Похоже, коронавирус обнажил проблемы управления не только ветвей и уровней власти по отдельности, но и весьма не вовремя возникшие проблемы их взаимодействия. А именно сейчас слаженная работа правительства области и мэрии областного центра была бы крайне необходима. Очевидно, что разговоры о ключевых кадровых переменах в "сером" доме нижегородского кремля на фоне последних событий зазвучат еще активнее. Однако, несмотря на практически исчезновение главы города Владимира Панова из хозяйственно-политического поля в тяжелый для горожан момент, этот самый вирус может ему в определенном смысле сыграть на руку.
Тезисы по-апрельски*?
Дело в том, что в апреле, который уже отсчитал середину, депутаты должны собраться на заседание, чтобы заслушать отчет мэра о работе администрации Нижнего Новгорода в 2019 году. К этому отчету были подготовлены вопросы от депутатов: целых 72.
И вопросы в этот раз жесткие. Картина складывается не в пользу действующего мэра со всех сторон: и сбоку в лице думы, и сверху в лице главы региона, и снизу в лице горожан, удивленных разладом и недееспособностью власти.
45 вопросов сформулированы фракцией "Единая Россия", 1 вопрос фракцией "Справедливая Россия" и 26 вопросов профильными комиссиями гордумы.
В соответствии с Положением о порядке представления и заслушивания ежегодного отчета главы города о результатах своей деятельности и деятельности администрации города, как уточняет сайт гордумы, ответы по одному из вопросов от каждой фракции и от каждой постоянной комиссии будут заслушаны на заседании Думы города совместно с заслушиванием отчета главы города. Ответы на остальные вопросы будут даны депутатам в письменном виде.
Надо уточнить, что физически это как бы второй отчет главы Нижнего Новгорода. Первый им подготовлен в марте. На основании прочтения его депутаты сформировали свои вопросы. А теперь на апрельском заседании мэр отчитается вторично, уже с ответами. Но, как уже сказано, не на все 72, а лишь на несколько. Потому публичность довольно ясных и жестких вопросов (даже от однопартийцев Владимира Панова — членов фракции "Единая Россия"!) может быть купирована (отобраны менее неприятные).
И есть еще одна причина, которая может серьезно снизить накал критики и самое главное — подменить, выхолостить и обесценить саму политическую сущность этого важного действия. Тем более важного в связи с тенденциями во власти: какая-никакая провинция, но политика у нас есть. Так вот — предварительно сообщалось, что в связи с пандемией заседание пройдет в формате видеоконференции.
Но этот формат по факту не должен устраивать ни депутатов, ни общественность, ни, как нам представляется, и вышестоящую власть.
Заседания комиссий гордумы и заседания думы будут проводиться дистанционно, в формате видеоконференций — это вполне приемлемое решение, которое уже принято. Однако это совсем не подходит для отчета градоначальника. Здесь важно живое дискуссионное общение, споры, вопросы и ответы "в глаза", прямая политическая дуэль и драматургия политического действа. Это необходимое условие. И особенно сейчас, когда и у депутатов, и у общественности, и у региональной власти есть масса вопросов по работе администрации города.
Потому целесообразно не смазать это важное общественно-политическое событие в связи с пандемией, а перенести его на май или пусть даже на июнь. Если депутаты настроены решительно держать мэрию в тонусе, то это возможно только при полноценном очном заседании. Иначе не получится политического акта, в котором все должны сыграть свою роль: кто-то выполнить волю губернатора, кто-то проявить влияние тех или иных политических сил, а депутаты должны удовлетворить свои амбиции.
Если же живой отчет не перенесут, то наиболее вероятно, что мы увидим в интернете не отчет, а "тезисы" доклада, без дискуссии. А "не в меру" критичного депутата в конце концов смогут и просто отключить, апеллируя к регламенту.
Но индикатором напряженности и вероятного переноса является то, что среди вопросов — большинство от "ЕР" и они совсем не добродушные. Есть предположение, что депутаты настоят на переносе. И губернатор поддержит.
Теперь о самом кейсе недоверия, который сложился из ряда предшествующих фактов.
*Как Юрий Дудь, будем иногда пояснять молодому поколению используемые в аллюзиях понятия, утратившие былую значимость. "Апрельские тезисы" — программный революционный документ вождя большевиков **В. И. Ульянова (Ленина).
** Кто такой Ленин, лучше в Гугл, у нас мало места.
А ты такой холодный...
В декабре горожане готовились к Новому году, а в коридорах власти меж тем назрел переворот дрейфующего льда отношений между городской и областной властью. Айсберг перевернулся подводной частью, и она оказалась куда больше, чем видимая. Мэр отчитывался перед депутатами об исполнении национальных проектов, и общение с представительным органом городской власти получилось близким к конфликтному. Давнее ощущение в коридорах и вовне, что мэр теряет поддержку лидера "единороссов" в регионе — губернатора — обострилось.
Вспомним, как пришел в кресло мэра Владимир Панов. 17 января 2018 года он был избран депутатами главой Нижнего Новгорода.
С 2005 года федеральная власть начинает сворачивать самостоятельность глав муниципалитетов, которые, будучи избраны жителями, их и слушали в первую очередь. В активную фазу процесс концентрации глав администраций городов под главами субъектов РФ вошел с 16 мая 2014 года, когда Государственная Дума приняла реформу местного самоуправления, фактически отменившую выборы мэров крупных городов. Между тем, еще доныне есть города, где мэры избираемы. И в 2018 их даже было больше (11%), чем в 2017 (около 9%). Очевидно, это был небольшой "отскок" назад после острой ситуации с повышением пенсионного возраста.
Нижний Новгород, увы, отказался от этой демократической процедуры одним из первых. Вопреки мнению жителей, которые высказались большинством голосов против, прямые выборы мэра были отменены в ноябре 2009 года. Из районных центров последним "пал" Дзержинск в 2012 году.
Попытки граждан и всех региональных отделений партий (кроме "Единой России") вернуть прямые выборы мэра идут с 2010 года и не увенчались успехом ни разу. В октябре прошлого года инициаторы (НРО КПРФ) собрали более 7000 подписей под законопроектом для представления его в Законодательное собрание области.
А последние попытки — в январе и феврале уже этого года. Инициативы были внесены и в городскую думу Нижнего Новгорода и в Законодательное собрание области. Парламентарии ЗСНО отклонили инициативу, а депутаты гордумы просто исключили вопрос о прямых всенародных выборах мэра, инициированный фракцией "Справедливая Россия", из повестки заседания. Большинство мест и в ЗСНО и в гордуме, напомним, занимает фракция "Единая Россия". Неинтересным показался этот вопрос "слугам народа", избранным горожанами представлять их, горожан, интересы.
На момент принятия закона об отмене прямых выборов мэра город возглавлял Вадим Булавинов, избранный в 2005 году прямым всенародным голосованием. Он, помнится, был против отмены и обещал сложить полномочия, если этот закон пройдет. "Но что-то его удержало, может быть, трое детей, а может быть, директор школы" (с). 25 октября 2010 года депутаты выбирают из своих рядов главой города практически "хозяина" Нижнего Новгорода — Олега Сорокина. А 3 декабря у города вырастает еще одна "голова", точнее хозяйственная рука — глава администрации. На эту должность депутатами утвержден тоже депутат думы — Олег Кондрашов. С января 2011 по май 2016 в Нижнем Новгороде существовала двуглавая система управления городом. Но тандем "глава города и глава администрации города" был недолгим. Кондрашов впадает в немилость к Сорокину, а сам Сорокин — в немилость губернатору Валерию Шанцеву. А последний получает за эти перипетии и многое другое свою порцию немилости с самых верхов. Увлекательная "матрёшка" закончилась бесславно для всех: Сорокин в тюрьме, Кондрашов за границей, Шанцев где-то. А двуглавая система управления городом по факту почила в бозе и, кажется, ее никому не жалко.
С тех пор так и повелось. Глава города — фигура, зависимая как от региональной власти, так и от депутатского корпуса. Со вторым, правда, сложнее: Сорокин имел сильное лобби и думу этого периода без почтения называли "сорокинской". Именно гордумой V созыва и начат этот процесс, приведший к чехарде мэров и и.о. мэров.
А что же город? А горожане, которых вычеркнули из политической жизни, привыкли и приспособились, научились терпеть разруху и опираться только на себя. Ну а "буйные" активисты получили обещания сохранить объекты культурного наследия, памятники, парки и скверы и т. д. Оба главных действующих лица нижегородской политики, тогда еще не антагонисты, и Никитин и Панов, даже лично красиво поучаствовали в фестивале восстановления исторической среды "Том Сойер фест". Но после обещаний дело застопорилось. Митинги и протесты продолжали ограничиваться, а "недовольные" прессоваться судами и штрафами. Но основная часть населения так бы жила и дальше, не слишком вникая в разборки коридоров кремля, если бы не грянул гром небесный — пандемия, отягченная кризисом… Но надо сказать, что рост внимания к городским вопросам появился у горожан в эпоху Владимира Панова еще раньше.
Куда все делось?
Казалось бы, принцип построения мэра под губернатора, а не под жителей уже со всей силой продемонстрировал свою неэффективность еще до Панова. Однако система управления на принципе бюрократического мышления поддерживалась по-прежнему ресурсно, административно и нормативно. До начала нынешнего перелома привычных моделей общественно-политической ситуации ее несостоятельность была еще не вполне очевидна (ныне же мало кто сомневается, что теперь время вызовет принципиально новые запросы на модели и системы управления властью и управления сферами жизни). Приход к власти Панова был осуществлен в тех же системных координатах.
Кандидатуру Панова согласился поддерживать губернатор, однако не давая бессрочных гарантий лояльности. Панов вписывался в концепцию Глеба Никитина — обеспечить условия спокойной работы. Он казался довольно самостоятельным и сильным, не слишком отмечен зависимостью от Сорокина, с другой стороны — не запомнился и как популист. Немногословность тогда играла ему на образ.
Надо сказать, что Владимир Александрович пришел на пост главы города по-своему ярко, серьезно подготовленным, нацеленным и настроенным, с некими исследованиями и наработками. Его взгляд как депутата городской думы на задачи мэра и администрации города выглядел убедительным.
Здесь уместно вспомнить, что на заре работы главой города, в июне 2018-го, Панов презентовал некий программный документ, в котором было 82 проекта развития города на 2018—2019 годы, которые он обещал реализовать.
Среди прочих значились и такие пункты как реформа системы школьного питания, изменение транспортной сети города и благоустройство, которые вызвали у общественности особенно много вопросов (об этом далее). Еще был, например, такой малопонятный проект как дизайн-код города. Этот полумифический дизайн-код сначала разрабатывался некоей группа ученых из Москвы, которые проводили "антропологическое исследование Нижнего Новгорода", а к октябрю 2019 он, кажется, закончился обязательством для предпринимателей привести вывески к единому стилю. Больше про это не вспоминали.
Про весь документ в целом тоже не вспоминали. Подробности о нем остались в анналах издания "Столица Нижний", учрежденной ранее структурами экс-главы города Сорокина. Явная поддержка "сорокинских" сил ощущалась и в тогдашнем отношении депутатов.
Председатель Думы Нижнего Новгорода Дмитрий Барыкин прокомментировал тогда изданию:
"Реализация всех проектов нам вполне по силам. С участием жителей, при активной и слаженной работе городской администрации и депутатов, я думаю, мы превратим Нижний Новгород в один из процветающих уголков России".
Но в подготовленных ныне депутатами вопросах есть-таки один о том самом документе про 82 проекта. Нам неизвестно, кто именно его задал, но звучит он так:
"В июне 2018-го вы заявили, что администрация переходит на проектную основу в работе. Презентация прошла в думе и депутатам рассказали о 82 проектах. Каковы результаты перехода администрации на проектную основу в работе по развитию города в 2019 году? Планирует ли администрация рассказать о реализации заявленного подхода депутатам".
Сам по себе ход с проектами и проектной основой, наверное, жизнеспособен. Однако предполагает определенный стиль, в котором важная вещь — это коммуницирование и коллегиальность. Между тем, именно эти критерии глава города как-то постепенно стал сворачивать. В коридорах мэрии начал бродить местечковый призрак изоляционизма.
Замкнутость мэра, его вроде бы отстраненность от чужих конфликтов элит, все меньше одобряет общественность и все негативнее воспринимает депутатский корпус. А губернатор, согласившийся на карт-бланш, очевидно, начинает выражать удивление и недовольство.
Возможно, единоначальный стиль управления, возможно, иные черты работы, которые депутаты считают не подходящими для конструктивной деятельности администрации, приводят к тому, что в конце 2019 года по коридорам "серого дома" в компанию упомянутому "призраку" присоединяется еще один.
Призрак "гармони"
Владимира Панова начинают "провожать". И не то, чтобы слухи шуршали, ползли, шелестели по углам — об этом стали говорить почти прямо, без интриги и деловито. Справедливости ради надо вспомнить, что едва ли не каждый месяц "провожали с гармонью", помнится, мэра Вадима Булавинова, губернатора Валерия Шанцева. Однако оба проработали-продержались вопреки злым языкам по два срока. Но не было в истории Нижнего, чтобы об уходе мэра говорили почти каждый день.
По информации кремлевских обитателей, Владимир Панов создал весьма нервозную систему недоверия различными проверками на полиграфах, подозрениями. Говорят о том, что его ближайшее окружение и реальная опора — это 2-3 человека. При всех вопросах к Булавинову, Сорокину, Кондрашову чувствовалось, что у них есть команда и ее работой они в силу своего понимания руководят.
Депутат по муниципальному избирательному округу от регионального отделения политической партии "Справедливая Россия" Евгений Сабашников (входит в состав постоянных комиссий по городскому хозяйству и по местному самоуправлению):
— Процедура отчета мэра сейчас заорганизована. Написан целый регламент, с какого бока должны задаваться вопросы, подаваться они должны заранее. Раньше было проще. Выходил глава города с докладом. После этого депутаты с места спрашивали в течение отведенного времени, и мэр был обязан отвечать. Теперь живого разговора с мэром не получается. Депутаты, которые задают вопросы, попадают в какую-то опалу. До трибуны не допускаются. Возникает вопрос, как обозначиться даже, потому что так сейчас составляют регламент работы гордумы, что вопрос поднять очень сложно.
Но, тем не менее, отчет должен быть. Я верю, что регламент будет соблюден и это будет не так, как в декабре, когда глава отчитывался по национальным проектам. Когда он практически спрятался за спины подчиненных. Получилось так, что он сидел в президиуме, его замы отчитывались, а он еще им вопросы задавал, комментарии высказывал по поводу их отчетов, недовольство свое высказывал. Отчитывался-то он, а не его замы.
Но, тем не менее, я надеюсь, что в этот раз отчет будет от первого лица. Думаю, что и поданные вопросы и настроение у депутатов достаточно напряженные по поводу деятельности администрации за 2 года. Стиль этого управления — "я начальник, ты дурак", я так сказал, никаких обсуждений и вариантов, — а самое главное, результаты вызывают большие нарекания и сомнения.
Одним из главных будет вопрос исполнения бюджета и доходы города. 7 процентов из доходов город не добирает. Как это можно так руководить, если ты не собираешь доходы, которые ты обязан собрать? Как же тогда ты обеспечишь расходы?
На этом мы остановим сегодняшнюю часть и через несколько дней продолжим наш аналитический обзор. Во второй части мы расскажем о неожиданном и неудобном для мэра появлении в поле политжизни города покойного Никиты Исаева, о странном упрямстве мэра с ЕЦМЗ и детским питанием и причем тут Татарстан, о "наваре" ЕЦМЗ на эпидемии, о действиях мэра в вопросе строительства низконапорной плотины в Балахне, о странных "плановых" отключениях тепла жителям под Новый год, о том, какие же вопросы хотят задать мэру депутаты гордумы (спойлер: интересные) и что думают о Панове и его будущем депутаты, его однопартийцы и политологи. Не пропустите.