"Россия в борьбе с COVID-19, транспортные перспективы нижегородского региона, доступные медали в честь 800-летия Нижнего Новгорода" - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 18 по 22 октября 2021 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные, муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в регионе.
Федеральная тема - новые ограничительные меры в связи с COVID-19 в России
Руководитель Нижегородского филиала ФоРГО Евгений Семенов: Причина появления указа президента о нерабочих днях с 30 октября по 7 ноября связана с ростом заболеваемости коронавирусом. Итак, нас опять закрыли. Решение это вынужденное, и в сложившихся обстоятельствах оно даст необходимый тормозящий эффект распространению инфекции. Здесь вопросов нет, но к тому, что в России сложился комплекс подобных обстоятельств, много вопросов.
Во-первых, совершенно непонятно, почему Россия, в числе первых разработавшая и получившая собственные уникальные вакцины: "Спутник V", "Спутник Лайт", "ЭпиВакКорона", "КовиВак" - находится в списке стран с самой высокой смертностью? По открытым источникам, к октябрю 2021 в мире от COVID-19 умирало в день по 7664 человека и из них 1064 были из России. Почти одна седьмая от всех умерших в мире. Почему? Кто и какую ответственность за это несет?
Во-вторых, не понятно – почему при наличии тех же самых отечественных вакцин уровень вакцинации населения в России один из самых низких в мире? Можно понять, почему Мальта, Мальдивы, Катар и ОАЭ имеют 95-85% привитого населения. Это маленькие страны, с небольшим населением. Однако есть страны с большим населением, и уровень вакцинации у них высокий: Испания – 80%, Великобритания – 72%, Италия – 70%, Франция – 68%. Эту обидную статистику совершенно "обезображивает" Китай, население которого – 1,4 миллиарда человек, а уровень вакцинации – 76%. В России населения в десять раз меньше, а уровень вакцинации – 32%. Почему? Кто и какую ответственность несет за это?
В-третьих, "закрытие населения" давно стало универсальным эффективным методом в России. В случае каких-либо проблем нас всегда закрывали, если не помогало – расстреливали. Ну, это у нас культурный код такой. Однако это было во времена ГУЛАГа. Там расходы на баланду брало на себя государство. А сейчас как? Положим, бюджетников пока обеспечивают зарплатой, но будет ли это всегда? Где гарантии, что в связи с "каникулами строгого режима" им не сократят содержание? Где гарантии того, что частный работодатель, отправляя свой коллектив на каникулы, оплатит ему полную зарплату? Полностью ли госбюджет будет компенсировать вынужденный простой частного бизнеса, и как долго это будет продолжаться?
В складывающихся обстоятельствах вопрос ответственности наиболее значим. И если на федеральном уровне пока не вполне понятно, кто и какую ответственность понесет за "строительство" этих обстоятельств, то на региональном уровне ответственные персоны известны. В Нижегородской области – это заместитель губернатора, министр здравоохранения Давид Мелик-Гусейнов. Какая картина мира складывается в голове этого человека, представить не трудно. Достаточно посмотреть на выпуск телепрограммы "Герои Волги" от 20 октября с его участием. Вот как замгубернатора характеризует ситуацию в регионе: "крайне критичная ситуация", "перенапряжение в первичном звене", "лавина с горы", "ресурсов не хватает", "ситуация будет развиваться дальше со знаком плюс". Если вы подумали, что "плюс" – это позитивная перспектива, то вы ошиблись. Хотел сказать, что ситуация будет нарастать, то есть ухудшаться.
Далее ведущий спрашивает гостя: "Не будет ли, в связи с этим, объявлен локдаун?" И гость отвечает: "я не думаю, что в стране, которая находится в тяжелом экономическом положении, можно вводить локдаун". В тот же день президент нашего государства Владимир Путин вводит каникулы. Получается, что Мелик-Гусейнов демонстрирует полное незнание ситуации в стране? Но он не обычный обыватель, он министр здравоохранения, более того он – заместитель губернатора. И здесь вновь возникает вопрос: почему человек, компетентность которого вызывает сомнение, руководит региональным здравоохранением? Почему министру, который явно пребывает в паническом состоянии, представляют эфир на государственном канале?
Полагаю, что ни на этот, ни на другие вопросы ответа от компетентных органов я не получу. Но именно эта позиция отчасти объясняет, почему за год смертность от COVID-19 выросла в 10 раз. В октябре 2020 в Нижегородской области в день умирало четыре человека, сегодня – 40 человек.
Региональная тема - транспортные перспективы нижегородского региона
Политолог Александр Суханов: На уходящей неделе прошло заседание президиума Гос совета, на котором рассматривалась транспортная стратегия России до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Как верно отметил нижегородский губернатор Глеб Никитин после заседания, реализация транспортной стратегии России имеет огромное значение для Нижегородской области, в документе учтено развитие всех видов транспорта – автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного. Важно, что при подготовке стратегии была услышана позиция регионов.
Позиция нашего региона была не только услышана, но и частично включена в федеральную транспортную стратегию. Регион одним из первых приступил к поиску оптимальных решений транспортных проблем. Прежде всего, пришлось отказаться от попыток решить проблемы путем частичных улучшений отдельных недостатков. Нижегородцы хорошо помнят и кадровую чехарду в департаментах транспорта, и войну частных перевозчиков с муниципалами, с теплотой вспоминают опыт работы предпринимателя Каргина, вынужденного, в конце концов, закрыть бизнес. Это малая часть проблем, но ясно, что проблемы носят системный характер и могут решаться только путем создания новой системы предоставления транспортных услуг.
Поэтому в 2019 году была презентована стратегия транспортного развития Нижнего Новгорода, а в декабре этого же года правительство региона презентовало концепцию развития пассажирского транспорта в Нижегородской агломерации. Уже в этих документах были отмечены основные проблемы, не позволяющие оказывать качественные транспортные услуги населению. Загруженность дорог областного центра. Основные транспортные артерии были построены в советское время. А тогда норматив был определен в 40 машин на тысячу населения. Сегодня по факту в городе не менее 400 машин на тысячу населения. Заторы и пробки на дорогах давно уже привычное и неизбежное зло. При таком количестве личного транспорта общественный транспорт также вынужден находиться в многочисленных пробках. График движения не соблюдается. Пассажиры стоят на остановках по 40 минут и более.
Изношенность и недостаточное количество подвижного состава дополняют картину. Система материального поощрения водителей вынуждала их гоняться за "выгодными" маршрутами, за количеством пассажиров. В силу ряда объективных причин практически был ликвидирован электротранспорт. Трамваи сегодня могут пользоваться только одним мостом через Оку из четырех имеющихся. И это в городе, где появился первый в России трамвай!
Мировой опыт показывает, что именно электротранспорт (прежде всего трамваи) является наиболее востребованным и экологически чистым. При правильном формировании трамвайной сети он в состоянии конкурировать с метро. Опыт Москвы и других мегаполисов показывает необходимость взаимодействия разных видов транспортных схем. Посмотрите, сегодня в столице метро, пригородные электрички, автодороги – все это во взаимосвязи. Создаются крупные транспортные пересадочные узлы, где пассажир может выбрать наиболее выгодный и удобный вариант, чтобы добраться в нужную точку.
В Нижегородской области движение по этому пути уже идет. Город начинает взаимодействовать с пригородными железнодорожными системами. В Сормове, где еще нет метро, пригородные электрички берут на себя часть внутригородских перевозок. Где-то часть перевозок возьмут на себя трамваи и троллейбусы. В предлагаемой программе предусмотрено появление двух крупных пересадочных узлов в районе станции метро "Сенная" и около станции метро "Сормовская".
Одним из препятствий на пути реализации предлагаемых мер было недостаточное финансирование. Пришлось провести множество консультаций и согласований в правительстве по защите проектов развития транспортной сети. Безусловно, положительную роль оказал и юбилей города. И вот уже министр транспорта области Павел Саватеев 21 октября представил комитету по транспорту Заксобрания планы по реформированию системы пассажирского транспорта в Нижегородской агломерации. Важно подчеркнуть, что эта программа получила поддержку в федеральном правительстве и заложенные в нее суммы запланированы и в виде дотаций от федерального бюджета и в виде инвестиционных бюджетных кредитов.
Всех нижегородцев радует возвращение на Волгу судов на подводных крыльях. Наш город стал родиной появления таких судов в далеком уже 1959 году. В этом году суда на подводных крыльях перевозили пассажиров по девяти маршрутам. По мере роста числа судов, будут появляться и новые маршруты. И еще об одном виде транспорта в Нижнем Новгороде надо сказать. Это канатные дороги. Существующая дорога на Бор показала свою востребованность и эффективность. В феврале 2019 года между правительством области, администрацией Нижнего Новгорода и ООО "Национальные канатные дороги" было подписано соглашение о строительстве двух новых веток пассажирской подвесной канатной дороги.
Такой подход к решению транспортных проблем позволит создать условия, при которых будет выгоднее и комфортнее пользоваться общественным транспортом и оставить личный автомобиль для путешествий и поездок на дальние междугородние расстояния. И центр города станет туристическим раем, а не кошмарной автостоянкой.
Муниципальная тема - медали в честь 800-летия Нижнего Новгорода оказались доступны всем желающим
Политолог Виктор Лысов: Количество видов юбилейных наград к 800-летию Нижнего Новгорода множится. Наряду с юбилейной медалью "В память 800-летия Нижнего Новгорода", учрежденной президентом, и памятным знаком "800 лет городу Нижнему Новгороду" от Гордумы некое челябинское предприятие выпустило копию юбилейной медали, на что в Нижнем Новгороде обиделись и обратились в контрольно-надзорные органы. У нижегородской власти возникли сомнения в законности использования челябинским предприятием "изображения медали, утвержденного указом президента, в коммерческих целях".
Обида нижегородцев выглядит вполне обоснованной. Мы, видите ли, работали над подготовкой указа об учреждении медали, а тут некоторые "ребята" подсуетились и хотят на этом еще и заработать. Однако, нельзя не заметить, что по законам современного маркетинга не только спрос рождает предложение, но и предложение создает спрос. Так что совсем не трудно предположить, что потребители продукции челябинцов найдутся, и полагаю, было бы напрасно бороться с желанием некоторых нижегородцев получить юбилейную медаль в обход установленных правил. Никто же не ставит под сомнение, что 800-летие – праздник всех нижегородцев.
В указе об учреждении медали "В память 800-летия Нижнего Новгорода" сказано, что кроме участников Великой Отечественной войны, жителей города, награжденных орденами и медалями СССР, тружеников тыла, работавших в период войны в Горьком, ею награждаются, в том числе и граждане, "внесшие значительный вклад" в развитие города. Понятно, что категория "значительного вклада" весьма относительна. Один из героев "Мастера и Маргариты" Коровьев отвечая на вопрос председателя жилищного товарищества дома № 302-бис Никанора Ивановича Босого о том, официальное он лицо или нет, "задушевно воскликнул": "Эх, Никанор Иванович!… Что такое официальное лицо или неофициальное? Все это зависит от того, с какой точки зрения смотреть на предмет, все это, Никанор Иванович, условно и зыбко. Сегодня я неофициальное лицо, а завтра, глядишь, официальное! А бывает и наоборот, Никанор Иванович. И еще как бывает!"
Рассуждения Коровьева в равной степени могут относиться и к лицам, "внесшим значительный вклад". Вчера, допустим, некто был лицом, "внесшим значительный вклад", а затем попал на цугундер за мошенничество в крупном размере. Как говорилось когда-то, "сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст". Таких историй в нашей стране с непредсказуемым прошлым великое множество. Все это дает основание думать, что каждый может себя считать лицом, внесшим значительный вклад и претендовать, по собственному разумению, на юбилейную медаль. Или же руководитель какой-нибудь организации вправе сам определить степень значительности ее вклада в развитие города и наградить юбилейной медалью своих сотрудников. В подтверждение достаточно вспомнить, что в пору массового советского героизма, как пелось в известной песне, по приказу страны, "героем становится любой".
Мне могут возразить, что таким образом девальвируется ценность награды. Не могу согласиться с этим. Ведь награда, полученная по всем установленным правилам, остается с человеком, ее ценность осознается им самим вместе с осознанием того, что им самим сделано вместе со всеми, а вовсе не тем, какое место он занимает. В отличие, например, от тех, кого интересует только "цацка" на грудь и количество этих самых "цацок". А таких, к сожалению, очень много; ими, как правило, по традиции заполняются президиумы всех собраний. Именно так, а не иначе девальвируются награды.
Здесь же еще вот что важно. На время подготовки к празднованию 800-летия был провозглашен девиз "быть, а не казаться", обращенный к нижегородцам. Убежден, антитезой девиза является вовсе не "казаться, а не быть", а банальное "казаться, чтобы быть". Это более точно отражает суть происходящего в нашем городе. Председатель Гордумы Олег Лавричев решил принять участие в съемках фильма "Былое и Дума", где по замыслу должен предстать в образах Козьмы Минина и городского начальства в различные периоды истории города. Претензия на мемуарную хронику Александра Ивановича Герцена настолько очевидна, что даже неудобно об этом говорить. С другой стороны, если больше нечем о себе заявить, хотя должность председателя Гордумы с необходимостью это предполагает, то пусть хоть так. Как писал римский историк Светоний последними словами императора Нерона были "Qualis artifex pereo" - "Какой артист погибает!".
Короче говоря, в условиях пандемии и нарастающей неопределенности необходимо "продолжение банкета". Другими словами "show must go on!".