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте. То есть, существенное внимание уделяется применению научных разработок именно в промышленности региона.
Я хочу выразить уверенность в том, что наши нижегородские научные и образовательные организации не подведут. И опять же, хочется верить, что наши предприниматели воспользуются предложенными преференциями и будут инвестировать в проекты, связанные с развитием науки и технологий.
Муниципальная тема - чиновники мэрии оставили школы Нижнего Новгорода без капитального ремонта за федеральные деньги
Политолог Александр Суханов: На совместном совещании депутатов Гордумы, Заксобрания и Госдумы выяснилось, что администрация Нижнего Новгорода не направила ни одного проекта по капремонту школ для включения в федеральную программу капитального ремонта школ. При этом в заявке региона есть 20 других муниципалитетов.
Странно, что для депутатов эта информация оказалась неожиданной. Обидно, поскольку именно Нижегородская область в 2019 году была зачинателем программы капремонта школ.
Насколько можно понять из объяснений мэрии, город идет по пути постепенного отказа от услуг сторонних проектировщиков из-за низкого качества представляемых ими проектов. Есть мнение, что основной причиной отказа посылать документы стал тот факт, что имеющиеся старые проекты не соответствуют критериям отбора. Возможно, но ведь об этом чиновники городской администрации знали, но ничего не сделали для изменения ситуации. Например, можно было еще в начале года скорректировать проекты, довести их "до ума" и, тем самым, обеспечить участие в программе городских школ.
Министр образования Ольга Петрова очень надеется на возможный дополнительный этап отбора заявок в федеральную программу. Тоже мягко говоря странная позиция. Где был министерский контроль ранее? Но даже если ее надежды оправдаются, необходимо, чтобы к этому сроку была готова ПСД соответствующего качества. Обеспокоенность депутатов сложившейся ситуацией вполне понятна и обоснованна. С их стороны и со стороны представителей регионального правительства прозвучало несколько разумных предложений по исправлению ситуации. Для проработки качественной ПСД привлекать нижегородские проектные организации, которые имеют большой опыт в сфере проектирования образовательных учреждений. Сегодня, кажется, уже всем очевидно, что дешево хорошо не бывает. И главным критерием отбора проектировщика должно стать качество его работ, а не самая низкая цена из предложенных.
Депутат ЗС НО Наталья Смотракова отметила, что качество разрабатываемой ПСД — острая проблема: муниципалитетам не всегда удается подготовить бумаги должным образом. Она сообщила, что специальная рабочая группа, проанализировав ситуацию, предложила передать полномочия по подготовке техзаданий и проектов нижегородскому минстрою.
Сложно оценить это предложение. Думаю, что это не лучший выход, поскольку из введения мэрии на уровень областного правительства уже выведены многие вопросы – пассажирский автотранспорт, электротранспорт, ранее здравоохранение и строительство и ряд других вопросов. Мэру-финансисту нужно держаться за самый крупный сегмент, который у него пока остался – образование. А он и тут не доглядел. Если дело так пойдет, то роль городской администрации станет весьма проблематичной. Есть риск, что в ее ведении останутся придомовые территории, некоторые общественные пространства и уборка улиц. На мой взгляд, необходимо поддержать молодого мэра, который сейчас набирается опыта и делает ошибки. В этом вопросе важна поддержка команды, но и к мэрской команде есть вопросы.
Думаю, что глава города сделает определенные, в том числе административные выводы. В факте неподготовки документации на должном уровне просматривается недобросовестность и безответственность тех чиновников, которые были обязаны обеспечить подготовку и отправку документов. Думаю, не ошибусь, если предположу, что в городской администрации есть высококвалифицированные специалисты, способные качественно выполнить эту работу. Уж если в двадцати малых муниципалитетах сумели правильно и качественно оформить ПСД и получить финансирование, то это явное подтверждение, что в Нижнем есть дефицит профессиональных кадров.
Сейчас важно исправить ошибку, исключить возможность ее повторения. Правильно предложили некоторые депутаты срочно подготовить программу капремонта школ Нижнего Новгорода до 2025 года. Справятся ли мэрские чиновники?
Требуется более тесная совместная работа министерства образования и министерства строительства, необходим единый заказчик на проведение проектных работ, возможно даже в лице минстроя, поскольку там работают специалисты, способные адекватно оценить представляемые проекты. По сообщению из регионального минстроя, вопрос создания региональных служб единых заказчиков в сфере строительства в настоящее время рассматривается на федеральном уровне.
Будут ли исправлены те недоработки, которые рассмотрели в ходе совещания, покажет время. А в сфере образования, как нигде больше, актуальна пословица – "цыплят по осени считают". Вот следующей осенью и посмотрим, что удалось сделать. А пока не хватает компетенций разработать качественную ПСД для получения федеральных денег, мэр не забывает выделять десятки и сотни бюджетных миллионов на "очень важные проекты": новогоднюю мишуру и ряженных городовых.