"Жириновский и ковид, обманутых дольщиков в регионе становится меньше, снова в фокусе проблемы Дзержинска", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 7 по 11 февраля 2022 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию.
Федеральная тема - лидер ЛДПР Владимир Жириновский после восьми вакцинаций заболел ковидом
Политолог Виктор Лысов: Когда буквально весь заинтересованный мир обсуждал вопрос о том, будет ли война на Украине, среди главных новостей в России неожиданно всплыла тема заболевания лидера ЛДПР Владимир Жириновского. Как пишет "Коммерсантъ", он заразился коронавирусом в начале февраля, но скрывал диагноз, полагая, что "информация о его заболевании внесет ненужные сомнения в ряды сторонников вакцинации". При этом ряд информагентств сообщил, что лидер ЛДПР продолжает руководить партией и фракцией в Госдуме, имея в своем распоряжении три мобильных телефона, которые постоянно находятся на подзарядке в силу интенсивной работы на своеобразной удаленке. Информация о значительном поражении легких, необходимости использовать аппарат ИВЛ и намерении родных и близких заболевшего вывезти его заграницу пресс-службой партии начисто отрицается.
Если бы речь шла об обычном 75-летнем старике-пенсионере, который, следуя указаниям врачей, привился аж восемь раз и демонстративно носил не только маску, но и перчатки, но все-таки подхватил последний штамм, история выглядела бы как святочный рассказ. Но, как говорил Остап Бендер изумленным членам "Союза "меча и орала": "Кто, по-вашему, этот мощный старик? Не говорите, вы не можете этого знать. Это – гигант мысли, отец русской демократии и особа, приближенная к императору". И тут обстоятельства, связанные с причинами заболевания и комментариями всяких разных вирусологов об особенностях иммунной системы, отходят на задний план. Главное состоит в том, что заболел человек, являющийся символом политической эпохи современной России. Можно сказать - "матерый человище"! И то, как борется он с болезнью, тоже выглядит символом:
"... Достойно ли
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними…"
Может показаться насмешкой цитата из "Двенадцати стульев" Ильфа и Петрова, где человек с украинским именем Остап, называющий себя к тому же сыном турецко-подданного, говорит о бывшем дворянском предводителе, портрет которого списан с лидера кадетов Павла Милюкова, по отношению к нашему герою. Это не так, а скорее ирония судьбы к тому, кто призывал в эфире Первого канала начать бомбить Украину в ночь на 1 января 2022 года.
Уходит эпоха политиков, участвовавших в строительстве партийно-политической системы современной России. Владимир Вольфович (дай ему бог здоровья и долгих лет жизни), безусловно, уже вписал свое имя в новейшую историю страны. Показавшийся поначалу демагогом-популистом, Жириновский на самом деле оказался чуть ли не родоначальником политической идеологии национал-популизма, по крайней мере, актуализировавший ее в форме определенных политтехнологических приемов и методов. Он сумел канализировать протестный потенциал части населения России в 90-е в одну из форм политического участия. Он выстроил собственную систему рекрутации элит, позволившую, например, превратить матерщинника-охранника Александра Курдюмова в респектабельного члена парламента. Владимир Вольфович и его партия постоянно делегировали своих членов в Госдуму. Он шесть раз участвовал в выборах президента, пропустив только 2004 год, когда от ЛДПР выдвигался его заместитель по партии и бывший охранник Олег Малышкин – тоже своеобразная вольность Владимира Вольфовича.
Да, Владимир Жириновский оказался не всемогущим Кощеем Бессмертным (чахлик невмирущий – укр.); коронавирусу, как оказалось, все равно, чей организм поражать: обычного пенсионера или лидера Думской фракции. Следует признать неизбежность физического окончания бренного пребывания на земле для каждого. Будет ли это в нашем случае означать еще и окончание функционирования ЛДПР, неразрывно связанной исключительно с именем ее вождя – тема отдельного обсуждения. Поговаривают, будто в партии развернулась борьба за созыв внеочередного съезда партии и возвращение в ее руководство сына Владимир Вольфовича Игоря Лебедева, прежде выдавленного отцом с занимаемых позиций. И будто в группе активных фракционеров находится вышеупомянутый нижегородец Александр Курдюмов. Неужели политическая жизнь возвращается!? Впрочем, так и должно быть, поскольку природа не терпит пустоты.
И вот еще что. Банальным уроком январских событий в Казахстане, кроме общепризнанных проблем с вариантом "елбасы" для авторитарных режимов, является вот эта самая неизбежность окончания земного пути, кем бы ни был по нему идущий – Назарбаев, Жириновский или Сами Знаете Кто.
Региональная тема - планомерно решается проблема нижегородских обманутых дольщиков и долгостроев
Политолог Александр Суханов: На момент прихода Глеба Никитина на пост губернатора в 2017 году проблема "обманутых дольщиков" в регионе стояла очень остро и нарастала как снежный ком. Вспомним, какие баталии шли вокруг жилищных комплексов "Новинки Smart City", "Окский берег", "Европейский квартал" и так далее. Никитин рассказал, что в 2019 году, когда начали решать проблему, в области было почти семь тысяч обманутых дольщиков. Многие ожидали квартиры более десяти лет. Сейчас осталось полторы тысячи. По оставшимся 17 объектам, по словам губернатора, уже приняты решения, и все права людей будут восстановлены.
Уже много говорилось, что основной механизм поиска финансовых средств для обеспечения завершения строительства был впервые предложен и реализован командой нижегородского губернатора. Инвестору, согласившемуся завершить строительство за собственные средства, предлагают участок под другой объект. Выделение участка происходит без конкурса по итогам заселения дольщиков. Этот механизм был одобрен на федеральном уровне и распространен по всей России. При этом сохраняется гарантия качества строительства. Инвестору-застройщику невыгодно удешевлять стоимость за счет снижения качества, так как сумма затрат равна стоимости выделяемого участка. Чем выше стоимость участка, тем привлекательнее его характеристики.
По данным Фонда развития территорий, в 2021 году количество проблемных объектов уменьшилось в 41 регионе. А в топ-5, где существенно сократилось число проблемных объектов, вошла и Нижегородская область с третьим результатом (-37 домов).
На днях Глеб Никитин посетил ЖК "Пражский квартал" в Нижнем Новгороде. Разрешение на его строительство было получено в далеком уже 2011 году и, на момент заморозки в 2019 году объект был в высокой степени готовности. Нового застройщика привлекли по указанной выше модели. В результате в январе 2022 года дольщики начали получать долгожданные квартиры. Глеб Никитин уверен, что проблема обманутых дольщиков в регионе будет полностью "закрыта" к 2024 году.
Главным же достижением нижегородского опыта можно назвать тот факт, что в регионе не появится больше ни один обманутый дольщик. Дело в том, что юридически дольщик не является покупателем квартиры, он выступает со-инвестором строительства. А, следовательно, вместе с застройщиком берет на себя и рыночные риски, включая риск потери инвестиций. Финансовая и юридическая неграмотность населения позволяла вводить дольщика в заблуждение. Подписывая договор долевого участия, он был уверен, что покупает квартиру. Договор долевого участия дает только право на определенное количество квадратных метров. По закону дольщик после банкротства застройщика терял свои вложения, а с ними и все права на квадратные метры в доме.
Во избежание социальных взрывов, государство добровольно восстановило свои обязательства по обеспечению социальных гарантий граждан. Через суды, по искам от имени граждан, их права на квартиры и соответствующие вложения были восстановлены. И это восстановило права на получение квартир в завершенных строительством домах.
Стало понятно, что механизм долевого строительства не защищает прав дольщика и фактически выстраивает систему привлечения средств по принципу финансовой пирамиды. Судьба всех финансовых пирамид одна – они рушатся в одночасье, оставляя после себя сотни, тысячи обманутых дольщиков и мрачные остовы недостроев.
Поэтому еще с 1 июля 2019 года начался переход от долевого строительства к проектному финансированию с использованием счетов эскроу. В этом случае деньги за покупаемые в квартиры не поступают на счета застройщикам, а будут находиться на счетах эскроу в банках. Под гарантию этих средств банки выдают застройщикам кредиты на строительство под более низкий процент. И только после сдачи дома банк перечисляет деньги покупателей на счет застройщика. Если строительство не будет завершено, то деньги покупателей им возвращаются. Тем самым, новый механизм финансирования жилищного строительства обеспечивает безопасность и надежность вложений граждан, делая невозможным появление новых обманутых дольщиков.
Еще одной проблемой обманутых дольщиков, я считаю проблему комплексного, системного подхода к строительству. Проиллюстрировать этот тезис можно примером банкротства застройщика в "Смарт-Сити" в Новинках. На первый взгляд, прекрасное место для целого микрорайона – чистое поле, никаких ограничений в количестве зданий, максимальная близость к границам города. Но, как говорят, "гладко было на бумаге да забыли про овраги".
Построить дома в чистом поле, не означает, что их можно сдать в эксплуатацию. Необходимо решить вопросы инженерной инфраструктуры (коммунальные услуги). В чистом поле коммуникаций нет. И чтобы их построить необходимо наличие достаточных мощностей близлежащих коммуникаций. Но в поселке Новинки таких мощностей нет и не было, особенно после строительства вокруг него ряда коттеджных микрорайонов. Затраты на строительство новых коммуникаций фактически и обанкротили застройщиков.
Только после вмешательства региональной власти, удалось согласовать с поставщиками ресурсов подведение коммуникаций к этому многострадальному району. Позитивную роль сыграло и присоединение Новинок к Нижнему Новгороду. Городские коммуникации обладают большим запасом мощностей. Сегодня более пяти тысяч обманутых дольщиков уже вселились в квартиры.
Параллельно пришлось решать проблему транспортного сообщения. Автомобильные пробки стали проклятием на въезде и выезде из города. Как результат, была построена ольгинская развязка, частично решившая проблему. В то же время уже одобрено строительство дублера проспекта Гагарина и строительство нового моста через Оку. Как видим, комплексное и последовательное решение проблемы в формате проекта позволяет учесть множество моментов, без учета которых самая красивая идея будет завалена.
Муниципальная тема - Дзержинск снова в фокусе проблем: роды в коллекторе и повышение стоимости проезда в общественном транспорте
Ректор Академии стратегического проектирования Владимир Хрыков: Дзержинск в последние несколько недель вдруг стал на слуху, то за коррупцию депутатов задерживают, теперь вот поднятие цен за оплату городского транспорта и роды в коллекторе теплотрассы. Некоторые темы даже на федеральный уровень заходят. Нижнему Новгороду о таком только мечтать остается.
И если поднятие цен на транспорт, пусть и существенно выше инфляции, еще как-то объяснимо, то вот случай женщины с двухлетним ребенком, которая рожает в теплотрассе, как-то очень режет понимание. Но давайте попробуем понять цепь.
При всех заявлениях о наших передовых делах, я имею в виду наше государство, реальная ситуация очень даже печальна. Вот, например, я помню осенью прошлого года с федерального уровня обещали поднять зарплату учителям с 1 января, но вот не подняли и вдруг опять начали о ней говорить… Ну вот наше государство хотело из-за санкций импортозаместиться, но вот все до сих пор мы слышим как ищутся иностранные инвестиции… И много всего еще подобного. То есть у нас планомерно складывается ситуация "кривых зеркал", когда мы видим не то, что слышим, ну или хотели бы видеть и надо бы сделать "по уму".
Вот, видимо, периодически, на муниципальных территориях и начинают качественные деградационно-феноменальные факты проявляться. Ну не занимаемся мы молодежной политикой и семейной политикой, вот у нас люди и рожают в коллекторах теплотрасс, а их 13 летние дети, их уже выгоняют из жилья. А что вы хотите, когда в медиа пространстве герой дня – Даня Милохин или постельная жизнь Насти Волочковой? Мы получаем то, что усердно скрываем и не хотим признавать. И конечно тут вина и муниципалитетов, которые, увы, но формируют статистику для федерального центра, в которой, как всегда, все очень хорошо! Так и хочется вспомнить советский фельетон про доклад корреспондента в газету: "все хорошо, милая газета …"
Что касается транспорта, идея коммерциализации услуг населению уже 30 лет не дает покоя российским чиновникам. А в современное время, по сути, основа бизнес доходности в условиях деградации индустриального ресурса, как раз и составляет то, что можно взять либо из бюджета, либо от населения – это и есть основная причина роста цен в любой сфере, связанной с обслуживанием населения.
Транспортные компании государственной, муниципальной или частной собственности, получают или могут получать компенсационные субсидии из бюджета, в Дзержинске такие компании тоже их получают. И в этой логике не понятно, в чем такая необходимость резкого повышения тарифов, которые замаскировывают неким расширением льгот. Ведь в итоге понятно, что страдают люди трудового возраста, которым ни какие субсидии или льготы не предоставляют, при этом зарплаты не растут, а вот сервисные сборы периодически напоминают о себе. Видимо, скоро и в Нижнем Новгороде объявят о росте стоимости проезда в общественном транспорте.
Я приведу пример со льготами. В прошлом году я написал два письма в министерство социальной политики Нижегородской области, в которых объяснил, что субсидии специалистам, работающим в сельской местности должны предоставлять императивно в силу закона. На что мне министерство дважды отвечало, что у них все хорошо и заявительный порядок их устраивает. Конечно, устраивает! Не подал человек документы на льготу и экономия бюджета у них. Так же, видимо, и с транспортом в Дзержинске будет.
Вообще, я считаю, что такая сфера услуг как общественный транспорт должна базироваться на бесприбыльных компаниях, в российском юридическом поле это некоммерческие организации, которые не могут генерировать прибыль. Потому как транспортная компания является социально значимой и не может выполнять нормы ГК РФ о цели предпринимательской деятельности – получение прибыли.
Таким образом, комментируя события в Дзержинске, я убежден, что мы подходим к точке социального невозврата, и все, что сейчас будет происходить – это 30-летний итог рыночно-спекулятивной деятельности, поддерживаемой, в том числе, и на муниципальном уровне.