Администрация Нижнего Новгорода решила отказаться от использования песко-соляной смеси на дорогах в центре города начиная с зимнего периода 2021-2022 годов. Об этом на заседания постоянной комиссии городской Думы по экологии 16 ноября 2021 года сообщил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства мэрии Виталий Ковалев.
Напомним, депутаты вопрос об отказе от использования песка в качестве противогололедного вещества поднимают уже много лет, в том числе и с точки зрения экологии. Однако в мэрии им каждый раз говорили, что это очень дорого.
Ковалев рассказал, что администрация все же меняет подход к использованию материалов для обработки дорог. Так, принято решение снизить объем используемой песко-соляной смеси в пользу более чистых материалов без песка.
Предстоящей зимой дороги города категории А и основные дороги категории Б будут обрабатывать материалами без песка. Также от использования песко-соляной смеси город полностью отказался в центре Нижнего Новгорода – в границах улицы Белинского, Нижневолжской набережной и метромоста. Там применять песок будут только в исключительных случаях – на спусках и подъемах при очень низких температурах.
Виталий Ковалев добавил, что у материалов без песка есть ряд преимуществ – в частности, они не образуют токсичных соединений. При этом они требуют строгого соблюдения технологии, наличия специальной техники для дозирования реагентов и баз с подходящими условиями для хранения. Что касается песко-соляной смеси, она оказывает высокую нагрузку на экологию и при ходьбе людей создает пылевые облака.
По словам чиновника, с начала 2021 года город закупил 207 единиц дорожной техники, в том числе, 49 комбинированных дорожных машин, позволяющих дозировано использовать материалы для обработки дорог.
Виталий Ковалев добавил, что за сезон 2020-2021 муниципалитет использовал 127 тысяч тонн песко-соляной смеси и 10 тысяч тонн реагентов без песка. В предстоящий сезон планируется израсходовать 70 тысяч тонн песка и 20 тысяч тонн других материалов.
В свою очередь присутствовавший на заседании комиссии руководитель экоцентра "Дронт" Асхат Каюмов предложил задуматься над использованием в холодный период гранитной крошки.
"Мы много лет обсуждаем уход от химических реакций. Гранитная крошка используется в Скандинавии и частично в Москве. Мы строим станции снеготаяния – благодаря этому крошку можно будет использовать повторно. Но она дороже. А реагенты – та же химия. Газонам все равно, чем мы их травим", - сказал он.
Виталий Ковалев ответил, что в настоящее время перейти на использование крошки будет проблематично. Он заметил, что в странах Скандинавии крошка является природным материалом, который находится "буквально под ногами". В Россию же ее нужно будет завезти, передробить и поменять технику, что выльется в миллиардные затраты. Кроме того, напомнил он, у гранитной крошки есть свои побочные эффекты. Так, она "вгрызается" в снег и лед и забивает эскалаторы в метро.
"Потребуются большие затраты и изменение образа жизни", - резюмировал он.
Каюмов парировал, что московское метро больше нижегородского, но в столице крошку уже используют.
"Надо понять экономику процесса. Давайте посчитаем. Я понимаю, что минусов тоже много. Давайте переводить в цифры", - предложил эколог.
В свою очередь зампредседателя Думы Николай Сатаев (КПРФ) предложил коллегам изучить опыт Сарова, где для борьбы с зимней скользкостью применяют каленый песок.
Депутаты приняли озвученную Ковалевым информацию к сведению. Зампредседателя комиссии Оксана Дектерева ("Единая Россия") предложила членам комиссии обсудить вопрос во второй половине 2022 года, чтобы подвести итоги использования на дорогах противогололедных материалов в сезоне 2021-2022.
Фото: администрация Нижнего Новгорода