Мониторинг главных событий 14-18 февраля 2022 года от нижегородских экспертов

18 февраля 2022 в 17:58

"Война запада и русский мир, облправительство продолжает создавать и "накачивать" деньгами АНО, в Нижнем Новгороде модернизация наземного электротранспорта становится реальностью", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 14 по 18 февраля 2022 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в регионе

Федеральная тема – Россия демонстрирует всему миру высокую дипломатию в украинском вопросе

Мониторинг главных событий 14-18 февраля 2022 года от нижегородских экспертов

Иван Юдинцев (фото из личного архива)

Политолог Иван Юдинцев: Всю неделю в воздухе пахло порохом. Противостояние вокруг Украины продолжалось, и если усилия России позволили избежать обострения ситуации, то разрядить напряженность не удается.

К сожалению, Соединенные Штаты и их союзники продолжают делать все для эскалации конфликта. Каждый день мировые СМИ публикуют заявления официальных лиц о том, что Россия якобы угрожает Украине, и что в случае нападения ей будет дан решительный отпор. Когда не хватает заявлений, в ход идут релизы о телефонных разговорах западных лидеров. Но верхом цинизма стали сообщения о конкретных сроках нападения России на Украину. Эти сообщения накатывали несколькими волнами, когда сперва таблоиды, а затем и вполне серьезные американские, британские и немецкие издания называли со ссылкой на разные источники конкретный срок наступления – 16 февраля – и даже публиковали карты, на которых указывали направления ударов. Истерия в западных СМИ подкреплялась официальными решениями о поставках оружия на Украину, а в конце прошлой – начале этой недели начался парад заявлений глав государств и правительств, призывавших граждан западных стран покинуть Украину из-за якобы реальной угрозы российской агрессии. Наконец, президент США Джо Байден обратился к американскому народу, оценив угрозу нападения России как весьма вероятную, и к россиянам, заявив, что не верит в желание россиян воевать, а заодно пригрозив нам новыми санкциями.

Дошло до того, что в ночь на 16 февраля ведущие мировые телеканалы вели прямые трансляции из Киева, ожидая чего-то, во что сами начали верить. А одно из изданий даже разметило на ленте новостей сообщение, что война началась. Сообщение потом заблокировали, но никто не извинился ни перед Россией, ни перед своей аудиторией, которую последовательно вводили в заблуждение. И даже того, что Россия не собирается нападать на Украину, не признали ни зарубежные СМИ, ни западные правительства.

Несмотря на возвращение частей российских вооруженных сил к местам постоянной дислокации, которое наблюдалось самолетами-разведчиками НАТО и о котором министр обороны Сергей Шойгу доложил верховному главнокомандующему Владимиру Путину, информируя об итогах масштабных учений, Соединенные Штаты вместе со своими партнерами продолжают вести дело к обострению ситуации. 17 февраля госсекретарь США Энтони Блинкен на Совете Безопасности ООН заявил, что Россия собирается напасть на Украину в ближайшее время и ищет предлог для этого.

На этом фоне российское руководство вело себя в высшей степени профессионально, направляя усилия на сдерживание раздуваемого Западом конфликта. Это удается делать, грамотно сочетая, политические, дипломатические и военные методы. Владимир Путин продолжил терпеливо убеждать своих визави в отсутствии у России агрессивных планов. Череду визитов западных лидеров в Москву продолжил на неделе новый канцлер Германии Олаф Шольц, который услышал ровно то же, что до него слышали президент Франции, министры иностранных дел Германии и Великобритании, британский министр обороны. Российский МИД ежедневно делал успокоительные заявления, разъясняя нашу позицию и приводя весомые аргументы. При этом Сергей Лавров доложил Владимиру Путину о готовности нашего ответа на отказ США принять российские предложения о гарантиях безопасности. Одновременно вблизи нашего западного рубежа проводились плановые учения частей Вооруженных Сил, а также с 10 февраля прошли совместные с Белоруссией учения "Союзная решимость-2022", основная часть которых завершилась 15 февраля. Таким образом, Россия ясно дала понять, что стремится к дипломатическому разрешению любых конфликтных ситуаций, включая проблему, связанную с неисполнением властями Украины и их западными покровителями Минских соглашений, но при этом имеет достаточно сил для принятия мер в случае эскалации конфликта.

Сказали свое слово и российские парламентарии. Госдума приняла 15 февраля обращение к президенту о признании ЛНР и ДНР. Тем самым создалась ситуация, когда Владимир Путин может в буквальном слове одним росчерком пера решить вопрос и признании самопровозглашенных республик на востоке Украины. Это настолько сильный ход, что Олаф Шольц специально заговорил на эту тему с российским президентом. Владимир Путин в ответ подчеркнул, что депутаты выражают мнение своих избирателей, и что большинство россиян сочувствует жителям Донбасса. При этом он отметил, что надо сделать все для решения проблемы Донбасса, но сделать это, прежде всего, исходя из возможностей по исполнению Минских соглашений.

К сожалению, точку в этой истории ставить пока рано. Очаг напряженности, раздуваемый США и их союзниками по НАТО, не разгорелся, но и не угас. 17 февраля возобновились обстрелы территории ЛНР со стороны Украины, что вызвало и ответный огонь. Развитие ситуации продолжится, и следующая неделя покажет, удастся ли России и дальше сдерживать эскалацию.

Региональная тема – власти области продолжают создавать АНО и "накачивать" их деньгами

Мониторинг главных событий 14-18 февраля 2022 года от нижегородских экспертов

Фото: НРО КПРФ

Доктор политических наук, депутат Законодательного собрания Нижегородской области Роман Кабешев: Отгремело 800-летие Нижнего Новгорода, благодаря которому удалось реализовать несколько по-настоящему крупных проектов, прежде всего, для привлечения туристов и формирования нового образа региона. Были затрачены значительные средства федерального и регионального бюджетов, причем последних во многом за счет недофинансирования региональных программ и других муниципальных образований Нижегородской области.

Казалось, самое время сконцентрировать все силы и ресурсы на решении насущных проблем нижегородцев, накопившихся и отложенных. Однако мы вновь видим "аттракционы невиданной щедрости" от региональных властей, которые планируют потратить в 2022 году еще почти 500 миллионов рублей на обустройство Кремля, 285 миллионов народных рубликов на создание очередной автономной некоммерческой организации (АНО) "Центр общественных связей - Нижегородский дом народного единства", и 650 миллионов через АНО "Центр 800" на так называемые событийные мероприятия (читай праздники и фейерверки).

И это только самые крупные и уже озвученные по затратам позиции. Если прибавить сюда 1,5 миллиарда, выделенные на спорт высоких достижений, сумма, заложенная на далеко не первоочередные и явно не приоритетные цели, уже сейчас составляет почти 3 миллиарда рублей. Напомню, что недавняя имиджевая акция "Новогодняя столица России" стоила бюджету около 500 миллионов рублей и вызвала много вопросов у жителей.

Для того чтобы реально оценить масштаб этих цифр, отмечу, что строительство детского онкологического центра, который планировалось построить три года назад, стоило всего порядка 800 млн рублей. На всю программу капитального ремонта школ в этом году выделено лишь 500 млн рублей, а для того, чтобы все пенсионеры круглый год ездили бесплатно (100% компенсация проездных) требуется 600-700 миллионов рублей.

Работа на внешний имидж, безусловно, необходима, но не любой ценой. По официальным оценкам, население области продолжает сокращаться нарастающими темпами и через три года уменьшится почти на 100 тысяч человек. Необходимо переломить этот негативный тренд. Для этого нужны значительные ресурсы и не на фейерверки, а на строительство новых больниц и школ, коммунальных и газовых сетей, создание новых рабочих мест, а главное, достойную оплату труда и пенсии нижегородцев.

По той же официальной статистике, 49% россиян имеют доход ниже 19 тысяч рублей в месяц, то есть половина страны находится на грани выживания. Согласно данным ФСИН, на содержание одного заключенного государство выделяет 15,5 тысяч рублей в месяц. Получается, что половина населения страны живет на уровне тюремного пайка!

Но и это далеко не предел "заботы" власти о народе. Пенсионеру, получающему среднюю пенсию, после уплаты всех платежей остается на жизнь 6 тысяч рублей в месяц или 200 рублей в день, то есть почти в 2,5 раза меньше, чем преступнику в тюрьме. На содержание бездомных собак выделяется 180 рублей в день! На обед школьника, а это, напомним, лишь учащиеся начальных классов, государство выделяет 60 рублей (!), заявляя, что этого достаточно для сбалансированного питания наших детей. Выводы делаете сами.

Развитие человеческого капитала, а не освоение средств должно стать приоритетом и мерилом деятельности властей всех уровней. И тогда, возможно, Нижний Новгород не придет к закату свой великой истории.

Муниципальная тема - в Нижнем Новгороде модернизация наземного электротранспорта становится реальностью

Мониторинг главных событий 14-18 февраля 2022 года от нижегородских экспертов

Александр Суханов (Фото: Патриоты Нижнего)

Политолог Александр Суханов: Нижегородцы активно обсуждают новую транспортную схему Нижегородской агломерации. Ее разработали инженерная группа питерского института "Стройпроект" совместно с нижегородским министерством транспорта. На мой взгляд, обсуждение существенно активизирует сообщение о том, что Нижегородская область направила в правительство РФ заявку на финансирование модернизации наземного электротранспорта. Стало традицией, что заявка Нижегородской области снова первая. Наряду с заявкой Курской области.

Глеб Никитин, рассказывая о заявке, напомнил, что средства планируется направить на модернизацию и развитие инфраструктуры, а также на приобретение подвижного состава. Предполагается реконструировать почти 100 километров трамвайных путей, построить новые трамвайные ветки в Сормовском и Приокском районах, приобрести около 360 единиц транспорта.

Сразу отметим, что это не первая попытка модернизировать транспортно-маршрутную сеть Нижнего Новгорода. Разговоры о необходимости такой модернизации шли в мэрии еще в 2012 году. Однако на практике все свелось к дележу маршрутов между муниципальными и частными перевозчиками.

В 2017 году, после внесения дополнений в ФЗ 220, появилась правовая база для реформирования системы общественного транспорта городских агломераций. Реформа системы общественного транспорта предполагает не просто изменить маршрутную сеть. Маршрутная сеть – это итог реформы, ее ощущаемый пассажирами результат.

В 2019 году правительство региона презентовало концепцию развития пассажирского транспорта в агломерации. В этом документе были отмечены основные проблемы. Загруженность дорог областного центра – основные транспортные артерии были построены в советское время. А тогда норматив был определен в 40 машин на тысячу населения. Сегодня по факту в городе не менее 400 машин на тысячу населения. Заторы на дорогах уже привычное и неизбежное зло. При таком количестве личного транспорта общественный транспорт также вынужден находиться в многочисленных пробках. График движения не соблюдается. Пассажиры стоят на остановках по 40 минут и более. Изношенность и недостаточное количество подвижного состава дополняют картину.

Любая предлагаемая схема носит комплексный характер и требует наличия определенной инфраструктуры. Инфраструктурные изменения, которые предлагают разработчики транспортной схемы, назрели давно. В отсутствии этой инфраструктуры любая схема будет восприниматься неадекватно. Возможных решений множество, но они должны сочетаться между собой и дополнять друг друга. Важно понимать и соблюдать последовательность проведения реформ. Нельзя телегу ставить впереди лошади.

Главной особенностью будущей транспортной реформы в Нижнем Новгороде является тот факт, что основой новой транспортной схемы города должен стать трамвай, а отнюдь не метро. Метро получит еще четыре станции, но в нашем городе для обеспечения рентабельности метрополитена не хватает пассажиропотока.

Будут модернизированы существующие трамвайные линии и построены новые. При этом предполагается большую часть трамвайных линий вынести за пределы автодорог, а сами линии протянутся на десятки км, как в верхней, так и в нижней части города. Главное, что надо отметить – в городе, где когда-то появилась первая в России трамвайная линия, сегодня трамвайное движение фактически уничтожено. Оставшиеся маршруты разорваны и сообщение сохранилось по одному мосту, что резко сокращает возможности роста пассажиропотока.

О пересадках хочется сказать особо. Разработчики исходят из опыта крупных мегаполисов, где плотные пассажиропотоки специально разрывают, чтобы снизить нагрузку на транспорт. При этом в крупных мегаполисах существует множество пересадочных узлов, где сходятся все виды пассажирского транспорта. В нашем городе предполагается всего семь пересадочных узлов, разделенных географически. Да и пассажиропоток не так плотен, как например, в Москве. Протяженность города вдоль берегов весьма существенна. Маятниковые потоки без поддержки линий метрополитена, которые еще предстоит построить, делают множественные пересадки некомфортными. Их введение мне представляется преждевременным. Хотя и довод об увеличении скорости движения до 30% привлекателен, но в условиях нашего города пока неубедителен.

Общий бюджет модернизации электротранспорта в Нижнем Новгороде оценивается в 42,5 млрд рублей. Современная пассажиро-ориентированная система стоит дорого. По подсчетам специалистов, реформа системы общественного транспорта Нижегородской агломерации, рассчитанная до 2025 года, потребует 117 млрд рублей. Исходя из опыта других городов, можно сделать вывод, что транспортная реформа тем экономически эффективнее, чем крупнее мегаполис или агломерация и чем больше пассажиропоток.

Не углубляясь в финансовые расчеты, хочу напомнить, что госкорпорация "Внешэкономбанк" еще в прошлом году предложила правительству многолетнюю программу развития городского общественного транспорта в России. На старте этой программы поддержку получат десять городов, в том числе и Нижний Новгород.

Нижегородская часть программы предполагает инвестирование 38,6 млрд рублей. Таких вливаний в транспорт нашего региона никогда не было. И это великий шанс сдвинуть с мертвой точки проблему дорог и общественного транспорта, существенно улучшив жизнь нижегородцев. Из выделяемых на Нижний Новгород средств больше половины - 23,6 млрд рублей - будет потрачено на развитие трамвая как общественного транспорта. На развитие автобуса и троллейбуса - 6,3 и 8,6 млрд рублей соответственно.

Хочется, однако, обратить внимание на факт появления долга городского бюджета, еще от 2018 года, за строительство станции метро "Стрелка". Тогда было немало проблем со срывом сроков строительства, ростом сметной стоимости, выделением дополнительных средств на завершение строительства к началу чемпионата. Как становится понятным из объяснений регионального министра финансов, выделенные в свое время федеральные деньги были отозваны в связи с неподписанием документации со стороны городской администрации при мэрстве Владимира Панова.

Так как получателями инфраструктурных кредитов являются субъекты РФ, готовятся изменения в закон о концессиях, предполагающие возможность заключения соглашений одновременно с участием и муниципалитета, и региона. Ожидается, что законопроект примут до конца мая 2022 года. Затем и до реализации планов дело дойдет. Это очень осязаемые сроки. В данном случае губернатор Глеб Никитин с командой демонстрирует эффективный стиль работы.