"Контроль госкомпаний, Фонд капремонта с дефицитом, нижегородцы недовольны транспортной реформой", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 5 по 9 декабря 2022 года
ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – власти усиливают контроль за государственными компаниями
Политолог Александр Суханов: На текущей неделе общественный резонанс вызвало подписанное в правительстве постановление о внесение изменений в оценку деятельности компаний с государственным участием. При этом с особым "удовольствием" цитируется принятое решение о повышении ответственности топ-менеджеров этих компаний за результаты деятельности, вплоть до депремирования в размере до 20% от стимулирующих выплат. Мне представляется, что это связано с постоянно культивируемым мнением о неэффективности государственного участия в управлении бизнес-структурами.
В 80-е годы прошлого столетия в СССР активно навязывалось мнение о слабости советской экономики, ее неэффективности. В качестве рецепта по решению этой проблемы предлагалось отказаться от государственной монополии на собственность и возродить частную собственность на средства производства как более эффективную форму ведения хозяйства. Под этими призывами и был осуществлен план развала Советского Союза, ликвидация советской экономической системы, советской промышленности. Сегодня стало ясно, что это была борьба западных демократий, прежде всего США, с наиболее сильным конкурентом, борьба за советские рынки сырья и рынки сбыта.
К концу 90-х годов стала очевидной наша зависимость от западных экономик. Отказ государства от участия в решении экономических проблем, надежда на мифическую "руку рынка", которая сама все отрегулирует и позволит российской экономике возродиться, только усугубляли положение дел. Государственная казна была пуста. Новоявленные владельцы основных ресурсов и предприятий были поглощены азартом обогащения. Они отказывались от уплаты налогов, требовали для себя все новых и новых преференций под угрозой оставить население без зарплат и социальных выплат. Фактически осуществлялся откровенный шантаж руководства страны. Капиталы массово вывозились за рубеж, поскольку новая российская элита стремилась к красивой западной жизни, все ее устремления и идеалы отождествлялись с западными райскими кущами.
Появилась реальная угроза самому существованию России как самостоятельному государству. До реального превращения ее в "мировую бензоколонку" с ядерным оружием оставался буквально один шаг. Надо было срочно возрождать суверенитет государства и контроль над внутренним рынком. В качестве одного из возможных вариантов решения этой сложной проблемы был взят опыт создания и работы госкорпораций и госкомпаний с участием государства.
Теперь надо уточнить, что такое госкорпорации и госкомпании. Какая между ними разница и какие задачи призвано решить подписанное 5 декабря постановление. Прежде всего, уточним, что государственные корпорации и государственные компании не одно и то же. Хотя и в том и в другом случае речь идет об участии государства в работе этих организаций, а, следовательно, в прямом влиянии на экономику. Разница, однако, вполне существенная. Госкомпании это те компании, доля государства в которых равна или больше 50 процентов. А вот госкорпорации вообще не относятся к бизнес организациям. Госкорпорация рассматривается как субъект хозяйствования и управления, связанный с государством.
Хочу напомнить широко известный факт из истории нашей страны. Когда в начале 30-х годов был взят курс на индустриализацию в связи с угрозой военного нападения, потребовалось выкупить у сельского населения зерно. Все силы были брошены на сбор продналога и выкуп излишков у населения. В тот период времени был собран хороший урожай в Сибири. Среди агитаторов поехал в сибирские села и Иосиф Сталин. Но на сходе зажиточные крестьяне отказались продавать зерно по государственным ценам. Они требовали производить закупку по рыночным более высоким расценкам. Этот пример показал Сталину бессилие власти перед частным собственником, не желающим поступиться собственным интересом ради общегосударственных интересов.
Такого же рода проблемы встали и перед российским правительством в конце 90-х – начале 2000-х годов. Тогда и было принято решение о возвращении государства в экономическую сферу. Сегодня государство крупнейший в России акционер, владеющий крупными и контрольными пакетами акций наиболее важных предприятий во всех сферах российской экономики. Но споры об эффективности компаний с государственным участием идут до сих пор.
Надо признать, что часто определить экономическую эффективность таких предприятий непросто, ведь государство, будучи собственником этих предприятий, стремится одновременно с экономической целесообразностью, решать и вопросы государственной необходимости. Еще сложнее оценить деятельность государственных корпораций. Прибыль, то есть чисто экономическая эффективность в их деятельности, желательна, но не обязательна. Поэтому каждой такой корпорации выдается государственное задание, которое необходимо выполнить и теперь еще ежеквартально представлять отчет о ходе выполнения этих заданий. Берется под контроль и реализация выделенных бюджетных средств. А это огромные суммы.
Ну и, пожалуй, самое болезненное для топ-менеджеров этих корпораций, возможность их депремирования в случае срыва сроков реализации поставленных планов. Надо признать, что зарплаты у этих топ-менеджеров очень высокие. Достаточно сказать, что они сопоставимы с зарплаты западных топ-менеджеров аналогичных компаний. Долгое время, они находились в зоне повышенного комфорта. Была возможность скрыть результаты деятельности, были и соблазны для коррупционных схем.
Считаю, что будет не справедливо, если не сказать о положительном опыте работы госкорпораций. Думаю, нижегородцам не надо рассказывать о работе "Росатома", в том числе и на территории нижегородского региона. Недавно, Росатом провел Global Impact Conference 2022 в Нижнем Новгороде. При участии руководителя "Росатома" Алексея Лихачева и губернатора Глеба Никитина был открыт Центр обработки документов и работы с населением в правительстве Нижегородской области. Напомню, что в нашей области, в рамках сотрудничества с корпорацией "Росатом", осуществляется программа подготовки поставщиков для атомной промышленности. В 2020 году это позволило получить дополнительные заказы на общую сумму 20 млрд рублей. Надо признать, что команда губернатора Никитина активно и успешно использует все возможности, предоставляемые госкорпорациями на территории нижегородского региона. Так, было заключено соглашение с госкорпорацией "ВЭБ.РФ" о совместной программе обновления трамвайного парка города. В качестве первого результат, можно назвать запуск в Выксе совместного с белорусами производства трамваев нового поколения. Список можно продолжать. Но я думаю, что эти примеры убедительно доказывают необходимость и эффективность работы государственных компаний и корпораций.
Региональная тема – Нижегородский Фонд капитального ремонта сокращает программу капитального ремонта домов с 2023 года из-за дефицита средств
Председатель НРОО "Союз защиты прав потребителей в сфере ЖКХ" Наталья Шартанова: Тема капитального ремонта многоквартирных домов, я бы сказала, одна из самых болезненных. Нет ни одного нижегородца, у которого бы не возникали вопросы, негодования и недовольства к исполнению Региональной программы капитального ремонта многоквартирных домов в Нижегородской области.
Программа действует с 2014 года, однако ни один краткосрочный план не был исполнен даже на 30% (по отчетам Фонда капитального ремонта Нижегородской области). В настоящее время вообще возникла абсурдная ситуация, так на заседании комиссии по городскому хозяйству Думы Нижнего Новгорода от представлена информация департамента жилья , что: "В процессе согласования проекта краткосрочного плана реализации программы капитального ремонта на 2023-2025 гг., от НКО "Нижегородский фонд ремонта МКД" поступила информация о том, что размер средств на капитальный ремонт на счете регионального оператора на 2023 год составляет "минус" 4 158 580 574,00 рублей".
Однако, по информации пресс-службы правительства региона от 7 декабря, правительство Нижегородской области совместно с ДОМ.РФ проработали вариант замены 2 428 лифтов в течение 2023 и 2024 года с отсрочкой платежа на пять лет". Спрашивается: "На какие средства, если у Фонда их нет!".
Давно уже понятно, что программа фонда капитального ремонта провалилась, и невозможна к исполнению в том виде в каком она существует. НРОО "Союз защиты прав потребителей в сфере ЖКХ" совместно с НРО "КПРФ" неоднократно обращались в адрес правительства области, НКО "Фонд капитального ремонта Нижегородской области" о рассмотрении возможности приостановки программы и поиска иных путей для ее исполнения.
Например, определить критерии: для формирования объемов работ на основе данных, определяющих фактические потребности в ремонте дома, а не штамповать фасады под одну "гребенку", прозрачности в определении цены ремонтных работ, и, конечно, разработать инвестиционные программы финансирований как на федеральном, так и региональном уровне. Все данные предложения были отклонены.
Необходимо отметить, что изначально, при разработке программы капремонта многократных домов в РФ, предполагалось, что финансирование со стороны собственников будет не более 30%, остальная часть - поддержка государства. Сейчас, к сожалению, все бремя возложено на собственников. А стоимость работ непомерно выросла, так, например, стоимость ремонта условной крыши в 2015-2016 году определялась в размере 3 млн рублей, а на сегодняшний день, ремонт той же крыши – 30 млн рублей. Может быть прекратим ставить эксперименты, и выдавать желаемое за действительное?
Муниципальная тема — нижегородцы вновь недовольны транспортной реформой
Социолог Максим Лубяной: На прошедшей неделе появилась петиция некоего нижегородца за отмену последней реформы общественного транспорта в Нижнем Новгороде, на что обратили внимание некоторые региональные СМИ и телеграм-каналы. Петицию подписали несколько тысяч человек. Ну петиция и петиция, мало ли их было, но на петицию решил ответить, причем публично, руководитель ГКУ НО "Центр развития транспортных систем" Артем Бафанов. В ЦРТС говорят, что первоначальный проект новой маршрутной сети в ходе общественного информирования изменили на треть, массовой отмены маршрутов при этом не было, наоборот, пересадочные проездные тарифы и льготные проездные начали работать в маршрутных такси. Также там напомнили, что новая сеть пока работает в тестовом режиме.
Но, похоже, что за три с небольшим месяца после запуска новой транспортной системы мало что поменялось, и, видимо, как в работе с обращениями жителей, так и в тестовом режиме. Три месяца назад, здесь же, на экспертной площадке ИА "Нижний сейчас" я комментировал первые итоги введения новой транспортной сети. На тот момент прошла всего неделя от ее запуска, понятно, что люди привыкали, пробовали, обсуждали. По прошествии трех месяцев люди не привыкли к часовым ожиданиям, попробовали достучаться до власти, в том числе до губернатора на прямой линии, а обсуждение перешло в деструктивную плоскость. Три месяца - это приличный срок, особенно в такой чувствительной для жителей теме, как общественный транспорт. За три месяца в начале Великой Отечественной войны больше 1300 предприятий эвакуировали за Урал, а у нас общественный транспорт за три месяца по нормальному не ходит. И не надо говорить, что тогда была война, сейчас тоже непростое время. То есть, если называть вещи своими именами и не пытаться искать заговор обиженных частников, то все это называется управленческий провал. И попытки свести все проблемы к одному - отсутствию водителей - выглядят как минимум странно. Учитывая, что количество новых автобусов и трамваев увеличивается – кто тогда ими будет управлять? И еще более непонятно, как, рапортуя о том, что выпуск автобусов на маршруты ГП "Нижегородпассажиравтотранс" увеличился на 5%, ГП "Нижегородэлектротранс" и частных перевозчиков – на 10%, ситуация стала хуже, чем была.
Недавно было озвучено, что в Нижнем Новгороде будет проведена колоссальная модернизация электротранспорта, губернатор презентовал членам федерального правительства новый трамвай, который будет выпускаться в Ворсме, метро вовсю строят – ну красота же! И на фоне этого жалкие попытки оправдаться за нерабочую транспортную систему. Хорошо, что еще самих жителей не обвинили, что плохо работает общественный транспорт. А может во всю концепцию транспортной системы изначально вкралась ошибка? Или все же бездарные управленцы?
Не устаю повторять в своих комментариях по муниципальным и региональным темам, что сейчас власть любого уровня не имеет право совершать ошибки, особенно в сферах, напрямую касающихся жизни людей. Общественный транспорт, ЖКХ, свет и вода, социальное обеспечение – основа жизнедеятельности региона. Большие оборонные предприятия работают в три смены, люди трудятся не покладая рук, поддерживают нашу армию, в том числе собственными средствами, готовы терпеть определенные трудности, но терпеть трудности из-за ошибок чиновников и нежелания эти ошибки исправлять, боюсь люди не готовы. Не удивляет позиция мэра Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева. А ее попросту нет этой позиции. Транспортные компетенции город передал, вернее у города забрали, на областной уровень. Проблемой меньше для Шалабаева видимо только в плюс мэрскому спокойствию. Удобно не реагировать на проблемы горожан на вверенной тебе территории, если формально за эти проблемы уже не отвечаешь. Как в песенке Дуремара – "А я тут не при чем…"!