"Шесть задач от Путина, противоречивое ЗСНО, нацпроекты и МСУ", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 12 по 16 декабря 2022 года
ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – Путин определил шесть экономических задач на 2023 год
Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: Задачи, которые сформулировал президент на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, безусловно не могут не вызвать одобрения.
Основные шесть направлений обозначены так: переориентация торговли, укрепление технологического суверенитета, опережающий рост обрабатывающей промышленности, финансовый суверенитет, рост доходов граждан, защита материнства и детства
Поскольку необходимость поиска новых партнеров и переориентация поставок энергоресурсов, укрепления технологического суверенитета страны, опережающего роста обрабатывающей промышленности, обеспечения финансового суверенитета страны, увеличения доходов россиян, а также поддержка материнства и защита детства – это задачи, решение которых обеспечит будущее нашей страны, возможность сохранить ее целостность, суверенитет и развитие.
Но я, как всегда, задумываюсь о реализации. Поставить задачи – это важно. Но не менее важно обеспечить их решение. При этом хотелось бы, чтобы была обеспечена не отчетность по решению задач, а их реальное решение и выполнение.
В последнее время модно стало делить сотрудников на "процессников" и "результатников". Я в целом могу согласиться с этой концепцией, но с оговоркой о том, что истина, как всегда, лежит посередине. Без процесса нет результата. Но процесс без результата – пустая трата времени. Я бы очень не хотела, чтобы деятельность ответственных лиц была нацелена на процесс, потому что для всех нас важен результат.
Что касается задачи поиска новых партнеров, я хотела бы обратить внимание, что Путин под новыми партнерами понимает не новых поставщиков, импортеров, а именно новые рынки сбыта, которые может найти наша страна. То есть, задача заключается в не в том, чтобы заменить приток какой-либо продукции к нам, а в обратном – расширить рынки сбыта в условиях санкционных ограничений.
Технологический суверенитет страны – это моя любимая тема. Наверное, моветоном стало вспоминать Советский Союз, но, хотите или не хотите, это была единственная страна, которая существовала автономно и производила все. Конечно, нам было далеко до трехсот сортов колбасы и брендовых шмоток стоимостью с "крыло самолета", но задача одеть, обуть и накормить население была выполнена. "Плюс электрификация всей страны". Но это были решения, что называется "сверху". Административное управление экономикой было раскритиковано, и мы поплыли в свободный рынок.
Однако теория "не надо изобретать своего, нам все дадут" потерпела очевидный крах. Дадут только за деньги и на определенных условиях. Которые не всегда выполнимы.
Выход один – делать самим. Так вот, я убеждена, что, во-первых, мы на это способны. Ну, оду Ломоносова все, наверное, в школе изучали (во всяком случае, в мое время – да), о том, что "может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать". Я давно вращаюсь в предпринимательском сообществе, и с большим сожалением могу констатировать, что очень большому количеству предпринимателей удобнее было развивать всякого рода дилерские сети, торговлю, торгово-развлекательные центры и так далее. О созидании речь не шла. Но в то же время нельзя винить во всем предпринимателей. Да, брать готовое и умело продавать его чуть проще, чем придумывать и производить свое. Но в первую очередь, по моему мнению, именно государство должно создавать условия для развития путем принятия таких законов, которые бы стимулировали появление собственных продуктов и технологий внутри страны.
Поэтому я очень надеюсь на то, что слова Президента не останутся просто декларацией о намерениях. Они должны вылиться в принятие соответствующих законодательных актов, которые будут способствовать воплощению в жизнь всех перечисленных задач.
Хочу отметить, что у нас уже создано несколько инновационных научно-технологических центров, в том числе у нас в Нижегородской области ИНТЦ "Квантовая долина". Поэтому у меня есть надежда, что задача обеспечения технологического суверенитета страны начнет реализовываться.
На мой взгляд, от реализации этой задачи напрямую зависит выполнение всех остальных. И достижение финансовой независимости, и обеспечение опережающего роста обрабатывающей промышленности. Эти задачи связаны именно с развитием собственных технологий и инноваций и применением их для производства собственной продукции. Пора окончательно уходить от сырьевой экономики, и мне кажется, что другого шанса у нас уже не будет.
А вот задачи по увеличению доходов россиян и поддержки материнства\детства – это следствие инновационного развития страны. Будет развитие – будет наполнение бюджета - будут деньги на социальные проекты, на поддержку материнства и детства, и многое другое.
Региональная тема – Законодательное собрание приняло ряд противоречивых социальных решений
Политолог Александр Суханов: Действительно, 15 декабря депутаты Законодательного собрания рассмотрели целый ряд предложений и поправок к бюджету 2023 года, а также внесенный областным правительством проект закона "О сохранении на территории Нижегородской области исторической памяти и увековечения подвига советского народа". Формально, главным вопросом считался вопрос принятия во втором чтении областного бюджета. Тем более, что от депутатских фракций поступило 40 поправок. Итоги обсуждения и судьба поправок и породили у определенной части наблюдателей ощущение противоречивости и даже политизированности принятых решений.
Даже глава региона справедливо заметил, что по каждой поправке требуется делать пояснения и разъяснения тех решений, которые были приняты. В то же время, сохранив финансирование крупных региональных инвестпроектов, депутаты отказались выделить средства на строительство онкоцентра, на увеличение регионального маткапитала, и на финансирование реставрации музея Горького. Все три предложения поступили от фракции КПРФ.
С учетом сегодняшней ситуации при разработке проекта бюджета учитывали те проекты, которые уже начаты. Вот по ним сохранено финансирование, чтобы не останавливать строительство. Так, будет продолжено строительство метро за счет ИБК, строительство ледовой арены на Стрелке. Это обстоятельство позволило Глебу Никитину назвать принимаемый бюджет "странным", поскольку в условиях нарастающих внешних и внутренних вызовах, он позволяет региону "агрессивно развиваться".
А вот начинать новые проекты, особенно те, по которым не запланировано федеральное софинансирование, было бы ошибкой и неизбежно породило бы очередные недострои. Собственных региональных средств на самостоятельное строительство явно не хватит. А именно по вышеназванным проектам, кроме маткапитала, региону было отказано в федеральном финансировании.
Для реализации этих проектов требуются немалые средства. Урезать коммунисты предлагают, например, расходы на поддержку профессиональных спортклубов, на выставки и форумы, на СМИ, на "Электронное правительство". Насколько оправдано такое предложение в условиях активной информационной войны против России и ее руководства. А расходы на мероприятия, способствующие развитию региона как одного из самых привлекательных туристических центров, которые позволили максимально использовать потенциал юбилейных мероприятий, сократить можно? Такие усилия по раскрутке региона будут перечеркнуты фактически мгновенно. Регион обязан быть и сохранять себя в федеральной повестке.
К сожалению, у российской оппозиции есть две болезни. Одна заключается в том, что оппозиционность понимается как борьба с властью. На самом деле, оппозиционность это возможность совместно с властью решить проблему с учетом мнения и тех слоев населения, чьи интересы представляет данная партия. Вторая болезнь заключается в том, что оппозиция считает себя свободной от ответственности за принятые, в том числе при ее участии, решения. Вся ответственность налагается на политическое большинство. Ведь наши оппозиционные партии, включая и КПРФ и ЛДПР, заседают в парламентах всех уровней с начала 90-х годов. Но виновата в том, что в России не решены какие-то вопросы почему-то только Единая Россия и Путин. На самом деле все эти партии давно и прочно вписаны в существующую политическую систему и играют свою роль в процессах выработки и принятия решений.
Большое внимание нижегородской общественности привлек внесенный губернатором проект закона "О сохранении на территории Нижегородской области исторической памяти и увековечения подвига советского народа". Для краткости его называю законом о детях войны. Ряд наблюдателей и экспертов отмечают два момента, которые, на их взгляд, нуждаются в пояснении. 15 лет коммунисты регулярно выносили проект закона о признании статуса "дети войны". И каждый раз депутаты нашего регионального парламента отклоняли его. Последнее внесение проекта было в апреле текущего года. А вот, дескать, когда его внес губернатор, оно было сразу принято.
Могу огорчить сторонников такого взгляда. Судя по делам и действиям нашего губернатора, можно сказать, что его выборная компания, начавшись в конце 2017 года, после назначения врио, не прекращалась ни на один день. Тот случай, когда по всем правилам проведения избирательных кампаний грамотные политтехнологи не прекращают ее никогда. Думаю, даже оппоненты губернатора вынуждены признать, что сегодня у него нет ни одного конкурента, способного набрать голоса большинства нижегородцев. На это есть объективные и субъективные причины.
Тем более странным выглядят разговоры о том, что губернатор "присвоил" идею коммунистов. Нет, губернатор специально поблагодарил нижегородского лидера КПРФ за активное продвижение идеи признания детей войны. Да и сам Владислав Иванович Егоров также подчеркнул, что благодарен губернатору за поддержку. Главное, что такой закон появился в нашем регионе. Тем не менее, КПРФ уверенно закрепляет имидж второй после "Единой России" партии в регионе. Яркая позиция КПРФ по многим вопросам оттеняет другие оппозиционные партии, которые более склонны к компромиссам с властью, чем КПРФ.
Что же мешало принять такой закон раньше? Прежде всего, на федеральном уровне такого закона нет. Федеральная власть передала право решения вопроса на региональные уровни. Еще в 2016 году Владимир Путин заметил, что и сам хочет решить вопрос с выплатами детям войны, однако необходимо все внимательно просчитать.
Сегодня такая возможность появилась. Прежде всего, апробация подобных законов прошла в ряде регионов. Что же мешало отнюдь не самой бедной Нижегородской области найти необходимые средства? Как не странно, именно то обстоятельство, что в последние пять лет регион вкладывал огромные средства на софинансирование крупнейших проектов, позволявших региону решать самые застарелые проблемы, или, как выразился губернатор, проблемы многих десятилетий. Сегодня, как я уже отметил, происходит замораживание части не начатых проектов. Это позволило за счет резерва регионального правительства выделить требуемые суммы.
И последнее. Сегодня идет специальная военная операция. Сегодня у нас тоже появились дети этой военной операции. К сожалению, аллея ангелов в Донецке продолжает пополняться новыми жертвами. И придет время, когда мы на законодательном уровне сможем поддержать детей новых освобожденных территорий России. А это уже наше будущее.
Муниципальная тема –главы МСУ отчитываются по национальным проектам
Политолог Владимир Хрыков: Муниципалитеты региона в уходящем году участвовали в 12 нацпроектах. Оценки уже получили более 20 муниципалитетов. Анализируя публикации глав МСУ, в том числе на их страницах в сети Вконтакте, стоит отметить схожую универсальность и поверхностность отчетов: выделено столько то, потратили столько то или проложено дорог столько то, а квадратных метров при строительстве жилья построено в таком то объеме.
В целом, такая информация для граждан явно не имеет под собой никакой пользы, при этом, увы, но от бравурных фраз о том, "как хорошо милая газета", мы лучше жить не начинаем, а главное, муниципальная власть, то есть местное самоуправление, совершенно не считает нужным давать пищу для анализа жителям своих территорий, в том числе, лишая и себя возможности рефлексии.
Вот, например, мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев выделил рост бюджетных ассигнований в этом году в 2,5 раза – до 9,3 млрд рублей. При этом с учетом уточнений и перераспределений, на конец года общий объем финансирования сократится до 9,14 млрд. Но лично мне непонятна эта цифра. Да, для личного кармана – это огромная цифра, а вот для города-миллионика, я не знаю, много это или мало. Похожие заявления и в Городецком округе, но, опять же, без какого-то сопоставительного анализа. Вот, например, если бы главы МСУ этих двух территорий написали, что вообще по нашему плану на пять лет для решения такой-то проблемы нам нужен, например, 1 миллиард рублей, но вот пока дали 300 млн рублей, но это больше в три раза, чем в том году. Вот тогда бы мне были бы понятны точки отсчета, а пока это просто крутые цифры, но не о чем.
Например, Варнавинский округ признал удовлетворительным исполнение всех нацпроектов. Вот только возникает вопрос о том, почему же, например, такая важная отрасль как жилищные вопросы там в плачевном состоянии, и что сделал нынешний глава МСУ для реализации нацпроектов в этой сфере и как он управлял этой отраслью, будучи курирующим эту сферу первым заместителем? То есть, налицо непонимание соотношений проблем территории и участия в нацпроектах, а это важный вопрос, ведь можно принять участие для отчета, а можно для дела.
Стоит отметить, что национальные проекты России, необходимо реализовывать в той логике, о которой говорит Путин в своих посланиях и обращениях. Например, президент заявил, что "Демография – главная задача России, россиян должно быть больше, и они должны быть здоровы". То есть, когда мы говорим о выполнении национального проекта "Демография", то мы должны в комплексе формировать цепь проектов, которые в итоге будут служить, например, увеличению здоровых россиян, а это явно не строительство "муравейников" в мегаполисе. Так ли исполняется проект "Демография", когда мы видим оголтелый рост мегаполисов, отсутствие школ в городах, при ситуации закрытия школ в селах и отдаленных поселках.
Приведу еще один пример, в средствах массовой информации был презентован проект строительства высотного дома в городе Бор рядом с автовокзалом. Вроде бы это хорошо, но есть ряд но. Например, что в центре города Бор катастрофически не хватает школ, а обещанная школа "на намыве" как-то затихла. И тогда возникает вопрос, а как тогда будет исполняться проект "Демография" и "Образование", если идет ложное планирование, что принесет неудобство для жителей центральной части города?
Именно в таких противоречиях и есть опасность бравурных отчетов выраженных в цифрах и заявлениях, но без глубокого анализа ситуации и понимания необходимости реализации национальных проектов России.
В заключение, я предлагаю исходить из первичности стратегии развития муниципальных территорий и региона в целом, и под эту картину подтягивать реализацию национальных проектов. Я думаю, что тогда итоговая картина сильно изменится, но в лучшую сторону. Это очень не просто реализовывать, но это создаст именно то, как должна развиваться страна.