"Укрепление рубля и рост биржевых котировок на фоне господдержки бизнеса, преобразование районов Нижегородской области, затяжные проблемы строительства детсадов в Нижнем Новгороде", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 28 марта по 1 апреля 2022 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема – укрепление рубля, рост биржевых котировок и государственные меры поддержки бизнеса
Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: Завершился первый месяц работы в условиях внешнего санкционного давления на экономику страны. В очередной раз хочу подчеркнуть, что, по моему мнению, рано делать какие-либо выводы или прогнозы, особенно долгосрочные. Различные меры поддержки бизнеса появляются ежедневно, как из "рога изобилия". Даже немного жаль, что эти меры не применялись раньше, в спокойные размеренные времена, чтобы быть не спасательными, а развивающими бизнес-вливаниями.
Систематизирую принимаемые нынче изменения в различные нормативные регулирующие акты следующим образом. Изменения в финансово-кредитной сфере. Естественно, существенное повышение ключевой ставки ЦБ с одной стороны не явилось сюрпризом, поскольку борьба с инфляцией путем повышения ключевой ставки – это прямо таки столп, на котором зиждется политика ЦБ в части регулирования инфляционных процессов в нашей экономике. С другой стороны, такое повышение привело в ступор значительное количество предприятий, поскольку все расчеты, связанные с привлечением банковских кредитов, никаким образом не учитывали повышение кредитной ставки более чем в два раза. Здесь я скорее на стороне критиков такой политики ЦБ, и хочу привести аргументы уполномоченного по правам предпринимателей в РФ Бориса Титова.
"ЦБ повысил ставку до 20%. Никогда не было, и вот опять. В самое ужасное время, когда в результате санкций российский бизнес опять "на фронте", ЦБ выбирает путь его дальнейшего "удавления" ради мифической идеи связанной денежной массы на депозитах", - считает Титов.
Еще ранее бизнес-омбудсмен уточнял, что бывает не только инфляция спроса, но и инфляция издержек. В нашем случае инфляция спроса в основном зависит от спроса внешнего. Это рост цен металлы, нефть, газ и так далее. "Тут бороться путем давления на спрос внутренний совершенно бесполезно. Более серьезное влияние на внутренние процессы у нас сегодня оказывает классическая инфляция издержек, когда рост цен определяет рост издержек производства. Цены на металлы выросли на 20-30%, древесина подорожала на 100%, и по-прежнему растут в цене газ, электроэнергия, вода. И к этому всему мы еще добавляем рост стоимости денег", - еще ранее поясняет Титов.
Что делает правительство в этой сфере? Принято новое постановление от 10 марта 2022 №337, утверждающее перечень отраслей деятельности заемщиков, которым могут предоставить кредитные каникулы. Это организации и ИП, относящиеся к субъектам МСП, если они ведут деятельность в указанных отраслях. Кроме того, утверждены новые кредитные программы корпорации МСП, направленные на текущие и инвестиционные программы малого и среднего бизнеса. То есть, крупные корпорации, пользующиеся заемными средствами, будут вынуждены повышать стоимость своей продукции, поскольку издержки по пользованию кредитными ресурсами значительно выросли.
Изменения в налоговой сфере. Основные из них следующие. Организации вправе в 2022 году перейти на уплату ежемесячных авансов по налогу на прибыль исходя из фактической прибыли. Курсовые разницы в 2022-2024 годах можно будет учитывать в расходах и доходах только на дату прекращения обязательств, выраженных в иностранной валюте, в том числе по договору банковского вклада. Расширен перечень видов НИОКР для уменьшения базы по налогу на прибыль с повышенным коэффициентом 1,5.
Нулевой НДС введен для туротрасли на 5 лет с момента ввода туристических объектов в эксплуатацию. Льгота рассчитана на владельцев гостиниц и иных мест проживания. С 9 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года пени за просрочку уплаты налогов для организаций считаются по ставке, равной одной 1/300 ставки рефинансирования независимо от длительности просрочки (ранее применялась ставка 1/150). Кадастровая стоимость для расчета налога на имущество организаций и земельного налога не будет изменена в 2022 года. То есть, в 2023 году для расчета налогов будет применяться кадастровая стоимость на 1 января 2022 года. Освобождены от НДФЛ доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках, полученные в 2021 и 2022 гг. Кроме того, ФНС объявила, что вводит мораторий на блокировку счетов юридических лиц и ИП и инициирование процедур банкротства в отношении налогоплательщиков-должников до 1 июля 2022 года.
Следует отметить, что этого, конечно, крайне мало, и основным послаблением я считаю изменение ставки пени за неуплату налогов, поскольку при ключевой ставке в 20%, пени за просрочку уплаты налогов могли доходить почти до 49% годовых.
Изменения в административной сфере. Установлены особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа предприятиям МСП и социально ориентированным некоммерческим организациям. С 2022 года установлены правила назначения указанным лицам административного штрафа в размере меньше его минимального размера. Исключение составляют ситуации, когда бизнес или социальная НКО ставит под угрозу общественную безопасность.
Отмечу, что с 2017 года по отдельным статьям КоАП РФ появилась альтернатива штрафу – возможность (но не обязанность) назначать предупреждение за впервые совершенное правонарушение. По инициативе минэкономразвития РФ эта норма для органов контроля и судов с 2022 года переведена из факультативной в обязательную. В общем и целом, эти меры направлены на то, чтобы у бизнеса была сначала возможность исправить иное нарушение, а не сразу платить штрафы, которые зачастую ставят субъекты малого и среднего предпринимательства на грань банкротства. По моему мнению, эти меры должны были быть приняты ранее, так как административное давление на бизнес зашкаливало.
Различные отраслевые меры поддержки. В первую очередь, это, конечно, ИТ-компании, которым дали максимум послаблений. Даже разрешили выделять из компании отдельное юрлицо в сфере ИТ-бизнеса, не считая это дроблением. Кроме того, ряд послаблений принят для экспортеров, системообразующих предприятий, машиностроительных, огромный комплекс мер направлен на поддержку сельского хозяйства.
Региональные меры поддержки – здесь отмечу, что Нижегородская область активно включилась в работу по сохранению и поддержке бизнеса. Выделяются субсидии министерства промышленности, торговли и предпринимательства области для компенсации затрат на оборудование, на лизинговые платежи, на поддержку туризма, НХП, разработана адресная поддержка ряда предприятий на льготное кредитование. В общем и целом, регион в меру своих возможностей и полномочий из средств регионального бюджета осуществляет весь комплекс мер, которые есть и на федеральном уровне. Сейчас в области готовится второй пакет мер поддержки экономики. А ранее Глеб Никитин озвучил, что региональный план поддержки включает более 40 пунктов. Перед этим власти региона провели большую работу с бизнес-сообществом.
Есть и определенные организационные мероприятия. Введен мораторий на проверки юрлиц. Все обрадовались, но хочу уточнить, что он не распространяется на налоговые и прокурорские проверки! Введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям кредиторов. Создана биржа импортозамещения (как на федеральном, так и на региональном уровне), продлены сроки действия лицензий, определен перечень товаров и оборудования, временно запрещенных к вывозу из России, приостановлено введение маркировки ряда товаров, послабления получили подрядчики в сфере госзакупок и т.д.
И вот, анализируя все заявленные мероприятия, я задаюсь только одним вопросом. Если в условиях жестких санкций, отсутствия иностранных инвестиций, нестабильности курса национальной валюты, заморозки резервов ЦБ недружественными государствами в нашей экономике имеются резервы для принятия беспрецедентных мер для поддержки бизнеса, почему все это нельзя было предпринять раньше? Зачем было создавать огромное количество административных барьеров, плодить документооборот, блокировать счета по несущественным основаниям, вводить огромные пени и штрафы, если всем понятно, что это не столько пополняет бюджет, сколько тормозит развитие бизнеса, особенно малого и среднего, если очевидным является тот факт, что именно МСП призван создавать рабочие места, обеспечивать граждан самой необходимой для жизни продукцией, сохраняя стабильную основу для развития экономики в целом?
На уходящей неделе, после всех событий и мер, мы видим, что пока биржевые котировки стали расти, рубль по отношению к основным валютам пока укрепляется. Лично я очень надеюсь, что и руководство страны, и предпринимательское сообщество извлечет максимум уроков из сложившейся ситуации и использует ее для развития и созидания.
Региональная тема - правительство Нижегородской области планирует преобразовать все районы в муниципальные округа до конца апреля
Директор Института проблем социального управления Максим Лубяной: В марте Заксобрание одобрило преобразование Шарангского, Краснобаковского, Большемурашкинского, Княгининского, Сосновского, Ветлужского, Спасского, Шатковского, Сеченовского, Тонкинского и Гагинского районов. В ближайшее время подтянут в эту компанию остальные.
Очередное, непонятное для населения, но вполне разумное для власти, действо мы наблюдаем в этом году. Многие эксперты и те, кто хоть как-то интересуется политикой, помнят, как в 2010 году отменяли прямые выборы глав районов и городов, переходили на так называемую "двухглавую" систему. А потом отменили и эту систему, посчитав ее неэффективной. Потом укрупнили территории в районах до сельских поселений, где избирали своих депутатов и глав. А с 2019 года начался новый этап муниципальной реформы в виде отмены выборов депутатов сельских поселений и преобразований районы в округа. Главный аргумент всегда один – повышение эффективности работы органов местного самоуправления и улучшение жизни людей. При этом всем понятно, что не происходит ни того ни другого. Посмотрим, что получится в этот раз.
Если смотреть на нынешнее преобразование здраво и отбросить в сторону "благие цели" в виде повышения эффективности, то есть всего три реальных аргумента.
Первый – нехватка управленческих кадров, второй – отсутствие денег у сельских поселений, третий – политическая управляемость территорий. И, конечно, все три аргумента совершенно четко пересекаются и зависят друг от друга. Кадровый вопрос, особенно на сельских территориях, уже давно перезрел. Профессиональных управленцев катастрофически не хватает, а те, что есть, очень часто встроены в какие-либо местные кланы и решают муниципальные задачи несколько однобоко, причем в сторону нужного "бока". А если говорить о кадровом уровне поселений, то в 80% случаев это достаточно случайные люди, поставленные по остаточному принципу. А ведь их задача – развивать поселение. Но для этого не хватает знаний, опыта, денег. Подавляющая часть сельских поселений не может заработать денег – там просто нет экономической базы. Совсем нет. И в любом случае деньги идут из районного бюджета. Тогда для чего нужны депутаты сельских советов? Распределять то, что им дает район? Или может быть там хорошо налажена связь конкретного депутата сельского совета с жителями деревни? Вряд ли. Тогда для чего они нужны? Получается в некотором смысле профанация. Избираются все равно те, кто нужен, кто лоялен, деньги расходуются так, как решит районная администрация, а решением проблем жителей все равно занимается президент. Это не голословное утверждение. В ноябре прошлого года Институт проблем социального управления проводил опрос об эффективности каналов коммуникации с властью. 33,9% опрошенных посчитали наиболее эффективным каналом решения своих проблем - обращение к президенту России. К тому же, так или иначе, некоторые главы районов наладили хорошую связь с населением через социальные сети. Особенно это касается тех глав, которые пришли в районы недавно, но поработали до этого в правительстве Нижегородской области. Это, кстати, к третьему аргументу по поводу политической управляемости.
Еще в 11 областных районах поменяются главы. Ну, на месте регионального министерства внутренней политики я бы поменял. По рейтингу социально-экономического развития за 2020 год (за 2021 еще нет данных) из 11 преобразуемых районов два находятся в зоне "ниже среднего" по социально-экономическому развитию, а еще четыре в конце зоны "средний".
Таким образом, получается, что при кажущейся формальности в части смены названия на "муниципальный округ" и отмены нескольких сот депутатских мест, в данном преобразовании определенный смысл существует.
Впрочем, жизнь покажет, насколько это было правильное решение. 131-ФЗ меняется примерно раз в три года. И как многое в нашей стране, путем "проб и ошибок".
Муниципальная тема - строительство девяти детских садов с отставанием ведет мэрия Нижнего Новгорода
Политический обозреватель Вадим Андрюхин: Старая история, но не теряющая актуальности в сегодняшней ситуации. И я бы даже сказал, что затяжной факт массовых проблемных строек детских садов в Нижнем Новгороде может стать "переломным" моментом в карьере и работе мэра Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева. Дело может дойти до вмешательства надзорных органов. И то, что нижегородскую ситуацию возьмут "на карандаш" даже не в региональном правительстве, а на уровне полпредства и профильных федеральных министерств, это точно.
Год назад президент Владимир Путин поручил кабмину взять под особый контроль темпы ввода новых детсадов, а именно стоимость и порядок такого строительства. Мэр Шалабаев не в той ситуации, чтобы игнорировать подобного рода информацию. Тем более, что "зашел" Шалабаев в мэрию при еще мэрстве Владимира Панова на должность его заместителя по строительству.
Некоторые защитники ситуации пытаются переложить ответственность на предыдущую власть – не получится, это слабый аргумент. Шалабаев у руля города почти два года. И один из немногих рычагов практической деятельности, которые остались сейчас у МСУ и современных мэров, это строительство социальной инфраструктуры.
Более половины бюджета города – это социальные расходы. Вот и остается мэру всего-то условно курировать социалку, благоустройство и снег зимой убирать. Кстати, детсады – это часть национальных проектов, которые находятся на особом контроле. Не зря в конце года все органы МСУ отчитываются перед депутатским корпусом за реализацию национальных проектов. Такой своего рода экзамен, ответственность за оценку которого берут на себя депутаты. Муниципальное жилье в Нижнем Новгороде уже давно не строится. Осталось строить школы и детсады, что тоже не плохо. Но и тут не все гладко. В Нижнем Новгороде "ручная дума", поэтому огрехи Шалабаева в этом вопросе в конце года во время отчета мэра депутаты "проглотили" и спокойно пошли встречать Новый год. "Жертвой" ситуации стал директор департамента строительства мэрии Горбунов, который "под шумок" новогодних праздников покинул свою должность, а затем устроился на новое "теплое" место в другом городе. Да, ситуация сложная в основном из-за роста стоимости стройматериалов, но на региональном уровне дали давно понять, что разумная корректировки бюджетов в сторону увеличения возможна. Неужели нельзя было мэрии взять тему на особый контроль и сопроводить ее в ручном режиме, чтобы в итоге не наступать на "старые грабли". Что делать? Грамотно расставить приоритеты в работе и системно сопровождать муниципальные контракты, заключать которые с нашей администрацией желающих становится все меньше и меньше.