"Четвертая волна COVID-19 в России, гибель урожая в Нижегородской области и дороговизна платных парковок в Нижнем Новгороде по-шалабаевски" - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 27 сентября по 1 октября 2021 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в регионе.
Федеральная тема - Россию накрыла четвертая волна COVID-19
Доцент НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, член Общественной палаты Нижнего Новгорода Эрадж Боев: Следует полагать, что Россия в целом готова к новой волне пандемии и сопутствующим вызовам в социально-экономической сфере. Это объясняется тем, что государством накоплен значительный опыт функционирования национальной экономики в условиях пандемии. Также продолжают сказываться преимущества России, позволяющие "держать удар" в противостоянии негативным последствиям пандемии, – низкий уровень внешнего долга, накопленные финансовые ресурсы, стабилизация цен на нефтяном рынке, устойчивость национальной валюты. В структуре российской экономики по-прежнему высока доля промышленного производства, которое продолжает стабильно работать. Как показала практика, наибольшую угрозу пандемия представляет для малого и среднего предпринимательства. Однако мы можем констатировать, что бизнес научился работать в условиях ограничительных мер. Тем не менее, необходимо отметить, что очередная волна коронавируса неизбежно повлечет рост бюджетного дефицита, сокращение доходов населения и снижение уровня потребления.
В Нижегородской области социально-экономические последствия новой волны коронавируса могут быть минимизированы за счет таких мер, как ускорение темпов вакцинации населения, в том числе занятого на крупных промышленных мероприятиях, и оказание государством адресной поддержки предприятиям малого и среднего бизнеса, осуществляющим деятельность в наиболее уязвимых в период пандемии сферах – при условии неукоснительного соблюдения ими санитарно-эпидемиологических требований. Выполнение данных мер будет способствовать реализации "мягкого" варианта прохождения региональной экономики через очередную волну коронавирусной пандемии.
Кстати, губернатор Нижегородской области Глеб Никитин позавчера провел заседание координационного штаба по предупреждению распространения коронавирусной инфекции. Власти разворачивают дополнительные койки для лечения больных. Общее число коек доведут почти до семи тысяч.
Региональная тема – в Нижегородской области погиб урожай, введен режим чрезвычайной ситуации
Политолог Александр Суханов: К гибели урожая привели опасные природные явления – суховеи, почвенная и атмосферная засуха, произошедшие в вегетационный период. По мнению специалистов, засуха в нашем регионе происходит регулярно. Примерно один раз в три года. Все-таки зона нечерноземья. Режим ЧС в связи с неурожаем введен и в ряде соседних регионов.
Уровень потерь урожая еще предстоит уточнить. Главам районных администраций и отраслевых организаций предписано до 11 октября сообщить в региональное министерство сельского хозяйства сумму ущерба с предоставлением документов, объясняющих причины гибели растений. Но уже сейчас, по данным министерства, в Нижегородской области наблюдается снижение урожайности сельхозкультур относительно средней урожайности за предыдущие пять лет. В частности, это касается зерновых и зернобобовых культур, картофеля, овощей и масличных культур.
Однако, по информации министерства, положение не катастрофическое. В регионе практически завершена уборочная кампания зерна. По прогнозам, целевой показатель по уборке зерновых был определен в 1,3 млн тонн. В любом случае, регион полностью обеспечил себя зерном собственного производства.
Введение режима ЧС не связано с угрозами, характерными обычно для неурожайных лет: дефицит продуктов, угроза голода и тому подобных. Режим ЧС позволяет мобилизовать все силы региона и сельхозпроизводителей на максимальное сохранение выращенного. Не допустить дополнительных потерь.
Минимизировать потери и риски неурожая позволяет проводившаяся в последние годы политика поддержки и развития регионального АПК. По словам губернатора Глеба Никитина на поддержку АПК и развитие сельских территорий в текущем году будет направлено более 4,6 млрд рублей. Уже сейчас более 3 млрд рублей субсидий доведено до производителей.
Всем известна проблема вывода сельхозземель из оборота в лихие 90-е. Когда коллективные хозяйства разваливались, земли делились между членами коллективных хозяйств. Однако, возникшая в результате дробления земель чересполосица не позволяла сельским жителям наладить эффективное хозяйство. Массовая скупка индивидуальных наделов проходила в таких же объемах, как и скупка акций предприятий. Появились новые российские латифундисты. Но возвращать земли в сельхозоборот они не спешили. Во-первых, агропроизводство было в тот период убыточным. Во-вторых, ряд собственников использовали эти земли под застройку. Но, после введения продовольственного эмбарго со стороны ЕС, наше сельское хозяйство стало возрождаться гигантскими темпами. Уже сегодня Россия стала мировым лидером по экспорту зерна.
В нашем регионе создана и успешно работает программа по возвращению в сельхозоборот утраченных земель. По информации министра сельского хозяйства Николая Денисова, аграрии области в 2021 году вернули в производство более 20 тысяч гектаров земель. Это процесс высокозатратный, требующий огромных усилий и длительного времени. Чтобы помочь сельхозпроизводителям, в регионе разработаны меры господдержки. Так, в рамках программы для хозяйств, которые ввели в оборот более 300 гектаров земли, предусмотрена компенсация до 50% затрат на покупку высокопроизводительной техники. Такая политика регионального правительства позволяет минимизировать потери от текущего неурожая и закладывает прочные основы для дальнейшего развития нижегородского агропрома.
Муниципальная тема - в Нижнем Новгороде озвучили стоимость планируемой к введению системы платных парковок в центре города
Социолог Максим Лубяной: На прошедшей неделе большой резонанс в информполе вызвала тема вплатных парковок в Нижнем Новгороде, а точнее стоимость абонементов. Особенно всех впечатлила цифра в 96 тысяч рублей в год.
Вообще, тема активно обсуждается уже примерно год. Пока преобладает негативная оценка. По всей вероятности, основные акторы этой темы – горадминитсрация и Мегафон – не прикладывают должных усилий, чтобы эту тему горожане восприняли нормально. Были обсуждения в Общественной палате города, были обсуждения в соцсетях, были обсуждения на комитете по транспорту Законодательного собрания. "Институт проблем социального управления" также проводил опрос по этому поводу. Да и лично я уже много раз давал комментарии про платные парковки. И, тем не менее, к настоящему времени со стороны администрации проблема не проработана.
То, что с загруженностью центра города автомобилями нужно что-то делать, не спорит никто. И то, что единственный вариант – это система платных парковок, тоже. Причем, действительно, она должна быть достаточно дорогой, иначе не имеет смысла все это затевать. А вот дальше начинаются вопросы, ответы на которые городская власть не может дать уже год. Почему продолжает действовать концессионное соглашение? Где бесплатная достаточная инфраструктура перехватывающих парковок на подъездах к центру? Город в состоянии организовать платные парковки самостоятельно, оставляя всю прибыль в бюджете. Будут ли временные интервалы – дневное время платное и ночное время бесплатное? К 20:00 в будни машин в центре практически нет, остаются только местные жители. Изменится ли качество содержания парковочных зон, особенно в зимнее время? Залезть платно в сугроб не самая лучшая перспектива. При действующем концессионном соглашении кто и за чей счет будет обеспечивать нормальное содержание парковочных зон, в том числе расчистку от снега? "Мегафон" или городские службы? У "Мегафона", конечно, технических возможностей нет, но будут деньги. Значит, по идее, он может нанять подрядчиков, их контролировать и требовать хорошего содержания. Но то же самое может и обязана делать городская администрация.
Что делать местным жителям? Идти войной на тех автомобилистов, которые решат сэкономить и будут парковаться во дворах? Решения нет совсем. С теми же абонементами. Если человек покупает абонемент, допустим, на год. Значит он должен гарантированно получить парковочное место, причем в самом ближайшем к пункту назначения месте. А если места не будет, и он вынужден будет парковаться метров за 700? Будет считаться, что услуга все равно оказана? Вопросы без ответов. И их множество. С жителями никто не разговаривает, все принимается кулуарно, недовольство растет. Хотя, по большому счету, городские власти могут себе позволить наплевательское отношение к жителям. В обсуждении этой темы в Фейсбуке бывший вице-мэр Нижнего Новгорода Сергей Абышев упомянул, что в свое время идея платных парковок стоила тогдашнему и.о. мэра Владимиру Горину проигрыша на выборах. Сейчас выборов мэра у нас нет. Поэтому назначенному мэру Юрию Шалабаеву за свое место, читай репутацию, беспокоиться не надо. Можно внедрять любые не популярные экономические модели. Депутаты Гордумы избрались год назад, Заксобрания – только что, отчитываться не надо и бояться нечего и некого. А нижегородцы? Ерунда, бесправные горожане повозмущаются и привыкнут.