"Путин и социальная экономика, допфинансирование региональной медицины и доступность санитарной авиации, бюджет Нижнего Новгорода становится проблемным", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 14 по 18 марта 2022 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию.
Федеральная тема - Владимир Путин увеличивает МРОТ, зарплаты бюджетникам, а также социальные выплаты
Политолог Александр Суханов: 16 марта президент провел совещание по социально-экономической поддержке регионов, на котором подчеркнул, что новые реалии, связанные с введенными Западом санкциями, потребуют структурных изменений экономики России. Это неизбежно приведет к росту безработицы и инфляции. Значит, главная задача федеральных и региональных органов власти – минимизировать негативные последствия для населения. Одновременно президент сообщил, что подписал указ о дополнительных функциях глав регионов. Это позволит губернаторам принимать гибкие решения по поддержке граждан и наиболее важных сфер.
При этом в каждом регионе складывается своя ситуация. Решать проблемы надо быстро, исходя из интересов конкретных производителей в конкретном регионе. Долгие согласования с федеральным центром становятся помехой. Поэтому указ о дополнительных полномочиях руководителей регионов дает им право самостоятельно принимать решения. Но этот же указ повышает и уровень их ответственности.
Принимавший участие в работе совещания нижегородский губернатор Глеб Никитин также подчеркнул, что позади время бесконечных согласований: и финансовые, и административные возможности теперь есть.
Не требует особого доказательства тот факт, что сегодня главная задача – максимально сохранить рабочие места, особенно, в крупных городах. Именно поэтому объявившим о временной приостановке деятельности иностранным компаниям предложено продолжать выплачивать зарплату сотрудникам на весь период приостановки. В противном случае предприятия передадут другим собственникам и лишат права вернуться на российский рынок.
По итогам совещания стало ясно, что финансовая устойчивость регионов будет дополнительно подкреплена со стороны федерального центра, в частности, им дадут отсрочку в расчетах по межбюджетным займам. Дополнительно минфин предоставит кредитную линию каждому региону в 10% от общего объема доходов со сроком погашения не ранее конца года. Другие выплаты субъектов РФ по бюджетным кредитам в 2022 году будут отсрочены.
Достаточно очевидно, что в 2022 году не удастся избежать опережающего роста цен, особенно на продукты, роста тарифов на коммунальные услуги и электроэнергию, роста транспортного налога, налога на имущество. Все это будет отражаться на уровне жизни. Понимая это, Владимир Путин объявил о планируемом повышении МРОТ, зарплат бюджетников, пенсий и соцвыплат.
Нам, как потребителям, постоянный рост цен, безусловно, не нравится. Но он неизбежен и даже необходим для развития экономики. Это является стимулом для роста производства, снижения себестоимости с целью наиболее полного обеспечения спроса и получения максимальной прибыли. Проблемой инфляция является только в двух моментах. Первый – когда темпы роста превышают темпы развития. Второй – для малообеспеченных слоев населения. Особенно в части обеспечения их потребности в продовольствии. Отсюда, на мой взгляд, следует вывод, что раз инфляцию нельзя остановить, то необходимы максимально возможные средства поддержки для незащищенных слоев населения.
Понимая, что рост цен серьезно бьет по доходам людей, президент сообщил, что в ближайшее время будет принято решение по увеличению всех социальных выплат, включая пособия и пенсии. Он потребовал от министерств и руководителей регионов не только строго выполнять все социальные обязательства государства, но и запускать новые, более эффективные механизмы поддержки граждан и их доходов. Целью такого распоряжения президент считает необходимость даже в такой непростой ситуации добиться снижения уровня бедности и неравенства. При всей сложности эта задача вполне выполнима. На совещании были озвучены решения о расширении возможностей регионов по контролю за потребительским рынком.
Региональная тема – власти Нижегородской области увеличивают расходы на медицину и обещают за 2,5 года построить во всех районах региона вертолетные площадки для санитарной авиации
Директор ИА "Нижний сейчас" Сергей Раков: То, что анонсировал в своем телеграм-канале (более 2,2 тысяч подписчиков) заместитель губернатора Давид Мелик-Гусейнов про развитие санитарной авиации, было не справедливо недооценено и неярко "зашло" в информационную повестку недели, в отличие от очередной его страшилки про новую волну ковида.
Наверно, Мелик-Гусейнову удобно быть ньюсмейкером в основном грустных событий. А на позитив чего-то не хватает. Сказал он по этой теме очень мало и без подробностей. На сайте министерства тоже нет свежей информации. От чиновника уровня замгубернатора хотелось бы побольше конкретики. В данном случае: этапы работ, очередность ввода в эксплуатацию, источник и ход финансирования и так далее. Из картинки от Мелик-Гусейнова ясно, что ближайшие 2,5 года разбиты на три этапа строительства вертолетных площадок: 1 этап - 17 площадок, 2 этап - 23, 3 этап - 14. Проверим примерно через год наличие 17 современных и оборудованных подъездными путями площадок.
Кстати, еще год назад губернатор Глеб Никитин указывал на необходимость обеспечения вертолетных и посадочных площадок светосигнальным оборудованием для возможности круглосуточного осуществления вылетов, организации строительства новых площадок при медорганизациях области. На тот момент комплексами "ночного старта" были оборудованы только площадки в Урене, Арзамасе, Выксе, Шахунье и Починках.
В России и в нашей области в частности санитарная авиация сверх востребована и, прямо скажем, недоразвита. И она необходима в основном в экстренных случаях ЧП или когда пациенту из глубинки нужна срочная госпитализация, операция и так далее. Санавиация должна быть полноценной доступной всем медицинской услугой. Наше государство более чем может себе это позволить.
В отличие от своего зама Глеб Никитин в своем телеграм-канале (более 15 тысяч подписчиков) на уходящей неделе был более конкретен на тему медицины. Он сообщил, что внес в Законодательное собрание региона проект поправок в бюджет, согласно которому серьезно увеличиваются расходы на медицину - дополнительно 500 млн рублей пойдут на лекарства для льготников, более 350 млн рублей на приобретение машин скорой помощи, свыше 160 млн рублей пойдут на доплаты медикам, борющимся с ковидом.
Муниципальная тема – бюджет Нижнего Новгорода становится проблемным
Политолог Владимир Хрыков: Председатель профильной комиссии Гордумы по бюджету Марк Фельдман при обсуждении очередных поправок в бюджет высказался, что в сложившейся экономической ситуации в стране важен запас средств, который "карман не тянет". В этой связи хотелось бы проанализировать сложившуюся ситуацию не как фрагмент нынешней реальности, а в историческом периоде.
Во-первых, я полагаю, что главная проблема городских, и не только городских, бюджетов в том, что они подсели на иглу долгов. Уверен, любой экономист скажет, что долг не является чем-то негативным, но негативным является цель использования долга. Можно брать кредит и превращать его в производство, которое приносит прибыль, но в России города брали кредиты для финансирования социальных вопросов или развлекательных. То есть, мы давно забыли об экономике, мы стали тратить так, как "популярная инстадевушка" на "побрякушки и косметику".
Дело в том, что в настоящее время очень сложно понять, чем мы будем обладать через год, уже не говоря о более длительном периоде. В России сейчас выявляются многие проблемы, о которых на местах всегда замалчивали, не хотели вникать, мы сейчас пожинаем плоды бравад "иностранные инвестиции наше все, а мы должны дать землю". Именно эта позиция и не дает нам уверенности в завтрашнем дне. Нужно пересматривать экономическую политику, ставить во главу угла промышленность, а у нас власть привыкла много тратить на "красивые мероприятия".
В этом отношении депутат Фельдман прав, говоря о резервном фонде, но он не договаривает почему-то еще об одном, о государственных или муниципальных инвестициях в развитие промышленности. Я в прошлом году несколько раз писал, что те же МУПы нуждаются именно в развитии со стороны города, а не в приватизации, но у нас утверждена ставка на частный бизнес. Вот сейчас, вполне вероятно, мы и пожнем то, что создали, и на чем многие купили свои дорогие немецкие и японские автомобили и не только, называя себя успешными.
Очевидно, что многие экономические вопросы наши государевы экономисты не понимают, то есть они, может и хотят, в душе, пользы для Нижнего Новгорода, но вот кроме желания, нужна и иная профессиональная подготовка, которой, по моему мнению, нет.
Второй момент, который стоит отметить – только 15 из запланированных 30 пространств будут благоустроены в Нижнем Новгороде по программе "Формирование комфортной городской среды" в 2022 году.
Дело все в том, что мы опять идем по пути "табурета". На 30 объектов денег не хватает, сделаем 15. У меня возникает вопрос: а какие такие увеличения произошли на 100%? Прочему бы не пересматривать проекты, не искать аналоги или, в конце концов, не создавать их? А ведь все равно придется. Мне почему-то кажется, что в этих бюджетах есть посредники. Это кто-то анализировал? Я смею полагать, что нет. И я даже скажу очень жестко, мое мнение, что администрация продолжает не понимать сложившуюся ситуацию и продолжает поддерживать "своих".
В этой связи я бы хотел мэру-финансисту Юрию Шалабаеву посоветовать пересмотреть свои минфиновские умения и, наверно, даже свои университетские знания и начинать разбираться в ситуации. В этих условиях, надо не дополнительные деньги на ФКГС запрашивать, а, условно скажу, "поддерживать промышленность". Вложиться, к примеру в лен, который позволит городу Нижнему Новгороду создать в течение пяти лет индустрию ткачества и моды, в которой будет нуждаться Россия. А это налоги, а это рабочие места, а это социальное спокойствие.