"Ночной" Вячеслав Володин, 5 млрд рублей для Ледового дворца и муниципальная отчетность по нацпроектам", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 13 декабря по 17 декабря 2021 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в регионе.
Федеральная тема - странности QR-кодирования, законопроект о введении QR-кодов на транспорте снят с рассмотрения Госдумой
Политолог Александр Суханов: Четвертая волна COVID-19 по своим масштабам превзошла все предыдущие. Росли показатели заражений и летальных исходов. Чтобы остановить распространение болезни, в различных странах стали вводить ограничительные меры. Во многих странах ввели QR-коды или "зеленые" паспорта", позволяющие людям, прошедшим вакцинацию, ограничить контакты с антипрививочниками, и тем самым прервать цепочку заражений. По заявлению европейского бюро ВОЗ непривитые являются основными распространителями.
Важно подчеркнуть, что не только в России, но и во всем мире есть целая армия противников вакцинации. К сожалению, эти люди весьма агрессивны и нетерпимы к сторонникам вакцинации. Сегодня они достаточно успешно организуют протестные акции сторонников. В отличие от развитых демократических стран, где активно препятствуют деятельности противников вакцинации, в России ковид-диссиденты чувствуют себя вполне вольготно. Их активность вышла за пределы интернет сообществ. Они формируют негативное общественное мнение не только к вакцинации, но и к власти. Более того, они фактически диктуют свои условия государству. Государство в лице депутатов Госдумы практически подчинилось их требованиям.
Когда с антипрививочных позиций выступают общественники, скорее эмоционально, чем рационально, еще можно как-то списать на непрофессионализм, но как понять стремление "оседлать" протест со стороны системной оппозиции в лице КПРФ и в лице сторонников "Справедливой России"? Камнем преткновения стали законопроекты по введению QR-кодов в общественных местах и транспорте. Специалистам хорошо известно, что в общественном транспорте, где повышенная скученность населения, риск угрозы заражения возрастает многократно, даже при соблюдении санитарных норм.
Публикация председателя Госдумы Вячеслава Володина в своем телеграм-канале и предложения высказаться по поводу QR-кодов спровоцировала обвал негативных отзывов. Позже он первым в ночи через тот же свой телеграм-канал сообщил, что Госдума готова снять вопрос с обсуждения. Сотни тысяч комментариев напугали парламентариев. И это вот самый неприятный факт. Если обычно нужный законопроект принимается сразу в трех чтениях благодаря конституционному большинству фракции "Единой России", то в этом случае, проект был направлен предварительно в регионы для поддержки региональными заксобраниями. В большинстве субъектов законодатели поддержали закон. Но реакция в соцсетях фактически привела к срыву принятия законопроекта. Госдума 16 декабря приняла в первом чтении концепцию закона о праве регионов вводить QR-коды в общественных местах. В поддержку проекта выступили 329 депутатов, против – 87. Еще один парламентарий предпочел воздержаться. В результате законопроект повторно направили на месяц для обсуждения в регионы, Совфед и правительство РФ.
В этой ситуации у меня возникает минимум два вопроса. Первый. Мои попытки найти пример парламентского или общественного обсуждения введения QR-кодов где-либо еще, кроме России не увенчались успехом. Нигде в мире не обсуждают предложения специалистов по методам борьбы с эпидемиями. И если такое обсуждение спровоцировано и навязано в России, хотелось бы понять кем и зачем?
Выскажу свою позицию. Нам в очередной раз пытаются спровоцировать массовое недовольство. Вновь избранные депутаты гордумы, члены так называемых оппозиционных фракций изображают бурную деятельность и активно играют в демократию. Только надо помнить, что такие игры в оппозицию уже дважды губили Россию. За спиной этой оппозиции стоит часть крупного российского капитала, мечтающего стать частью мировой элиты, и одновременно, вернуть себе политическую власть в России. Беда в том, что это несовместимые мечты. Или это часть мировой элиты, но без власти в России, либо власть в России, но тогда против мировой элиты.
Второй вопрос заключается в том, что проблема борьбы с ковидом аккуратно замещается проблемой соблюдения прав человека. А это уже факт политизации проблемы, то есть, включение ее в арсенал средств борьбы за власть. Позволив втянуть себя в эту дискуссию, государство демонстрирует отнюдь не приверженность демократии и свободе. Скорее, это свидетельствует о проявлении слабости государственной воли, бегство от ответственности за последствия решений. Это путь в никуда. Почувствовав слабость парламента, оппозиция продолжит усиливать давление. И повод не принципиален.
Президент Владимир Путин, хранивший молчание по поводу QR-кодов, на встрече с Советом по правам человека 9 декабря сказал, что государство должно оградить сторонников прививок от их противников. Сразу после этого Госдума решила сначала принять закон, а уже потом дорабатывать. Справедливо замечание Татьяны Голиковой, что этот законопроект – не о QR-кодах, а о "сертификатах безопасности".
Региональная тема - Нижегородская область получит 5 млрд рублей на строительство Ледового дворца.
Директор ИА "Нижний сейчас" Сергей Раков: Не в первый раз за последние несколько лет темой ледового дворца наполняют информационное пространство. Дискуссия о будущем Стрелки уже пока в прошлом. За последние пару лет "гайки закрутили еще больше", и общественная активность за "непонятную" защиту Стрелки существенно изменилась. В целом властям и градозащитникам поневоле удалось достичь компромисса и не реализовывать планы застройки на Стрелке. А официальные планы еще два года назад были амбициозные - вплоть до строительства на Стрелке здания филармонии из стекла и бетона. Даже Владимиру Путину понравилось. Но мечты и фантазии быстро приземлились и ударились об экономические возможности, вернее невозможности.
Поэтому Стрелка пока естественным образом остается без революционных градостроительных преобразований. Обошлись благоустройством по-прежнему пустынной территории и планами по превращению пакгаузов в концертный зал. Новых смыслов пока Стрелка не обрела. Но то, что в комплексе рядом с футбольным стадионом появится еще Ледовый дворец, вопрос решенный. Рассуждать о целесообразности второго крупного спортивного объекта на этой территории уже не имеет смысла. Но минусов этого решения не меньше, чем плюсов. В будущем частое перекрытие ближайших улиц из-за проведения в Ледовом дворце, вкупе с футбольным стадионом, спортивных соревнований, концертов и прочих мероприятий станет неизбежным. И это не нормально. Поэтому думать о новых транспортных схемах и строительстве новых дорожных развязок в районе Канавинского моста нужно уже сейчас.
5 млрд рублей на Ледовый дворец пообещал хорошо известный нижегородцам депутат Госдумы и председатель комиссии Федерального собрания РФ по перераспределению бюджетных ассигнований Андрей Макаров. Как сказал Макаров, строительство Ледового дворца откроет новую страницу в истории нижегородского спорта. Сейчас строительство оценивают примерно в 11 млрд рублей, но по сложившейся у нас в регионе традиции в процессе строительства крупных объектов цена возрастает. Интересно также будет узнать, кто станет генподрядчиком. Хорошо, что болельщиков хоккея, любителей спорта и физкультуры у нас больше, чем онкобольных. Видимо, поэтому финансирование и судьба строительства нового онкоцентра в Новинках пока окончательно не решена. Кстати, стоимость онкоцентра сопоставима со стоимостью Ледового дворца.
О необходимости строительства новой площадки для нашей хоккейной команды "Торпедо" заговорили давно. Эту идею вынашивали и прорабатывали финансирование, в том числе внебюджетное, бывший губернатор Валерий Шанцев и в то время действующий глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов. Оба являются поклонниками хоккея и много сделали для нижегородского "Торпедо". Однозначно, команда "Торпедо" это не только спортивная, но политическая тема.
Естественно, понимает это и действующий губернатор Глеб Никитин. По его словам, важно развитие событийного потенциала региона. Строительство ледового дворца в непосредственной близости с футбольным стадионом "Нижний Новгород" создает возможность формирования центра притяжения туристических потоков благодаря синергии с существующими объектами культурной и досуговой инфраструктуры. Планируется, что интеграция в культурно-событийную повестку города и региона в целом позволит привлечь до 75 тысяч новых туристов в год.
Вообще, заметно, что, завершая год 800-летия Нижнего Новгорода, губернатор Никитин и его команда начали мудро "копить" новые проекты на будущее: станция метро, Ледовый дворец, мост через Оку, ИТ-кластер, преобразования в центре Нижнего Новгорода и другие проекты. Хорошо бы еще пополнить список инфраструктурными проектами и в районах области. Новые проекты – это новые смыслы и ориентиры для региона, чтобы не остановилась динамика развития. Под эти проекты уже определяется финансирование. Во многом это совпадает со "Стратегией 2035", с которой Глеб Никитин шел на выборы в 2018 году. Бесспорно, уже сейчас есть чем отчитываться перед нижегородцами. Вне зависимости от того, как сложится карьера Глеба Никитина, реализация новых проектов ляжет в основу новой программы губернатора на будущих выборах.
Муниципальная тема – главы МСУ Нижегородской области отчитываются за исполнение национальных проектов
Ректор Академии стратегического проектирования Владимир Хрыков: Событие прошло благополучно для большинства глав муниципальных образований. Исключением стали Кулебаки, где не был достроен детский садик на 40 мест. Вроде бы комментировать особо нечего, а нужно только порадоваться за то, как здорово работает местная власть. Но, как мне кажется, вопрос с национальными проектами намного сложнее, чем себе представляют на местах.
Давайте попробуем разобраться. Дело в том, что главным рычагом управления страной президента РФ являются его поручения. Именно поручения являются той отправной точкой, с которой начинается работа исполнительной, да и законодательной власти. В своих поручениях, а также в посланиях Федеральному собранию Владимир Путин раскрывает свое видение проблем и предлагает способы решения. В России даже действует при специальный совет по стратегическому развитию и национальным проектам, который контролирует лично президент России.
Нацпроекты призваны стать стратегическими драйверами развития России и неслучайны в настоящее время 14 направлений: демография, здравоохранение, туризм и индустрия гостеприимства, образование, культура, безопасные и качественные дороги, жилье и городская среда, экология, наука и университеты, малое и среднее предпринимательство, цифровая экономика, производительность труда, международная кооперация и экспорт, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Они охватывают почти все сферы хозяйственной жизни, что должно позволить главам регионов и главам муниципалитетов выбрать наиболее важные для стратегического развития территории и включить их как федеральный способ финансирования развития своей территории.
Но возникает вопрос, правильно ли используют национальные проекты? Как мне видится, на местах эти национальные проекты совершенно используют не в этом алгоритме. Для большинства руководителей регионов и глав районов и городских округов нацпроекты, лишь способ закрыть дыры: построить школу, детсад или какие-то иные острые вопросы, которые недоступны местному бюджету.
В том, что строится школа, нет ничего плохого, вопрос лишь в том, что направлений 14, а выбирается участие в них по принципу – "заткнуть дыру" и нет тут никакого стратегического развития. А я еще раз напомню, что президент возглавляет совет, который называется "Совет по стратегическому развитию и национальным проектам".
Еще раз поясню свою мысль! Школа, как школа в местной территории не дает вклад в стратегическое, то есть отдаленное или долгое будущее территории, она лишь решает вопрос "здесь и сейчас", а цель национальных проектов – создать в России перспективное будущее и именно в таком понимании и надо их оценивать. Поэтому, для реализации национальных проектов на местной территории, необходим долгосрочный план, нанизывающий ежегодно нацпроекты из разных направлений на территории и создающий потенциал будущего.
Именно в отсутствии такого мышления и кроется неудача в реализации национальных проектов России, итогов которых ждет от глав регионов и глав местных территорий Владимир Путин.