"Оперативность Мишустина, визит премьера Армении в Нижегородскую область, итоги выборов в Кстове", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 18 по 22 апреля 2022 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема - правительство РФ в условиях западных санкций и пандемии оперативно принимает новый пакет мер и решений
Директор ИА "Нижний сейчас" Сергей Раков: Сейчас мы все стали свидетелями, как перестраивается и уже наглядно работает "главный штаб" управления страной. Необходимые управленческие решения принимаются практически ежедневно. Две недели назад Михаил Мишустин отчитался перед Госдумой за 2021 год. Эта важная формальность, но то, что было в 2021 году, осталось уже позади. Прошло почти четыре месяца нового года, который обещает быть, пожалуй, самым трудным, по понятным причинам, в истории современной России. И в таких условиях правительство Мишустина оперативно принимает очередной пакет мер и решений по итогам встречи с депутатами Госдумы. В любой вертикали управления важна компетенция и профессионализм на всех уровнях власти. Иначе "сила тока" на конечной точке будет значительно слабее, чем на точке входа. Я имею в виду способность министерств и ведомств, региональных администраций выполнять эти самые верховные решения. В противном случае мы получим так хорошо известный и привычный нам диссонанс, когда условно по "ТВ говорят" одно, а в повседневной жизни мы видим совсем другое.
Так, регионам предстоит обеспечить поэтапное возобновление оказания плановой медицинской помощи, приостановленной из-за острой фазы коронавируса. Речь идет не только о возобновлении планового лечения тех, кто в нем нуждается, но и о профилактических медосмотрах, о диспансеризации, в том числе переболевших ковидом. Ответственным назначен федеральный минздрав. Необходимую работу он должен провести вместе с ФОМС и главами регионов. Срок исполнения поручения – 12 мая. То есть, весьма близкая дата. Далее. Минтруду и минфину до 1 июля поручено рассмотреть увеличение объемов субсидий из федерального бюджета на поддержку общероссийских организаций инвалидов. Минобрнауки, минфин и минэкономразвития должны представить предложения по дополнительной поддержке вузов. Очень актуальное поручение касается создания отечественного магазина приложений для мобильных устройств. Иностранные платформы могут ограничить российским пользователям возможность скачивать приложения. Это касается большинства россиян. Минцифры должно обеспечить завершение этой работы к 1 июня.
Как видно, задачи большие и важные, а сроки короткие. Будем надеяться, что исполнение будет не на бумаге, а в реальной жизни и с практическим эффектом.
Региональная тема - Нижегородскую область посетил премьер-министр Армении Никол Пашинян
Политолог Александр Суханов: Сам визит подробно описан в нижегородских СМИ. Чем же определяется такой интерес к этому визиту? Прежде всего, вслед за многими наблюдателями, хочу подчеркнуть, что сегодня Армения становится реальным союзником России номер два. Первым, безусловно, является Белоруссия. В условиях специальной военной операции и колеблющейся позиции современного руководства Казахстана крепкие партнерские отношения с Арменией крайне важны. Данный факт особенно ценен, если вспомнить, что господин Пашинян пришел к власти на волне прозападных настроений. Однако, возобновление конфликта в Нагорном Карабахе убедили руководителя республики в необходимости развивать и укреплять отношения именно с Россией, которая остается единственным гарантом сохранения мира в этом регионе. Теперь стало очевидно, что именно Россия заинтересована в сохранении независимости Армении. В ходе визита в РФ премьер-министр России Михаил Мишустин и армянский лидер Никол Пашинян утвердили семь соглашений и заявили об ускорении подготовки к подписанию новой межправительственной программы экономического сотрудничества. Межгосударственный уровень отношений хорошо понятен и не вызывает вопросов.
Гораздо важнее понять причины посещения нижегородского региона премьером Армении. С одной стороны, ряд причин, как говорят, лежат на поверхности. У нашего региона давние отношения с республикой. В области достаточно крупная армянская диаспора. Глеб Никитин сообщил, что численность армянской общины насчитывает 15 тысяч человек. Это, как правило, граждане РФ, проживающие здесь в течение многих поколений. Они активно участвуют в жизни региона, способствуют его экономическому развитию.
У Нижегородской области давние и тесные взаимоотношения с Вайоцдзорской областью республики Армения. Между нами заключен договор о сотрудничестве. Происходит регулярный обмен делегациями. Считаю, что этот факт мог вполне послужить дополнительным поводом для посещения нашего региона.
По данным статистики, еще в 2017 году товарооборот между Нижегородской областью и Арменией составил более 33 миллионов долларов США, увеличившись на 15% по сравнению с 2016 годом. По итогам 2021 года рост товарооборота составил 40%. Как видим, на протяжении многих лет отмечается стабильный рост.
Глеб Никитин, подводя итоги визита, прямо отметил, что предполагается и дальше расширять наш экспорт в Армению и импорт из республики, в особенности это касается поставок продовольственной продукции, создания новых площадок сбыта. Традиционно хорошо сотрудничают наши промышленные предприятия, вузы, органы власти. Очень перспективна ИТ-сфера. Известно, что представители Армении выразили заинтересованность в увеличении числа армянских студентов, обучающихся в вузах нашего региона.
Из программы визита хочу обратить внимание еще на два обстоятельства. На финальном этапе Никол Пашинян посетил Армянскую церковь Святого Спасителя, где встретился с представителями армянской общины. На встрече он подробно рассказал об итогах переговоров, о сегодняшней ситуации в республике и Нагорном Карабахе. Также он ответил на вопросы. Считаю, что эта встреча позволила господину Пашиняну напомнить нижегородским армянам о необходимости связи с исторической родиной, и призвать к активному участию в развитии межрегиональных отношений. Не могу исключить и варианта призывов к увеличению финансовой поддержки республики Армения через инвестирование проектов на территории республики.
Второй момент касается фактического участия премьера Пашиняна в официальном открытии аквапарка рядом с обновленной "Швейцарией". Проект имел статус приоритетного и был успешно реализован. Инвестор – руководитель армянской общины Агаси Алекян. Объем инвестиций составил около 4 млрд рублей, создано примерно 250 рабочих мест. На мой взгляд, это обстоятельство, как знак уважения и признательности непосредственно Агаси Алекяну, и могло также стать скрытой причиной приезда премьера Армении в наш регион. Но это только мое предположение.
Понятно, что перечень причин приезда армянского премьера для нижегородцев не столь актуален. Гораздо важнее понять, что этот визит символизирует в плане положения и нашего региона и нашего губернатора. Далеко не в каждый регион поедет глава другого государства.
Что касается посещения области лидерами других государств, то практически все нижегородцы сразу вспоминают визит Маргарет Тетчер в начале 90-х в бытность губернаторства Бориса Немцова. Однако, справедливости ради, надо отметить, что Нижегородская область достаточно часто и по разным поводам посещали руководители целого ряда зарубежных стран. Так, следом за Маргарет Тетчер, посетил следующий премьер Великобритании Джон Мейджор в 1994 году. В 2001 году приезжала королева Нидерландов Беатрикс и ее сын, принц Оранский Виллем-Александр. Глеб Никитин уже принимал в 2018 году на чемпионате мира президента Хорватии Колинду Грабар-Китарович. Но в статусе официального государственного визита Никол Пашинян действительно для губернатора Глеба Никитина первый. Подводя итоги своего пребывания в Нижнем Новгороде армянский премьер отметил, что Российская Федерация является главным направлением импорта продукции для Армении. Также он выразил надежду, что по итогам его визита активизируются связи, которые и так довольно широки между нашей страной в целом и Нижегородской областью в частности.
Безусловно, этот визит демонстрирует высокий международный статус нашего региона. Свою роль здесь сыграла активная работа областного правительства на повышение престижа, свою роль внесли и мероприятия в честь 800-летия города. В любом случае, этот визит де факто свидетельствует о степени высокого доверия нашему губернатору со стороны федерального руководства, о его готовности к проведению международных переговоров. В политической копилке Глеба Сергеевича появилась еще одна компетенция – опыт международных официальных отношений.
Муниципальная тема - итоги выборов в Кстовском муниципальном округе, как зеркало актуальных электоральных предпочтений
Директор Института проблем социального управления Максим Лубяной: На уходящей неделе подвели итоги выборов в Кстовском муниципальном округе. В прошлое воскресенье прошли первые в этом году муниципальные выборы.
Как уже отмечали многие эксперты, выборы были предсказуемые и неинтересные. Депутатами стали те, кто нужен и согласован. Тем не менее, это первые в Нижегородской области выборы после начала глобальных мировых изменений. И, как видно по результатам, пока эти изменения не поменяли электоральный и политический расклад в отдельно взятом муниципальном образовании. Кандидаты от "Единой России" получили ожидаемое большинство, да и другие партии свое взяли. У "Единой России" 22 мандата, у КПРФ – пять, у СРЗП – три, у ЛДПР – два.
Таким образом, на муниципальном уровне сохраняется четырехпартийная система, в отличие от федерального уровня. Видимо, местные элиты еще не приняли наличие пятой парламентской партии, а электорат не увидел близкой ему повестки. Но я бы не стал в данном случае винить партию "Новые люди" в потере электоральных позиций. На выборах в Госдуму в прошлом году в Кстовском районе за "Новых людей" проголосовало 5,02% избирателей или 1902 человека, а в Законодательное собрание – 4,97% или 1824 избирателя. Это не самая большая поддержка с одной стороны, но с другой – достаточная для решения стратегических целей, которые они в итоге достигли. Чуть больше политического чутья, больше умения торговаться с властью, и поменьше самонадеянных выводов у руководства партии, и в дальнейшем все получится.
Хотя, стоит отметить, на небольших муниципальных выборах партийная принадлежность является совершенно не главным критерием для избирателя. При этом, конечно, нельзя исключать даже на этом уровне выборов фактор консолидации общества вокруг власти, которая происходит сейчас, во время проведения спецоперации на Украине, о чем достаточно много говорят социологи. А консолидация действительно происходит, это подтверждают и данные исследований ИПСУ. Например, индекс одобрения/неодобрения деятельности органов власти и общественно-политических институтов в конце марта 2022 года почти по всем перечисленным для оценки позициям был в положительной зоне. Очень большой рост позитивных оценок у президента РФ – сразу на 43,7 пункта, у Государственной Думы на 20,6, у судов на 16 пунктов. Так же, хоть и немного, растут рейтинги парламентских политических партий. Конечно, нужно учитывать, что специальная военная операция, при росте уровня поддержки власти, дает и рост уровня тревожности. Если в конце прошлого года тех, кто смотрит в будущее с тревогой и неуверенностью, было 26,4%, то в конце марта уже 37,3%.
В сентябре этого года в Единый день голосования муниципальных выборов будет больше. Социально-экономическая ситуация будет меняться, причем, очевидно, не в лучшую сторону, по крайней мере, по прогнозам Банка России. Насколько сумеет перестроиться власть под новые вызовы и потребности общества, насколько участники выборов будут близки к народу, как бы банально это не звучало, пока сложно сказать. Но всем обязательно стоит учитывать, что консолидация власти и общества на фоне критически значимых для страны событий обязательно должна быть двунаправленная. Мы, социологи, очень хорошо знаем, как растворился "Крымский консенсус" после решения власти о повышении пенсионного возраста. Еще одного неумелого и неумного подобного решения система не выдержит.