"Ликвидация "Открытой России" (признана на территории России нежелательной организацией), Нижегородская область – антилидер по антиковидной вакцинации и первый отчет Олега Лавричева", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 24 по 28 мая 2021 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в регионе.
Федеральная тема - "Открытая Россия" объявила о самоликвидации
Политолог Александр Суханов: Организация "Открытая Россия" (связана с Михаилом Ходорковским, признана на территории России нежелательной организацией, является НКО-иноагентом) полностью прекращает деятельность и закрывает отделения в регионах, чтобы защитить сторонников от уголовного преследования, говорится в заявлении, которое широко растиражировано в российских СМИ. Соответствующее решение принято 27 мая 2021 года руководством организации. Членство всех участников аннулировано.
Как известно, в 2015 году в России приняли закон о нежелательных организациях. Из него следует, что таковыми могут признать иностранные и международные структуры, "представляющие угрозу основам конституционного строя, обороноспособности и безопасности государства". Организациям, попавшим под действие закона, запрещено открывать представительства в России, проводить публичные мероприятия, их счета замораживают, а сотрудников могут привлечь к ответственности. В соответствии с этим законом в 2017 году Генпрокуратура признала нежелательными три организации, зарегистрированные в США и Великобритании: "Открытую Россию", Institute of Modern Russia и Open Russia Civic Movement.
Правоохранители связывают организацию с учрежденной Михаилом Ходорковским британской Open Russia Civic Movement, чья деятельность в России тоже признана нежелательной. В 2019 году эту организацию ликвидировали, чтобы защитить сторонников от уголовного преследования, однако, по мнению правоохранителей, ее "координаторы" продолжают работать в РФ. Кстати, заявление о самороспуске доказывает тот факт, что, несмотря на заявление о ликвидации, организация продолжала работу. Только под другими названиями, мимикрируя под другие организации и формы объединения. Своеобразная игра с властью в кошки-мышки. По этой причине закрыли форум "Муниципальная Россия", а почти 200 его участников получили обвинения в участии в деятельности нежелательной организации.
В нашем регионе оппозиционные силы представлены, в том числе и сторонниками "Открытой России". Другой вопрос, что официально эти структуры у нас не зарегистрированы. В то же время, открыты несколько дел, по обвинению в связях с нежелательными организациями. Поскольку судебных решений нет, не буду перечислять эти дела и имена фигурантов. Нижегородцы, следящие за политической жизнью, хорошо их знают. Близость к Москве, высокая концентрация научно-технической интеллигенции продолжают привлекать внимание к региону представителей несистемной оппозиции, сохраняют стремление "раскачать" наш весьма и так протестный регион по примеру Екатеринбурга и Хабаровска.
Нижегородцев, в массе своей, гораздо больше волнуют проблемы качества экологии, условия жизни. Политические вопросы борьбы за власть остаются пока уделом внутриэлитных групп. Уровень интереса к выборам остается скорее пассивным, не превышающим процент элементарного любопытства.
Госдума рассматривает поправки к закону о нежелательных организациях, которые внесли 4 мая. 18 мая их уже одобрили в первом чтении. Поправки предполагают, что уголовная ответственность за участие в работе нежелательной организации наступит уже после первого привлечения по административной статье, а не второго, как установлено сейчас. В этом случае человеку будет грозить от одного до четырех лет лишения свободы. При этом за руководство нежелательной организацией будут сразу возбуждать уголовное дело. Наказание составит до шести лет колонии. Кроме того, Генпрокуратура сможет признавать нежелательными любые компании по всему миру, которые проводят для уже признанных нежелательными организаций финансовые или любые другие операции с имуществом. То есть, ответственность будет грозить за сотрудничество и с этими компаниями.
Целью внесения поправок, как видим, является стремление законодателя максимально ослабить влияние на политические процессы в России из-за рубежа. Деятельность законодателя показывает эффективность. В заявлении "Открытой России" прямо сказано, что решение о самоликвидации связано с поправками в закон о нежелательных организациях, которые рассматривает Госдума.
И это уже второй факт самороспуска на оппозиционном политическом поле в России. В конце апреля объявили о роспуске организаций Навального. Это произошло после того, как 27 апреля в Москве начался судебный процесс по иску прокуратуры о признании ФБК (признан в РФ НКО-иноагентом ) и ФЗПГ (признан в РФ НКО-иноагентом ) экстремистскими организациями. Московская прокуратура после проверки организаций установила, что "фактическими целями их деятельности является создание условий для изменения основ конституционного строя, в том числе с использованием сценария "цветной революции". В прокуратуре также утверждали, что фонды осуществляют деятельность иностранных и международных организаций в России, в отношении которых принято решение о признании их деятельности нежелательной.
Можно ли назвать вышеуказанные процессы атакой на оппозицию? Можно. И смею заверить, что в любой самой демократической стране деятельность такой оппозиции пресекается на корню, при малейшем сомнении. Главное понять о какой оппозиции идет речь. Нам усиленно пытаются доказать, что настоящая оппозиция, настоящая журналистика только та, которая против действующей власти, против государственной системы. Другими словами, нас постоянно подталкивают к антигосударственной деятельности, к революции (неважно, цветной или черно-белой). Такую оппозицию не допускает ни одно государство. Тем более, если такая оппозиция оплачивается из-за рубежа. А вот конструктивной оппозиции в России пока нет. Ей еще предстоит сформироваться.
В преддверии выборов официальный и демонстративный уход сетевых оппозиционных структур с политического поля сводит на нет многолетние усилия по организации плацдарма для организации майдана в РФ под флагом непризнания итогов выборов. Такой сценарий вероятно и готовили. В то же время, показывает опыт, деятельность региональных отделений под другими "знаменами и именами" несомненно, продолжится. Ведь люди, которые состояли в организациях, остались. И формы их финансовой поддержки, наверняка найдут. Только риск работы многократно повысился. Это заставит кого-то задуматься или найти другую, более безопасную стезю применения гражданской активности.
Региональная тема - в Нижегородской области одни из самых низких в России темпы вакцинации от коронавирусной инфекции
Доктор политических наук, депутат Законодательного собрания Роман Кабешев: Россия, создав одной из первых вакцину (на сегодня официально зарегистрированы три вакцины), не попадает даже в десятку стран по темпу и числу привитых. Власть требует масштабной вакцинации, определены сроки и показатели – к 1 сентября должны привить 70% населения. Сегодня все чаще официальные СМИ в отношении ситуации с распространением короновируса заявляют о начале третьей волны. Вновь говорится о росте госпитализаций и количестве смертей. Но это никак не влияет на темпы вакцинации. Есть регионы-аутсайдеры внутри страны, среди них оказалась и Нижегородская область.
Почему так происходит, ответить не просто, но, на мой взгляд, необходимо. Прежде всего, для понимания не столько сугубо медицинских аспектов, сколько в целом всех социально-психологических, экономических, политических процессов. Я бы отметил несколько важных моментов, которые, как мне представляется, влияют на этот показатель. Во-первых, сама власть, изначально, не сумела выработать и транслировать населению общий скоординированный подход относительно пандемии. Одни успокаивали – дескать, обычный грипп, другие говорили о разумных ограничениях, третьи заявляли о полном локдауне и изоляции, четвертые просто находились в растерянности и отмалчивались, пеняя на Москву.
Во- вторых, сама власть оставила жителей один на один с этой неопределенностью, не пришла во время на помощь, не смогла обеспечить элементарными средствами защиты, ввела локдаун без соответствующих юридических оснований, сняв с себя, то есть государства, ответственность за благополучие, работу и доход миллионов граждан. Экономическая помощь оказалась во многом формальной. И это на фоне и так растущей бедности и экономического кризиса.
В-третьих, сама власть игралась с возникшей ситуацией. Когда ей было необходимо, все режимы снимали и проводили политические и не очень политические игры и массовые мероприятия и акции.
Конечно, можно говорить о неразумности наших сограждан, о бунтарстве и пренебрежении законом, но все это, на мой взгляд, от лукавого.
Вакцинация показала и так очевидный для всех факт – полное недоверие народа к нынешней власти. Это звучит жутко, но между страхом смерти и доверием к власти граждане выбирают первое! Пропасть между власть предержащими и глубинным народом экономическая, правовая, ментальная только расширяется. Можно сколько угодно играться с цифрами статистики, опросами, заявлять о духовных скрепах, но реальность, увы, такова.
Муниципальная тема - председатель Думы Нижнего Новгорода Олег Лавричев впервые отчитался перед депутатами
Ректор Академии стратегического проектирования Владимир Хрыков: Власть Нижнего Новгорода уже много лет имеет крайне интересную особенность – она закрыта. Она закрыта сама собой. Я точно уверен, что ни федеральный центр, ни даже регион ей не приказывал закрываться. Я не могу точно сказать, с какого момента это произошло, но это особенность Нижнего Новгорода с 10-х годов 21 века.
К большому сожалению, сейчас мы видим так же администрацию города как вещь в себе. Я думаю, не случайно именно в Нижнем Новгороде случилась череда коррупционных дел в среде чиновников. Очень часто в администрации я видел полный игнор позиции федерального центра. В частности, такое было с программой, реализуемой службой по контролю за оборотом наркотиков.
Продолжением тенденции является и сегодняшняя власть. Нужно понимать, что федеральный центр, выстраивая вертикаль, полагает муниципальные органы власти ввести в нее, но тот же федеральный центр говорит и о развитии проектного гражданского общества, которое почему-то не интересно в Нижнем Новгороде, то есть оно как бы декларируется, но затем происходит что-то неадекватное и совершенно противоположное.
Анализируя годовые отчеты, как мэра, так и председателя Думы, можно сказать одно: отчеты сданы - отчеты приняты. Изменилась бы наша жизнь, если бы этих отчетов не было? Я утверждаю, что не изменилась бы. Есть бюрократический процесс, и он хорошо выполнен.
В докладе Олег Лавричев рассказал, что в условиях пандемии Дума одной из первых среди представительных органов власти перешла на дистанционную работу. VI и VII созывы провели 13 заседаний, из них 3 – внеочередных. Очно прошли 5 заседаний, остальные – в режиме видеоконференции. Всего депутаты рассмотрели 279 вопросов, согласовали 271 решение.
Справедливости ради, нужно отметить, что экономический тяжеловес Олег Лавричев, отличается от чисто чиновника мэра Юрия Шалабаева. У Лавричева серьезный аппаратный опыт работы и опыт работы на производстве, с которым он хорошо справлялся. То есть, если бы перед ним ставилась задача работы на жителей, я думаю, он бы с ней, не напрягаясь, справился. И тут, мне представляется, важным вопросом становится следующее: а есть ли городская Дума как работающий институт, и нужна ли она вообще? Я сейчас прихожу к выводу, что в целом если гипотетически убрать тему про ветви власти, то городскую Думу можно заменить на экспертный совет, который сможет какие-то здравые проекты формировать и, например, собрание ТОСов и ООСов, которые будут доносить проблемы округа до исполнительной власти.
И все же не случайно Юрий Шалабаев получает, кстати, не первый раз уже, в Национальном рейтинге мэров городов России очень далекие от Олимпа места. Мне видится одна проблема: в критериях эффективности губернаторов есть пункт о рейтинге президента на территории. А муниципальная власть ходит по земле и очень многое зависит от нее для электорального одобрения федеральной власти. Но пока я вижу, что муниципальная власть не готова к работе в сфере легитимации, она лишь легализацией занимается, что создает дополнительное раздражение в среде электората.