"Пенсии спасли от инфляции, нижегородский бизнес без ковидных выплат, социальное ЧП в Володарском районе", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 17 по 21 января 2022 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в регионе.
Федеральная тема – пенсия неработающим пенсионерам проиндексирована на величину выше инфляционной
Политолог Александр Суханов: Депутаты Госдумы единогласно приняли закон об индексации страховых пенсий неработающим пенсионерам на 8,6% с 1 января. То, что уровень инфляции будет выше 4%, было ясно уже при обсуждении бюджета. В бюджет заложили повышенные 5,9% на индексацию. Но реальная инфляция в силу многих причин оказалась выше и составила 8,4. В связи с этим, президент поручил правительству подготовить решение о повышении индексации пенсий на 8,6%. Уже 26 января Совет Федерации планирует утвердить это решение. Его сразу передадут на подпись президенту. Но, как отметил председатель Госдумы Вячеслав Володин, выплаты начислят с 1 января 2022 года. Многие пенсионеры еще в декабре получили пенсии, проиндексированные в соответствии с законом на 5,9%. Им доплатят недостающие 2,7%. В целом же все неработающие пенсионеры получат пенсии, подросшие на 8,6%. Это, по подсчетам специалистов, примерно 1400 рублей. В результате средний размер пенсии составит 18 984 рубля. Более 170 млрд рублей на эти цели минфин уже подготовил.
Хочется обратить внимание на несколько моментов. Впервые индексация превышает уровень инфляции, а не догоняет его. Да, превышение минимальное, но оно есть. Делать индексацию существенно выше уровня инфляции, как это предлагает, например, КПРФ, нельзя по очень простой причине, которая в какой-то мере спровоцировала рост инфляции в 2021 году, наряду с общемировыми тенденциями. Я уже говорил, что огромные социальные выплаты для преодоления негативных последствий пандемии и оказания финансовой поддержки населению увеличили денежную массу в обороте, не обеспеченную ростом производительности труда и увеличением объемов производства. Все они ушли на потребление. И повлияли на рост инфляции.
Отсюда следует второй вывод. Индексация пенсий не решает задачу повысить благосостояние пенсионеров. Цель скромнее, но очень важна. Индексация позволяет сохранить уровень жизни на том уровне, который был. Индексация не может повышать уровень жизни. Рост благосостояния обеспечивается ростом экономики страны. И этот рост идет. Идет возрождение утраченных производств, развитие новых отраслей, развитие технологий. К сожалению, ограбление российских пенсионеров произошло в годы "шоковой терапии" 90-х. Павловская денежная реформа, политика уничтожения советской экономики "молодыми реформаторами", сгорание накоплений граждан, вот основные причины нынешнего положения российских пенсионеров.
Другой причиной низкого уровня пенсий можно назвать абсолютно неэффективную пенсионную систему. Неэффективность ее в том, что сегодняшние работники своими отчислениями формируют пенсионный фонд не для себя, а для нынешних пенсионеров. Число пенсионеров растет, а работающих сокращается. Существующих источников наполнения пенсионного фонда явно недостаточно. Гораздо эффективнее в этом отношении система накопительного формирования личного пенсионного счета. В этом случае, каждый работник сам формирует свою пенсию и ее размер. Многочисленные страховые фонды гарантируют сохранение накопленных средств.
Сложность перехода на такую систему в том, что нынешние пенсионеры лишены возможности формировать свой пенсионный счет. Для обеспечения их пенсионного фонда можно было использовать часть средств ФНБ. Но это не возобновляемые расходы. А значит надо искать источники его пополнения. Сегодня уже формируется переходная модель, где часть отчислений поступает на личные счета работника, а часть идет в общий котел пенсионного фонда. В результате база для выплаты пенсий растет медленнее, чем число пенсионеров. Как результат, исключение работающих пенсионеров из числа тех, кому произведут индексацию. Решение спорное. Ибо большинство работающих пенсионеров имеют зарплату на уровне своих пенсий. И работают не от хорошей жизни, а по необходимости. Если подойти к решению проблемы с учетом того, что в пенсионной системе право на социальную пенсию имеют люди, ежемесячные доходы которых исчисляются сотнями тысяч рублей и больше, то их пенсии могли бы пополнить общий фонд без ущерба для их благосостояния. Но вопрос назревшей реформы пенсионной системы в России надо рассматривать отдельно.
В 2022 году вряд ли удастся избежать опережающего роста цен, особенно на продукты, неизбежного роста тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию, роста транспортного налога, налога на имущество. Все это будет отражаться на уровне жизни. Повышение цен заметили все. По данным Нижегородстата, стоимость минимального продуктового набора за неполный год выросла на 14,7%. В связи с этим, возникает проблема поддержки пенсионеров за счет определенных льготных ставок и тарифов. Тем более, что нижегородский регион не относится к числу тех, где эти ставки и тарифы благоприятны для населения. Так, наш регион входит в десятку регионов с самым высоким уровнем транспортного налога. Этот налог утверждается областными депутатами. При возможности самой низкой ставки налога в 10 рублей за одну л.с., нижегородцы платят 25 рублей. И это автомобили мощностью менее 100 л.с. Примерно то же самое можно сказать о тарифах на электричество.
В нашем регионе самая маленькая социальная норма электроэнергии на человека – 50 квт. Эта норма была бы хороша и оправдана в 50-е годы прошлого столетия. Сегодня ее не в состоянии соблюсти даже одинокий пенсионер с лампочкой, телевизором и холодильником. Я не нашел другого региона в России, где бы была такая же низкая норма. Однако тарифная комиссия нашего региона не видит причин и возможностей для ее увеличения, под предлогом необходимости экономии электроэнергии.
Думаю, что уже в этом году, встанут вопросы поддержки населения не только через дополнительные выплаты, а через формирование системы поддерживающих льгот и норм, обеспечивающих реальное сокращение расходов, прежде всего, пенсионеров. Только так можно реально поднять их уровень жизни. Наш регион дотационный, имеет госдолг и прочие нагрузки. Но последние несколько лет на хорошем счету у федерального центра. Губернатор Глеб Никитин умело маневрирует и старается привлекать в регион и допфинансы, и проекты, которые хоть как-то влияют на показатели региона. На фоне происходящего я бы посоветовал губернатору усилить программу социальной поддержки населения с учетом приближающихся выборов главы региона в 2023 году.
Региональная тема – в Нижегородской области задерживают выплаты бизнесу пострадавшему из-за пандемии
Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова: Уполномоченный по правам предпринимателей в области Павел Солодкий на профильном комитете в Заксобрании отметил, что поддержку за первый квартал 2021 года предприятия начали получать только с ноября. Вот уже третий год в мире продолжается пандемия. Не вызывает сомнений, что ограничения, связанные с попыткой недопущения распространения вируса, прежде всего бьют по тем отраслям, которые связаны с развлекательной индустрией, общепитом, розницей и иным подобным бизнесом.
Как я уже писала в одном из июльских комментариев, правительство, как на федеральном, так и на местном уровне предлагает скорее пожарные меры спасения отдельных отраслей бизнеса, нежели комплексные меры по преодолению кризиса и развитию. На мой взгляд, эти меры могли бы заключаться в пересмотре налоговой системы, а также ряда нормативных документов, регулирующих трудовое законодательство. К сожалению, на местном уровне практически ничего невозможно сделать, поскольку очень велика регулирующая роль центра. Практически все налоговые ставки жестко закреплены в Налоговом Кодексе, и не могут быть изменены, кроме УСН и ряда имущественных налогов. Однако, это довольно небольшая доля в общей налоговой нагрузке, которая при этом составляет значительную часть и без того небогатых региональных бюджетов. Поэтому и нижегородским властям ничего другого не остается, кроме как перекраивать бюджеты, выделяя деньги на точечную поддержку пострадавших отраслей.
И вот мы наглядно наблюдаем следствие политики затыкания дыр в бюджете субъекта Федерации, который и без того оскудел как от социальной нагрузки, так и от расходов, связанных с проведением летом юбилейных мероприятий.
Я совершенно согласна с Павлом Солодким, который поднимает эту проблему. При этом, надо понимать, что указанные виды бизнеса, особенно малого, практически находятся на грани вымирания, поскольку не могут работать, но вынуждены нести издержки, связанные с сохранением рабочих мест, и прочих необходимых выплат. Я предполагаю, что задержка субсидий, в первую очередь, связана с тем, что на них не хватало денег, и только к концу года их, если можно так выразиться, накопили. К сожалению, причин задержки мы не знаем, и на мой взгляд, никакие рабочие группы, новые или старые, повлиять на этот процесс не в состоянии.
Задержка установленных выплат увеличивает издержки, поскольку ряд предприятий вынуждены обращаться за кредитами в ожидании обещанной поддержки, а проценты по кредитам никто не снизить, ни компенсировать не обещал. Может быть, тогда не стоит минфину ждать, когда появятся деньги, и не перекладывать кредитное бремя на предпринимателей, а воспользоваться возможностью бюджетного кредитования, чтобы не нарушать самим же правительством установленные сроки выплат? А то у нас, как всегда, игра в одни ворота. От предпринимателей исполнения действующего законодательства требуют неукоснительно, а государство вполне вольно относится к своим же обещаниям, видимо, считая, что оно и так осчастливило бизнес своими обещаниями поддержать.
Кроме того, вопрос управления бюджетными финансами достаточно сложный и многогранный. И то, каким образом он осуществляется в нашем регионе, известно только непосредственным участникам процесса. Хотя, на мой взгляд, сделать чуть более открытыми некоторые стороны просто необходимо, если уж власти объявили, что бьются за улучшение инвестиционного климата. Бизнес не любит работать в условиях неопределенности. Любой предприниматель понимает, что это может привести к непредсказуемым последствиям.
Я бы хотела еще раз подчеркнуть, что изменения в системе поддержки бизнеса, особенно малого и среднего, нужны в первую очередь на федеральном уровне. И если уж и создавать рабочие группы, то только те, которые могли бы предложить соответствующим инстанциям выступить с законодательной инициативой по изменению налогового, трудового и иного законодательства, где могли бы быть предусмотрены не пожарные, а постоянные меры и способы регулирования поддержки предпринимателей при возникновении ситуаций, аналогичных сегодняшней.
Муниципальная тема - поселок Юганец Володарского района попал в федеральную повестку из-за избиения ребенка
Ректор Академии стратегического проектирования Владимир Хрыков: По сообщениям нижегородских СМИ, в настоящее время органы опеки решили изъять детей у жительницы поселка Юганец, которая подняла руку на собственного ребенка, а на саму женщину завели уголовное дело.
Я предлагаю разобрать ситуацию детально. Женщина одна воспитывает трех несовершеннолетних детей и одну совершеннолетнюю дочь. Не работает, получает пособия. В некоторый момент она по какой-то причине бьет собственного ребенка, и это попадает на видео, которое попадает в СМИ и тут начинает работать государство – отбирать детей и заводить уголовное дело. Если логически разобрать ситуацию, то возникает ряд вопросов: почему женщина воспитывает четверых детей одна, как она живет с четырьмя детьми, если не работает и сколько лет не работает, получала ли она помощь от органов социальной защиты, кроме положенных финансовых выплат? Ответы на эти вопросы, предполагаю, отсутствуют, то есть они есть, но ставили ли их уполномоченные лица, большой вопрос.
В настоящее время, к женщине приняты меры уголовного характера и предполагается отобрать детей. Является ли это выходом из ситуации и почему нет мер, направленных на понимание первопричин произошедшего? Это еще один важнейший вопрос, который не задается ни органами социальной защиты, ни в общественной среде. Хочется тут сказать: ну и где же тут институт уполномоченного по правам ребенка России и региона? Что ж они тогда делают, если не ищут и не решают вопросы о причинах подобных явлений?
Много ли таких ситуаций в России? Вот, например, по статистике 2011 года, которую приводит исследование Е.Р. Ярской-Смирновой: "в современной России более 65 тысяч семей находятся в социально опасном положении, что составляет в общей сложности около 200 тысяч человек, из них 60% дети". То есть в РФ семей в подобном положении очень даже много. И это по официальной статистике. Напомню, что в 2015 году ГАК России приводил статистику по наркомании и утверждал, что в России не менее 2 млн человек наркопотребители, что явно влияет и на вопросы благополучия семей и детей.
Буквально на прошлой неделе, мне рассказывали ситуацию пятикласснике, который живет с бабушкой, потому что его родители лишены родительских прав. Я подчеркиваю, они не погибли, они живы, но лишены родительских прав, потому что слишком сильно употребляли и употребляют алкоголь. Но государство пошло по легкому пути, оно не направило их на реабилитацию, оно просто лишило ребенка родителей, а их оставило самим решать вопросы с алкоголизмом. Так вот именно проблема, на мой взгляд, поверхностных мер и является той первопричиной, которая создает все эти беды.
Я полагаю, что на всех уровнях власти необходимо по-иному взглянуть на деятельность социальных служб. Социальные организации, а это и школы, и органы социальной защиты, и КДН, и иные органы, хронически недофинансированы. Работа в этих организациях – это психологически сложное дело, это миссионерство. Но люди там оплачиваются по минимальным тарифам, отсюда везде проблема с кадрами. Именно поэтому легче сделать вид работы, потому что работа не только с 200 тысячами людей, но даже с 2-3 людьми – сложное долгое дело.
В России, по сути, нет механизмов для социальной реабилитации людей в сложном положении. Многие действующие государственные психологические службы не отвечают тем вызовам, которые есть в стране. Разрушена система обязательной реабилитации, то что в СССР называлось ЛТП. Дискуссии о воссоздании центров социальной реабилитации, которые поднимал ФСКН, предлагая создать Агентство по социальной реабилитации, а не аморфных уполномоченных по неким правам, не было реализовано, а наработки с 2016 года свернуты. На КДН происходят периодические нападки с посылом о ликвидации, к счастью, пока КДН живы, но у них нет ресурса, нет денег, и герои, состоящие в КДН за счет своего патриотизма, делают то, что могут, увы, много они не могут.
В итоге, я бы хотел сказать, что эта володарская ситуация – это одна из многих ситуаций, которая происходит из-за того, что социальная политика в стране не отвечает проблемам страны. Но и вопросы репрессий в данном случае не решение, а усугубление проблемы. Нужно переходить к работе с семьей, помощи как финансовой, так и психологической семьям, оказавшимся в сложной ситуации. Ведь явно эта женщина не скрывала, что у нее четверо детей, то есть, все знали о сложностях, но мер не предпринимали. А не предпринимали, потому что в государстве кроме репрессивных мер, других просто нет. Мать - "посадить", детей - в "детдом". И нет проблемы.
В заключение, не смотря на аналитическую задачу эксперт-мониторинга, я бы хотел обратиться к общественникам и депутатам, которые заняты в сфере помощи людям, с призывом минимизировать собственный пиар и уделять внимание первопричинам проблем и наконец понять, что ваши "продуктовые разовые наборы" не решат проблему, а нужны ежедневные сложные комплексные системные государственные меры, начиная от возрождения экономики страны и до работы с каждым человеком, каждой семьей при понимании наличия сложной жизненной ситуации. Особенно это актуально для малых отдаленных поселений, как правило, депрессивных, до которых не доходят яркие и шумные инициативы федерального центра.
Фото: ИА "Нижний сейчас"