"Выборы в Госдуму РФ и Заксобрание Нижегородской области. УФНС банкротит муниципальное предприятие, которое занимается ремонтом и снегоуборкой дорог Нижнего Новгорода" - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 20 по 24 сентября 2021 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные, муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в регионе.
Федеральная тема – Выборы в Государственную думу VIII созыва
Научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник Института проблем социального управления Андрей Самсонов: Об итогах выборов депутатов Государственной Думы, в том числе и по Нижегородской области, начиная с понедельника, сказано уже практически все. Известны победители среди кандидатов по одномандатным округам, партий, явка и остальные подробности. Поэтому предлагаю взглянуть на итоги голосования с точки зрения общей оценки политической системы в стране.
Первое. Выборы в очередной раз подтвердили легитимность сложившейся в стране партийной системы, которая представляет собой достаточно необычный субстрат, в котором твердые 50% с плюсом имеет партия власти. Еще чуть более 20% - это ностальгирующая по социалистическому прошлому и его "призракам" часть населения. Оставшиеся 30% голосов и разыгрывают с переменным успехом остальные участники политических баталий. Разумеется, в каждой избирательной кампании были свои особенности, колебания партийных рейтингов и прочие "изюминки", добавляющие драйва политтехнологам и другим заинтересованным лицам, но в целом результаты всех кампаний укладываются в эту схему. Прошедшие выборы в очередной раз подтвердили подобное устройство партийно-политической системы, удовлетворяющее большинство населения с 2003 года, то есть почти 20 лет.
Второе. В рамках борьбы за "неприкаянные" 30% активных избирателей, в кампании отличились две партии. Это "Справедливая Россия – Патриоты – За правду!" и "Новые люди". Характерно, что именно эти две партии на старте кампании предъявили избирателям наибольшее число новых, сравнительно молодых кандидатов. В результате ребрендинга СЗРП сумела удержаться в группе лидеров, имеющих более 5%, хотя на старте кампании ее рейтинги зачастую не дотягивали и до 4%. Партия "Новые люди" сумела, с одной стороны, выдвинуть преимущественно молодых и малознакомых политиков, преимущественно "чистых" и не имеющих яркого политического бэкграунда. А с другой – остаться системной и не опускаться ни до откровенных провокаций, ни до заигрывания с несистемной оппозицией, ни до включения в свои списки известных эпатажных фигур. Кстати, с партией "Новые люди" связан и еще один интересный выборно-медийный феномен. Созданная на средства отнюдь не бедного бизнесмена Нечаева, партия сумела в ходе кампании избежать "ярлыка" олигархического проекта. Что в свое время не удалось ни проекту Прохорова, ни "Партии роста" Титова. По крайней мере, эта тема практически не муссировалась СМИ и политическими оппонентами, при том, что роль Нечаева в создании партии никто не скрывал, а с помощью продукции его предприятий даже продвигался партийный бренд.
Третье. Выборы в очередной раз продемонстрировали наличие в стране "молчаливого большинства", вполне удовлетворенного как своим положением, так и сложившейся системой взаимоотношений власти и общества. И вполне готового выразить эту свою позицию в день голосования. Можно сколь угодно долго рассуждать на эту тему, критикуя "глубинный народ" хоть с позиций коммунистов, хоть с позиций несистемной оппозиции, но факт остается фактом. Помимо "ядерных" сторонников разных политических сил, в день голосования на избирательные участки приходит еще около 20% от общего числа имеющих право голоса и… поддерживает в основном представителей действующей власти. Из раза в раз, начиная с 2003 года.
Для Нижегородской области прошедшая избирательная кампания в Госдуму также преподнесла небольшой, но интересный для специалистов и других интересующихся, сюрприз. В свое время, в середине и начале 90-х, голосование в области считалось чуть ли не эталонным для страны в целом. То есть, результаты по нашему региону оказывались очень близкими к тем, которые получали партии по стране. На выборах 2021 года ситуация повторилась, впервые с начала 2000-х. Является это случайностью, или наш регион вновь превращается в своеобразный индикатор общественно-политических симпатий россиян, покажут следующие федеральные выборы. Недолго осталось, всего пять лет.
Региональная тема – выборы депутатов Законодательного собрания Нижегородской области VII созыва
Политолог Виктор Лысов: Сразу покаюсь, я серьезно ошибся с прогнозом результатов голосования за кандидатов в депутаты Заксобрания, предположив, что "Единая Россия" по спискам получит не более 10 мандатов, КПРФ – 7-8 мандатов, "Справедливая Россия" после "реновации" и за счет самой заметной в регионе предвыборной кампании Захара Прилепина – 4-5, а ЛДПР – 2-3 мандата. Появление в Законодательном собрании представителей какой-то "малой партии" мной не предполагалось. То есть, "ЕР" по партийным спискам, по моим прогнозам, должна была получить не более 40% голосов. При том, что явка составила бы от 35 до 40%.
В округах преимущество "ЕР", я полагал, неоспоримым, хотя в нескольких округах у ее кандидатов могли быть проблемы. В частности, в округе №7 (Нижегородский район), где выдвиженец КПРФ Роман Кабешев мог бы составить серьезную конкуренцию не обремененному административным влиянием единороссу Андрею Тарасову. Или в округе №15 (Саров, Дивеевский и Первомайский районы), где в 2018 году на выборах губернатора кандидат КПРФ Владислав Егоров получил 40% голосов – больше, чем где бы то ни было в Нижегородской области. Ну, и наконец, в округе №21, включающем Балахнинский и Володарский районы, - совершенно разные по составу избирателей, - где на довыборах в Законодательное собрание в 2019 году победил выдвиженец КПРФ Максим Волков. Могли быть неожиданности, я думал, в округе №16 (Арзамас и Арзамасский район), где традиционно получали неплохие результаты кандидаты от КПРФ. Да и в некоторых округах Автозаводского района Нижнего Новгорода у КПРФ, по моим представлениям, были неплохие шансы.
Но утром 20 сентября все встало на свои места. Впрочем, не совсем утром, а позднее, поскольку нижегородские информационные агентства практически ничего не сообщали о ходе и результатах голосования. Такого я вообще не помню в нижегородской новейшей истории. Можно было подумать, что кто-то специально прикрутил "крантик", регулирующий информационные потоки. А тут еще выяснилось, что скопировать данные протоколов, размещенные на сайте избирательной комиссии Нижегородской области, невозможно. Текстовая информация копировалась, а вот цифровая оказалась закодированной, например, вместо числа "105360" считывалась какая-то "абракадабра" вроде "ймxФзм". Конечно, пораскинув мозгами, можно было понять, что "й" - это "1", "м" - "0", "х" -"5", а "Ф" - "3", ну, и т.д.. Я проверил, это правило на многих показателях протокола. Это, что за издевательство? О какой – такой прозрачности на выборах можно говорить при таком отношении к открытости информации?
22 сентября председателю ЦИК Элле Памфиловой было направлено открытое письмо 35 известных российских политологов о кодировке данных протоколов. В письме утверждалось, что "фактически ЦИК реализует принцип ограниченной открытости: данные доступны для просмотра, но они не доступны для компьютерной обработки", и дается оценка того, что "…любые попытки затруднить исследования в области электоральной статистики могут трактоваться мировой научной общественностью исключительно как стремление скрыть следы фальсификаций".
Как бы то ни было, голосование привело к результатам, ввергнувшее меня в очередное уныние, да, наверное, не только меня. Возникло какое-то ощущение, что тебя просто… Как бы это помягче сказать… Ну, вроде как, обманули.. Впрочем, никакого обмана с другой стороны не было. Просто нужно всякий раз помнить, с кем ты садишься играть, если садишься, конечно. Многие, кстати, отказались.
Но эмоции в сторону! Партия "Единая Россия" по спискам в Заксобрании получила 15 мандатов, то есть 60%, и все одномандатные округа, это в итоге – 80 % всех депутатских мест. Потерянный "ЕР" один мандат по сравнению в 2016 годом (тогда у ЕР было 16 и 25 мандатов) особой роли не играет. Не меняет картины и попадание в Собрание одного представителя "Новых людей" – появление еще одной партии приводит к образу пятого колеса у давно сконструированной телеги. Очевидно, полученное в результате голосования представительство нисколько не отражает распределение партийно-политических предпочтений в нижегородском обществе, учитывая рост протестных настроений, вероятно, находящий свой выход в голосовании за КПРФ, как наиболее организованной политической силы. Поэтому как бы что не утверждали, есть сомнения и в чистоте состоявшегося 17-19 сентября голосования.
Всякий раз, при наблюдении за предстоящей процедурой голосования, следует начинать с определения количества избирателей. Так вот, по состоянию на 01.07.2021 количество избирателей в Нижегородской области составило 2 527 990 человек. Однако 17 сентября на сайте Облизбиркома была размещена информация об открытии участков, в том числе и количестве избирателей по состоянию на 8:00, которое было равно 2 402 506, а в итоговом протоколе, утвержденном 21.09.2021, количество избирателей составило уже 2 535 653. Облизбирком еще 21 июня утвердил календарный план мероприятий по подготовке и проведению выборов. В нем говорится, что в территориальных избирательных комиссиях до 8 сентября должны быть подготовлены и переданы в участковые комиссии списки избирателей, а "подписание выверенных и уточненных списков избирателей" должно быть осуществлено не позднее 18 сентября. То есть, с утра 17 сентября до подведения итогов голосования количество избирателей в области выросло на 113 147 человек, что составляет 11,02% от принявших участие в голосовании. Если предположить, что все эти избиратели отдали свой голос за известную партию (а за кого же еще?), то результат этой партии будет не 48,89%, а 42,70%, результат фактически совпадающий с показателями электронного голосования в Нижегородской области – 43%. Соответственно выросли бы результаты у других партий, в частности КПРФ получила бы 21,56%. Кстати, Сергей Шпилькин, автор известной методики анализа результатов выборов, оценил количество аномальных голосов поданных во всей России за "Единую Россию" в 13,8 миллионов, а ее результат в 33%.
К тому, что происходило с количеством избирателей во время голосования, следует добавить небывало большое количество "надомников" - избирателей голосующих на дому; за три дня "единого дня голосования" в Нижегородской области на дому проголосовало 255 463 человека – 21,15% (в 2016 году таких было 12,7%), то есть каждый 5-й избиратель. Простой арифметический расчет показывает, что на каждого такого избирателя было потрачено всего полсекунды времени, если предположить, что члены участковых комиссий работали непрерывно в по 12 часов в течение трех дней. Как говорил один чеховский герой "этого не может быть, потому что этого не может быть никогда".
Муниципальная тема – арбитражный суд принял к производству иск регионального УФНС о банкротстве муниципального предприятия "Ремонт и эксплуатация дорог"
Ректор Академии стратегического проектирования Владимир Хрыков: УФНС подало иск о банкротстве МП "Ремонт и эксплуатация дорог". Если вспомнить прошлогоднюю статью в газете "Коммерсант" - "РЭДкий приговор", то история МП "РЭД" выглядит довольно занятно. СМИ сообщило, что бывший директор РЭД распорядился выплатить в ООО "Городской заем" 1,5 млн рублей за помощь в получении банковских гарантий, а также сообщило, что параллельно полиция расследует уголовное дело о картельном сговоре РЭД с подрядчиками. Все указанные проблемы длятся еще с 2018 года, когда мэром был Владимир Панов. Сейчас уже это МП с территориальности Автозаводского района перебралось на весь Нижний Новгород, то есть отвечает почти за весь город.
В марте и апреле 2021 года из бюджета города на санацию предприятия выделено 175 млн рублей, при этом кредиторская задолженность в 2020 году превышала 300 млн рублей.
Если разбираться в вопросе, то становится странным, как вообще у муниципального предприятия, пропускающего через себя городские деньги в адрес коммерсантов и реализующего подряды для города, могут быть долги? Есть муниципальное предприятие, есть подряды, значит должны быть и деньги. Но, как мы видим, их нет. Уверен, что большинство ответит на данные вопросы простым ответом – коррупция или что-то подобное, но если оценивать в макромасштабе ситуацию, то можно увидеть совершенно другую картину. Не отрицая те факты, которые были установлены судом и правоохранительными органами, связанными со злоупотреблением, надо отметить, что в последние десятилетия в России идет острая борьба с государственными (муниципальными) компаниями. По некоторым неформальным источникам сообщается, что задача поставлена к 2025 году все акционировать и передать в частные руки. Такая вот стратегия развития в России. Но многие государственные и муниципальные предприятия работают не в минус, имеют сформированный коллектив, активное и профессиональное руководство. Более того, в таких жизненно важных сферах как благоустройство, дороги, социальная сфера частник в ситуации слабой корпоративной культуры в стране, не всегда может быть "надежным плечом".
Вернемся к РЭД. На сайте госзакупок от 22 и 23 сентября опубликованы протоколы, где заказчик МП "РЭД" размещает заказы на подряд на 11,8 и 42,8 млн рублей. Выигрывают две частные ОООшки. То есть, муниципальное предприятие создано для ремонта и эксплуатации дорог, а по сути, лишь является как в старом советском фильме "наша контора принимает документы от нижестоящей конторы, переписывает их и передает в вышестоящую". А потом спрашивают: почему муниципальные и государственные предприятия не рентабельны? Видимо, так кому-то нужно.
То есть, анализируя муниципальную проблему возможного банкротства МП, мы приходим к тому, что власть во многом безосновательно разгосударствляет рынок, создавая новые риски по обеспечению жителей необходимыми работами, вместо занятия проектно-плановой работой и создания мощного, технически и кадрово оснащенного предприятия, работающего на благо города, а не чьей-то личной прибыли.
Становится не понятным, есть ли и было ли стратегическое понимание в городе и области о будущем городского хозяйства? С одной стороны множатся непонятные АНОшки, которые зачастую не несут в себе ни какой рабочей ценности, но с другой, под разными предлогами ликвидируются работающие в сфере городского хозяйства муниципальные предприятия.
Полагаю, что этот процесс необходимо останавливать и переосмыслять Мэру Юрию Шалабаеву и всей нижегородской городской власти. Нужно взвесить потенциальные угрозы такой политики и возможный итоговый масштаб бедствия, когда в зимний коллапс от очередного снегопада, вдруг, придется вмешиваться региональному или даже федеральному центру.