Эксперт-мониторинг событий 10 – 14 декабря 2018 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – 25-летний юбилей Конституции России
Конституция, без сомнения повлияла на все сферы нашей жизни. Очень важно, что она заложила правовые основы местного самоуправления в России. Кроме того в этом году исполняется двадцать лет с момента ратификации Европейской хартии местного самоуправления, и пятнадцать лет – базовому федеральному закону о местном самоуправлении.
Как отметил председатель Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС), председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, председатель попечительского совета "Минин-центра" Олег Мельниченко, местное самоуправление как форма общественной самоорганизации в России состоялось в полной мере, но жизнь не стоит на месте и требует совершенствования.
"Сегодня тенденции развития российских муниципалитетов выстраиваются на существующей проблематике МСУ и необходимых вариантах их решения. Одна из ключевых проблем – низкая эффективность исполнения органами МСУ своих полномочий в связи с перегруженностью возложенных на них вопросов и недостаточностью финансирования. Сегодня органам МСУ вменено более 300 полномочий дополнительно к тем неотъемлемым, которые содержатся в 131 Федеральном Законе", - добавил он.
При этом, по мнению Олега Мельниченко, любые полномочия должны быть на том уровне, где они эффективно исполняются.
"В этой связи необходимо корректировать стратегические задачи, которые стоят перед органами МСУ. Прежде всего, для создания эффективных механизмов финансового обеспечения органов МСУ необходимы единые подходы к минимальной обеспеченности жителей социальной, транспортной, медицинской, образовательной и культурно-досуговой инфраструктурой". На состоявшемся на прошедшей неделе VI съезде ВСМС было предложено разработать такие инфраструктурные стандарты для всех видов муниципальных образований, которые можно обозначить как "стандарты благополучия". Подобный подход позволяет в дальнейшем активно развивать экономический потенциал муниципалитетов, создавать условия для привлечения инвестиций в муниципальные образования. В перспективе это будет способствовать развитию инициативного бюджетирования, комплексный законопроект о котором разрабатывается сегодня Советом Федерации", - продолжил эксперт.
Также, как подчеркнул Мельниченко, большое внимание сегодня уделяется вопросам вовлечения граждан в деятельность муниципалитетов.
"Актуальным направлением этого является совершенствование правового регулирования территориально-общественного самоуправления (ТОС), активно вовлекающего миллионы неравнодушных граждан. На уровне законодательства планируется дополнить органы ТОС отдельной организационно-правовой формой некоммерческой организации, а также предусмотреть отнесение ТОС к числу социально ориентированных некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг. В результате уже разработаны новые законодательные поправки, и в 2019 году мы выйдем на окончательное решение данного вопроса", - рассказал он.
По мнению законодателя, актуальной тенденцией развития современных муниципалитетов является стратегическое планирование деятельности, которое должно стать посильным делом для каждого муниципального образования.
"В этом непростом направлении органам МСУ необходима помощь и взаимодействие всех заинтересованных участников. Это касается как органов российской власти всех уровней, так и научно-экспертных организаций. В этой связи на прошедшем съезде ВСМС был анонсирован федеральный проект "Муниципалитет-2030", предусматривающий комплексный кейс для стратегического планирования деятельности муниципалитета". Одной из актуальных проблем сегодняшнего МСУ России является недостаток профессиональных кадров муниципальной службы. Для решения этой проблемы планируется использовать уже зарекомендовавшие себя методики и технологии. В частности предлагается адаптировать конкурс "Лидеры России" на муниципальный уровень. В развитие этого будет реализован проект ВСМС по созданию центров системной и методической поддержки, с единым банком практик профессиональной подготовки муниципальных управленцев и широким использованием дистанционных форм обучения и подготовки. Сегодня эффективное развитие МСУ – это активное взаимодействие широких слоев граждан и представителей всех уровней управления по совместному решению конкретных местных задач", - заключил эксперт.
Региональная тема – проведение в Нижнем Новгороде координационного совета по развитию промышленности
Совет проходил под председательством министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова и губернатора Нижегородской области Глеба Никитина – двух бывших коллег по работе в министерстве.
Эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев считает примечательным, что в работе совета помимо делегаций регионов России и руководителей промышленных предприятий впервые приняли участие все торговые представители РФ за рубежом.
"Полномочия по внешнеэкономической деятельности минпромторг Дениса Мантурова получил совсем недавно – после утверждения новой структуры правительства, состоявшейся по итогам президентских выборов, и начал их активно реализовывать. Важно и то, что акцент делается на активном встраивании во внешнеэкономические связи именно регионов и конкретных промышленных структур. Такой новый формат деятельности действительно предполагает непосредственное участие субъектов Федерации в мерах по поддержке экспорта, а также получение межбюджетных трансфертов напрямую для региона и для конкретных предприятий", - отметил он.
"С другой стороны – это повышение ответственности для регионального управленческого аппарата. Получение полномочий для внешнеэкономической деятельности – это только первый этап для дополнительных возможностей. В условиях международных санкций и весьма прагматичных внешнеэкономических взаимоотношений потребуется как соответствующий профессионализм, так и необходимый креатив по реализации всех этих анонсов и бонусов. Стратегия на расширение внешнеэкономической региональной самостоятельности хорошо укладывается как в областную "Стратегию-2035", так и в стратегию пространственного развития России", - продолжил эксперт.
"Нижегородская "Стратегия-2035" носит открытый проектный характер, который позволяет оперативно встраиваться в формируемые федеральные тренды. В частности в создание новых международных транспортных коридоров (МТК). Таких как МТК "Север-Юг" – мультимодального маршрута транспортировки пассажиров и грузов от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей), создаваемого для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу. Помимо того, что у Нижнего Новгорода есть богатый исторический опыт экономического взаимодействия с Востоком, подобные проекты требуют современной технологичности и активности в жесткой конкурентной борьбе за выгодные экономические позиции", – подчеркнул Игорь Соловьев.
"Важно, чтобы подобные координационные советы носили не номинальный характер, а имели конкретные практические результаты не только общего характера, но и для нижегородского региона в частности. Находясь ранее в ранге замминистра и имея прямые контакты со всеми ресурсными центрами и промышленными группами, нижегородский губернатор Глеб Никитин имеет все шансы для прорыва в этом направлении, но пока новых качественных изменений не много. По всей вероятности ведется только подготовительная работа для масштабных преобразований в региональном промышленном секторе", - подытожил он.
Муниципальная тема – создание трех автономных некоммерческих организаций (АНО) в Нижнем Новгороде по инициативе администрации города
На прошедшем заседании нижегородской Гордумы было принято решение о создании трех АНО: по поддержке ТОС, соцпроектов, развитию исторических территорий и набережных.
Как напомнил эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов, во всех трех случаях учредителем АНО выступает администрация Нижнего Новгорода. По всей вероятности количество АНО будет увеличиваться.
"При этом предусматривается их бюджетное финансирование и наделение недвижимым имуществом в качестве учредительного взноса. Но главное в другом. По профилю своей деятельности, создаваемые АНО напрямую соприкасаются с полномочиями соответствующих структур администрации города. И дело не в дублировании функций, а в фактической констатации того, что соответствующие подразделения администрации не могут осуществлять соответствующий функционал прежними бюрократическими методами. Достаточно печальная констатация для чиновников, которым для развития требуются нестандартные инструментарии и технологии", - отметил он.
По мнению эксперта, возможно, все было бы не так печально, с учетом того, что к деятельности новых АНО очевидно будут привлечены активные и креативные нижегородцы.
"Однако следует отметить, что при фактическом перекладывании функционала на общественников, административная составляющая явно не уменьшится – никаких признаков сокращения неэффективных чиновников, подразделений и соответствующих бюджетов априори не предусматривается. Более того, с учетом возможного превращения этих АНО в пункты по передержке определенных администраторов, мы можем получить расширение штатов и увеличение финансовых затрат бюджета. Также стоит учесть факт создания многочисленных АНО с точки зрения контроля работы с бюджетными средствами", – прогнозирует эксперт.
Фото: ИА "Нижний сейчас"