В эти дни в Нижнем Новгороде проходят две закупки для "Нижегородпассажиравтотранса". Сегодня проведен электронный аукцион на поставку в лизинг 74 автобусов, в интернете есть соответствующий протокол. Согласно документу, были поданы две заявки, причем начальная цена (1,2 млрд) была снижена обоими участниками до 1,085 млрд. А вчера разыгрывалась поставка 70 автобусов. Там тоже были две заявки, причем начальную цену (1,1 млрд) снизил только один участник – до 1,099 млрд. Судя по всему, победители этих двух торгов не определены, поэтому участники на сайте закупок не показаны. Единственное, что известно – так это то, что розыгрыши носят скандальный характер. Цена на одну транспортную единицу выше рыночной примерно в два раза, а одна из закупок (на лизинг 74 автобусов) настолько отличалась конкретными условиями, что была ранее отменена.
Всего в целях обновления подвижного состава городского общественного транспорта Администрация города Нижнего Новгорода объявила три "лизинговых" аукциона на поставку 200 автобусов.
Первый – на приобретение 56 низкопольных автобусов – завершился 30.09.2019. По его результатам контракт заключен с единственным участником – АО "Сбербанк лизинг".
Цена контракта составила 835 037 580 рублей, то есть чуть меньше 15 миллионов (!) за один автобус.
Причем будущий победитель был так уверен в исходе дела, что провел собственную закупку автобусов у павловского ООО "Премьер" 25.09.2019г. до подведения итогов городской закупочной процедуры.
Два следующих аукциона, на закупку еще 74 и 70 автобусов, в августе провести не удалось. При загадочных обстоятельствах отложены (признаны несостоявшимися в связи с отсутствием заявок).
С одной стороны, покупка новых автобусов не может не вызвать радость горожан, которые устали от тесных и грязных маршруток. Но, с другой стороны, условия проведения этих закупок вызывают множество вопросов.
.Во-первых, технические требования, предъявляемые к автобусам, свидетельствуют о том, что закупать хотят исключительно автобусы ЛИАЗ 5292 производства "Группы ГАЗ", автобусы других производителей просто не подойдут под установленные требования.
Стоит обратить внимание также на требования к гарантийному сроку. Он составляет всего лишь 3 года. Получается, что следующие три года бремя ремонта будет возложено уже на "Нижегородпассажиравтотранс". Часть автобусов, по примеру "гармошек", может придти в полную негодность, а платить лизинговые платежи все равно придется.
Во-вторых, цена одного автобуса очень велика. Такие автобусы есть в свободной продаже у дилеров, стоимость одного составляет от 8 до 8,3 миллионов.
Однако, если разбить начальную цену сегодняшней закупки на 74 автобуса, получаем 16,2 миллиона – за один автобус (сюда, естественно, входят лизинговые услуги). С учетом понижения цены цена за автобус будет составлять 14,6 млн, что все равно почти в два раза выше (!) рыночной цены.
То же самое касается лизинговой закупки 70 автобусов. Кстати, по ним идет еще более странный процесс: цена снижена только одним участником, и если он победит, итоговая сумма окажется выше, чем итоговая сумма по 74 автобусам.
В-третьих, автобусы закупаются не в базовой комплектации, а с дополнительным оборудованием, включающим в себя информационные табло, тахограф, навигационно-информационное оборудование, систему видеонаблюдения и оборудование для системы оплаты проезда. Из документации видно, что каждый автобус должен дополнительно оснащаться одним переносным и тремя стационарными терминалами оплаты проезда, причём без печати контрольного билета.
Стационарные терминалы без печати билета на бумаге используются только в Москве, где с безбилетников берут серьёзные штрафы контролёры ГКУ "Организатор перевозок", оснащенные специальными терминалами для контроля оплаты картами.
А если терминалы в автобусах в Нижнем Новгороде будут без печати билета, то "Нижегородпассажиравтотранс" не сможет нормально контролировать оплату проезда пластиковыми картами без экипированной службы муниципальных контролеров.
Зачем намеренно закупать дорогостоящее оборудование, которое заведомо не пригодно для нашего города, неизвестно.
Интересно, что ранее в конкурсной документации по 74 автобусам был описан стационарный терминал конкретного производителя с характерными индикаторами зеленого цвета, специальной кнопкой на правой боковой поверхности терминала на уровне дисплея, 4 защелками на монтажной корзине и т.п. Постеснялись только марку производителя написать.
Это стало основанием для претензий со стороны ФАС, в результате чего торги были отменены. Сегодня он проходят вновь, но теперь мэрия ударилась в другую крайность, не прописав никаких требований к терминалам оплаты проезда.
В-четвертых, вызывает большие вопросы сама схема покупки автобусов через лизинг. При этом цена автобуса формируется непрозрачно, не в результате открытой конкурсной процедуры и, в конце концов, неясно, какая часть конечной стоимости относится к автобусу, а какая – к процентам за услуги лизинга.
У нашего города уже есть негативный опыт сомнительных закупок автобусов. Так, в 2014 году Минпромторг предоставил Нижегородской области субсидию в сумме более 360 миллионов рублей на закупку 144 автобусов, работающих на газомоторном топливе. Конечным получателем субсидии стал Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации г. Нижнего Новгорода, однако вместо закупки автобусов по договору поставки Администрация города приобрела автобусы через процедуру лизинга. В 2017 году Управление федерального казначейства по Нижегородской области провело внеплановую проверку и установило, что получение автобусов в лизинг вместо приобретения в собственность нарушает условия использования субсидии.
Что касается сегодняшних и вчерашних лизинговых закупок автобусов, то пока сохраняется интрига: их итоги не подведены, а до этого события нельзя узнать, кто же заявился на конкурс и кто пошел на снижение начальной цены.
И не понятно пока, предъявят ли контрольно-надзорные органы претензии к этим торгам.
Фото: Юлия Горшкова
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на новости нашего информационного агентства в социальных сетях: Facebook, Telegram, Вконтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен. Будем рады вашим комментариям, нам важно знать ваше мнение о событиях города и региона.