"Губернаторопад, Региональный совет Глеба Никитина, электротранспорт Нижнего Новгорода уходит от мэра Шалабаева", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 9 по 13 мая 2022 года.
ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема - несколько губернаторов одновременно сложили полномочия
Политолог Иван Юдинцев: Главной федеральной темой недели стал "губернаторопад": в первый же рабочий день недели сразу пятеро глав регионов заявили, что уходят в отставку и не будут выдвигаться на очередные выборы в сентябре этого года. У кого-то из них истекает второй срок полномочий, у кого-то – только первый.
Сами по себе увольнения стали вполне предсказуемыми. Во-первых, потому что в России сложилась политическая традиция проводить ротацию глав регионов именно весной, чтобы назначенные на их места новые руководители проработали несколько месяцев с приставкой "и.о." и в этом качестве участвовали в выборах. Несколько месяцев у руля позволяют включиться в работу и хотя бы немного себя показать. При этом у назначенцев, приехавших в регионы с "мандатом от президента", сразу же есть определенный запас доверия избирателей и местных элит.
Во-вторых, круг кандидатов на ротацию тоже был очерчен достаточно четко еще в конце 2021 года. Околокремлевские политологи делали выкладки, основанные на неких рейтингах эффективности управления регионами, но в целом было понятно, что первыми кандидатами на выход станут главы субъектов Федерации, в которых партия власти показала наименее убедительный результат на выборах в Госдуму в сентябре 2021 года. И что первой волной пойдут на другую работу именно те губернаторы, у которых при этом заканчиваются сроки полномочий. Так, в общем, и получилось. Хотя объективности ради отметим, что не все главы регионов, соответствующие двум названным критериям, уже объявили о завершении работы. Но тенденция налицо. И, скорее всего, в ближайшие дни последуют новые отставки. Это не сенсация и даже, можно сказать, будничное дело.
Удивило другое. Все пятеро сделали заявления в один день, и при этом каждый подчеркнул, что это его личное решение. Очевидно, что в России сложилась практика фактического назначения глав регионов сверху при последующем участии назначенцев в прямых выборах губернаторов. Но и решения об отставке региональных руководителей тоже принимаются федеральным руководством. А сами губернаторы с такими решениями соглашаются, поскольку считают себя бойцами единого фронта госуправления, подчиняются приказам и знают, что им найдется новое место в строю. Да и как они могут не согласиться?
В такой ситуации заявления глав пяти регионов о самостоятельности принятых якобы лично ими решений не вызывают доверия и звучат, как некий сигнал, требующий расшифровки и верного понимания. Западные кремлинологи тут же предположили, что Владимир Путин дает знак о полном контроле за всеми элементами политической системы России. Мол, даже не надейтесь расшатать вертикаль изнутри. Но такой сигнал вряд ли нужен, поскольку и без него понятно, что вертикаль крепка, что все элементы под контролем (включая депутатов, единогласно поддержавших важнейшие политические решения, принятые в этом году), и что губернаторы уж точно исполнят любые приказы федеральной власти.
Поэтому, возможно, правильнее будет говорить о подчеркнутом и даже выставленном напоказ соблюдении формальных проявлений демократии при фактическом свертывании ее сущности. Это само по себе не заслуживает негативной оценки, потому что, если сегодня предложить российским избирателям самим определить форму правления в стране, то результаты такого волеизъявления не понравятся сторонникам демократии. Так что речь на самом деле может идти не столько о выхолащивании некоторых демократических институтов, сколько об их спасении как таковых. При этом внешние атрибуты демократии как раз и должны демонстрироваться, чтобы обозначить, что мы все же не отказываемся от народовластия как от конституционного принципа.
В любом случае, гораздо важнее, чтобы российские регионы были экономически сильными и социально устойчивыми. В этом гарантия суверенитета всего нашего государства. А кто принимает решения о карьере губернаторов, и для чего губернаторы делают вид, что они сами принимают эти решения, – это все же не главные вопросы. В особенности, когда страна дает ответ на такой серьезный вызов, как беспрецедентные антироссийские санкции.
Разумеется, каждый регион заинтересован в том, чтобы его руководство работало эффективно. Это позволит и экономике выстоять, и кадровых сюрпризов избежать. И Нижегородская область не исключение. В наших интересах стабильность регионального управления хотя бы на несколько лет, которые требуются для решения задач импортозамещения и построения суверенной экономики.
Региональная тема - в Нижегородской области создают Региональный совет
Политолог Александр Суханов: Глеб Никитин внес в Законодательное собрание проект закона "О региональном совете Нижегородской области". Это обстоятельство актуализировало ряд проблем, связанных с организацией системы госуправления, в том числе и на уровне региона.
Первые идеи о создании такого коллегиального органа по образу и подобию Госсовета при президенте РФ появились в Нижегородской области в январе 2020 года. В тот период времени устав региона не предполагал создания такого органа. Именно поэтому устав предложили изменить и в январе 2020 года депутаты приняли такое решение. И вот губернатор внес проект закона, определяющего правила работы этого органа.
И тогда, и сейчас есть сторонники и противники принятия закона. И это вполне объяснимо. Как заметил один из российских монархов, управлять Россией не сложно, но бесполезно. Заявление ироничное. Но в каждой шутки есть доля шутки. Огромные территории, качественно отличающиеся друг от друга, многообразие наций и народов, традиций и культур, отсутствие тесного взаимодействия регионов друг с другом, когда отдельные регионы превышают размеры многих государств мира, и многие другие факторы создают иллюзию невозможности управления страной из единого центра. Поэтому постоянно возникают вопросы взаимодействия между разными этажами власти. Казалось бы, есть опыт других федераций – бери, изучай и внедряй. Но не все так просто. Как справедливо заметил президент, в системе современной российской государственности заложена мина замедленного действия, готовая при ослаблении федеральной власти взорвать само государство. Этой миной является территориальное деление по национальному признаку. Распад СССР именно по национальному признаку привел к трагедии миллионов людей разных национальностей, мирно проживавших на общих территориях. Подобная проблема существует и в России. Забегая вперед, скажу, что именно поэтому принятый в декабре закон о единой системе госуправления ликвидировал статус президентов в регионах. Теперь еще будет необходимо уравнять статус всех субъектов РФ.
Упомянутый закон внес изменение в статус муниципального управления. Теперь оно является частью единой системы публичной власти. Вот только критики этого положения находят здесь ликвидацию системы МСУ. На самом деле невозможно ликвидировать то, чего нет. Любое самоуправление опирается исключительно на самофинансирование. А сегодня муниципалитеты находятся на бюджетном обеспечении. Это обеспечение настолько ничтожно, что не позволяет муниципалам решать даже самые насущные вопросы своих территорий. Включение их в единую систему публичной власти предполагает и включение их проблем в бюджеты всех уровней. Систему же самоуправления нам предстоит еще создать, через развитие и поддержку общественных инициатив. Но это тема для другого комментария.
Некоторые из депутатов и тогда, и сейчас сомневаются в необходимости создания этого органа. Более того, ряд депутатов вообще считает невозможным работу такого совета, поскольку у МСУ нет другого выбора, кроме как работать по принципу "один приказал, второй обязан сделать". На мой взгляд, такие выводы делаются из-за некорректного понимания задач..
Основная задача совета – выстроить эффективное взаимодействие между региональной властью и МСУ. По мнению губернатора, новый совет станет площадкой для совместной работы правительства области, представителей законодательной власти и муниципального самоуправления, повысит роль муниципальных образований в управлении регионом и принятии решений для жителей всей области.
Мне представляется, что отсюда четко вытекает главная особенность Регионального совета, не дублирующая ни одного государственного или представительного органа публичной власти. Хорошо известно, что возникает масса противоречий, когда вышестоящий орган пытается предложить решение в интересах всей территории и всех жителей этой территории. Например, надо решить вопрос о местонахождении складирования ТБО или строительстве мусоросжигающего завода. Все согласны, что это необходимо и позволит упорядочить проблемы свалок на всей территории области. Но ни один из муниципалитетов не желает, чтобы он располагался на его территории. Вот региональный совет и должен будет решить – почему и где, а главное на каких условиях компенсации это необходимо реализовать. Или где должна пройти автомагистраль, так необходимая региону. Таких вопросов множество. И областная власть ежедневно вынуждена принимать непопулярные решения. Ежедневно на какой-то территории население недовольно принимаемым решением. Вот совет и призван, в первую очередь, решать проблемы между территориями в интересах всех жителей региона. И каждый руководитель МСУ, став членом Совета, научится видеть "дальше своего забора", будет вынужден соотносить свои интересы с интересами соседей и находить компромиссы.
Муниципальная тема - трамваями и троллейбусами Нижнего Новгорода будут управлять на региональном уровне. Власти готовят очередную концессию.
Политолог Виктор Лысов: Передача МП "Нижегородэлектротранс" из городской в областную собственность в ходе операции по включению местного самоуправления в систему единой публичной власти в Нижегородской области, очевидно, является примером существенного сокращения числа полномочий городской власти. Однако, представление о том, что такое решение – это последний гвоздь в "крышку гроба" нижегородского местного самоуправления, является, конечно же, явным преувеличением. Скорее оно всего лишь один из многих гвоздей, которые с лихостью заколачивают в эту самую крышку депутаты Гордумы Нижнего Новгорода. Делают они это со всей старательностью школьников, обучающихся производить простые деревянные изделия. Делают они это к тому же и очень быстро, чтобы вероятно не очень напрягаться и ненароком не садануть себе любимым по пальцам, поскольку потратили они на эту процедуру во время внеочередного онлайн заседания всего 13 минут. Олег Лавричев в результате был очень доволен и сказал, что все "сработали" очень оперативно. При этом нужно учесть, что передаваемая собственность – это около 120 зданий и сооружений, более 40 земельных участков и 564 единицы транспорта.
Мне могут возразить, мол, такое решение было вынужденным, потому как на содержание и эксплуатацию всего хозяйства "Нижегородэлектротранса" нужны деньги, которых в городском бюджете якобы нет. Не совсем так, постоянной темой в городской ленте новостей являются сообщения о дополнительных доходах городского бюджета; один только резервный фонд был недавно увеличен до 300 млн рублей. А кредиторская заложенность "Нижегородэлектротранса" на начало 2022 года составляла 110 млн. Да и к слову сказать, из этого резервного фонда выделено 15 млн рублей на новую игрушку мэра города Юрия Шалабаева – проект "Новый городовой". Так что, 6-7 таких игрушек, и кредиторская заложенность была бы погашена.
Кроме того, в расходы городского бюджета в этом году были включены 118 млн рублей на реализацию 62 проектов, якобы предложенных нижегородцами, по благоустройству городских территорий. Спора нет, благоустройство вещь необходимая, но ведь речь идет о приоритетах. Спроси нижегородцев, что они предпочтут: направить ли деньги на поддержку электротранспорта или благоустройство, сомневаюсь, что благоустройство победит. Тут бы и сказать свое слово "народным избранникам", но нет.
Впрочем, министр имущественных и земельных отношений Нижегородской области Сергей Баринов прояснил ситуацию, заявив, что для модернизации работы электротранспорта потребуется заключение концессионного соглашения, для чего и необходима передача всей транспортной инфраструктуры в собственность региона. В рамках концессии планируют реконструировать всю наземную инфраструктуру, что должно по планам увеличить скорость электротранспорта, пропускную способность и пассажиропоток. Концессионером, вероятно, выступит ВЭБ РФ, с кем и ведутся в настоящее время переговоры. Впрочем, что-то мне подсказывает, что никакое это не концессионное соглашение, а всего лишь способ получить инфраструктурный кредит, оператором которого выступает ВЭБ РФ, так, что вероятно, волноваться нижегородцам по поводу повышения платы за проезд на трамвае и троллейбусе именно из-за этого не стоит.
В нашем городе чудес, как говорила героиня Льюиса Кэрролла Алиса, многое выглядит "все страньше и страньше!". В конце концов, какая разница для горожан, в чьей собственности находится электротранспорт – в региональной или городской, главное, чтобы он вообще работал и желательно без сбоев. А что касается полудепутатов и мэра города Шалабаева, пусть они играют в "новых городовых", ведь главное для них – это "казаться, чтобы быть". Опять же, как говорила Алисе герцогиня – другая героиня Льюиса Кэрролла: - "Ни в коем случае не представляй себе, что ты можешь быть или представляться другим иным, чем как тебе представляется, ты являешься или можешь являться по их представлению, дабы в ином случае не стать или не представиться другим таким, каким ты ни в коем случае не желал бы ни являться, ни представляться". Тому, кто не понял, советую перечитать "Алису в стране чудес".
На все это можно взглянуть и с политологической точки зрения. Некоторые исследователи отмечают, что современный политический режим в России уверенно скатывается в архаику, так что он все больше и больше приобретает черты "нового феодализма" (см., например, вышеупомянутый проект "Новый городовой"!). Известный экономист Владислав Иноземцев таких черт насчитал добрый десяток. Основой конструкции такого режима служит "рентная экономика", доступ к которой получают "особы, приближенные к государю императору". При "новом феодализме" главы регионов не обладают собственной легитимностью и могут назначаться "на кормление" (средневековая форма концессии) и отстраняться от этого по решению Кремля, который мало вмешивается в их взаимоотношения с местной властью, действуя по классическому правилу "вассал моего вассала не мой вассал". Так что передача МП "Нижегородэлектротранс" "на откуп" (другая средневековая форма концессии) на региональный уровень выглядит совершенно логичной.