Будет ли в Нижнем Новгороде развиваться метро? Если будет, то, в каком направлении? Достоверных ответов на эти вопросы на сегодняшний день не существует. Тем не менее, в понедельник ответы на эти «проклятые вопросы современности» искали на заседании комиссии по транспорту думы Нижнего Новгорода.
К маю следующего года станция метро «Стрелка» с большой степенью вероятности заработает. Если этого по какой-то причине не произойдет, полетят многие чиновничьи головы. Потому что строительство «Стрелки» - часть важнейшего федерального проекта - ЧМ 2018.
А что после 2018 года? Будут ли строиться новые станции метро? Деньги-то на «Стрелку» Москва давала строго под чемпионат мира по футболу. Дадут ли денег на метро чиновники из федерального центра под 800-летие Нижнего Новгорода – очень большой вопрос. В ход, наверняка, пойдут аргументы такого плана.
Юрий Гаранин, генеральный директор муниципального казенного учреждения «Главное управление по строительству и ремонту метрополитена, мостов и дорожных сетей в Нижнем Новгороде» (ГУММИД):
- В 2008 году, когда начинали строить «Горьковскую» мы столкнулись с с нехваткой кадров. Метро в Нижнем не строили 20 лет. Люди разбежались, и собирать их пришлось с миру по нитке. Если остановим метро – снова потеряем людей.
Не уверен, что в Москве прислушаются к аргументам г-на Гаранина, который фактически ратует за обеспечение объемов работы себе и своим подчиненным. А почему в Нижнем нужно развивать именно метро? Только для того, чтобы «люди не разбежались»? Почему бы не обратить свое внимание на альтернативные виды транспорта? Например, монорельс, который сегодня активно развивают в столице. Или скоростной трамвай, который с успехом внедряют в других российских мегаполисах и о котором давно говорят нижегородские ученые-урбанисты? Нет, уперлись в метро как… упрямые животные. Так нравится закапывать в землю миллиарды? Если станция «Стрелка» стоила порядка 10 миллиардов рублей, большую часть из которых дал федеральный центр, то станция «Оперный театр» будет стоить уже 27 миллиардов рублей. «Почему так дорого?» - спрашиваю у Гаранина.
Юрий Гаранин:
- В нагорной части грунты другие, более сложные, чем внизу, отсюда и удорожание строительства.
Гаранин утверждает, что проект строительства ветки до станции «Сенной» уже готов. А наличие готового проекта якобы дает возможность участия в федеральных программах по финансированию строительства метрополитена. В то же время проекта строительства метро в Сормово, по словам Гаранина, не существует в природе. Чтобы сделать такой проект, нужны время и деньги. Без проекта Москва денег не даст даже теоретически. Железная логика, но…
А нижегородцев вообще спросили? Я прекрасно понимаю, что некоторым девелоперам, которые собираются расселять аварийный и ветхий жилищный фонд в районе площади Сенной, чтобы затем строить новое жилье, метро в сторону Сенной – как бальзам на душу. Поскольку повышает потенциальную доходность его бизнеса. А сормовичи пусть подождут еще парочку десятилетий, так что ли?
Евгений Лазарев, депутат думы Нижнего Новгорода:
- Существует такая форма учета общественного мнения, как городской референдум. Который можно провести вместе с довыборами в городскую Думу в сентябре 2017 года. Давайте поинтересуемся у горожан, какая станция метро им нужнее?
Последнее слово осталось за председателем комиссии Алексеем Гойхманом. Предложение Лазарева традиционно было заблокировано с помощью других членов комиссии, среди которых выделялся небезызвестный Сергей Каргин, претендующий на лавры забубенного транспортного эксперта.
Алексей Гойхман, председатель комиссии по транспорту и связи думы Нижнего Новгорода:
- Мы поняли, что реального финансирования (или софинансирования) дальнейшего строительства метро нет.
Тем не менее, мэрии традиционно предложено обратиться в областное правительство с тем, чтобы представители региона переправили прошение муниципалов на федеральный уровень. Для успокоения совести, так сказать. Реальных шансов, что федерация выделит Нижнему деньги на метро, на сегодняшний день, повторяем, практически нет.
Фото nn-now.ru, gorduma.nnov.ru