Суровые ценители внедорожников из Нижнего Новгорода уже точно знают, как правильно встретить самый важный праздник России – День Победы. Идею Нижегородского клуба экстремального отдыха кто-то назовет культурной инсталляцией, кто-то – военной реставрацией. Суть от этого не меняется. Чтобы лично поздравить немногочисленных ветеранов из Варнавина без дежурных фраз и лишних соплей, нужно самим хоть немного хлебнуть солдатского лиха. Так и появился план совершить пеший марш-бросок по бездорожью на 50 километров в сопровождении вездеходов поддержки, говорит в интервью «Нижнему сейчас» руководитель ЭКСТРИМ-НН клуба Дмитрий Тютин.
- Дмитрий, вопрос в лоб. А нельзя как-то попроще быть? Приехать к ветеранам чистыми, опрятными, свежими и отдохнувшими. Просто подарить подарки и внимание.
- Мы хотим поздравить победителей, которых в Варнавине всего пятеро осталось. Но нам важно прийти к ним через трудности, которые они сами когда-то преодолевали, пусть наш путь не идет ни в какое сравнение с тем, что испытали они.
- К военно-исторической теме ранее обращались?
- Исторические походы были. Сейчас, опираясь на военную тематику, которая у нас глубоко в генах, хотим сделать акцент на то, какими люди стали плюшевыми. Авантюристов, кто готов на приключения, мало остается. Поднять задницу с кресла, сделать что-то, кроме писанины в блогах и лайканья картинок в соцсетях, отправиться в путешествие на 2-3 дня большинству уже сложно. Такие поездки становятся событиями и практически подвигами. Одно дело – ты дома, отложил телефон, подошел к холодильнику, почесал пузо, взял что-нибудь готовое и схомячил. Максимум, на что ты способен – это парк и шашлыки. И совсем другое – когда ты шлепаешь сырой, усталый, с промокшими ногами и вещмешком. У тебя нет возможности легко переодеться во все чистое, и ты знаешь, что холодильника нет, а есть определенный расклад по продуктам на всех. Зато именно в такие моменты лучше всего думается о жизни.
- Тут ведь важно еще и кто идет рядом с тобой. Кто это?
- Мы хотим собрать людей, у которых есть желание узнать походную жизнь солдата, пусть в мирное время. Хотим почувствовать себя живыми. Понимаешь? Треккинговую обувь, дышащую куртку и термобелье тебе придется сменить на гимнастерку, галифе, портянки, керзовые сапоги или хотя бы берцы. Плюс вещмешок в нагрузку. Пойдут и наши вездеходы, потому что весь скарб все равно не унесешь. Это больше машины сопровождения. Как показывает практика, пешком по бездорожью быстрее уйти, чем на внедорожниках. От нашего клуба пойдет вездеход на огромных колесах типа бигфута или, как его называют, "Трактозавр". Он специально создан в нашей мастерской для экстремальных вылазок по тотальному бездорожью.
По словам Тютина, четырехколесные монстры и монстрики членов клуба – это вчерашние серийные внедорожники, какими на улицах Нижнего Новгорода никого не удивишь. Доработка авто до максимальной проходимости и живучести ведется на базе клубной автомастерской и тюнинг-сервиса. А чтобы владельцы не заросли мхом, не заплыли салом и не распухли от собственной значимости, клуб забрасывает их то в Сибирь, то на Дальний Восток, то в Казахстан и Монголию, а то и сразу в Арктику. Добровольно, естественно.
- Основная нагрузка, как я понял, ляжет на пешую группу?
- А пусть бойцы испробуют солдатский быт, сплотятся и проведут эти несколько дней без телефонов и интернет-зависимости, посмотрят на себя со стороны, почувствуют мозоли, усталость, дождь, грязь. Это возможность после возвращения оценить свою жизнь немного иначе.
- Культурная программа будет, или бойцам с лихвой достаточно лесов, топей и речных переправ?
- На вечернее время намечен просмотр военных фильмов через проектор.
- Что, прямо в лесу?
- Прямо там, в тайге, где в радиусе 50 километров никого нет. Мы берем с собой оборудование, развернем генератор, экран и звук. Везем костровое оборудование и тенты. Это все поедет на технике, а люди будут плюхать пешком. Если впереди преграда или завал, если нужна постройка моста, то работа проводится с помощью двуручной пилы, топоров, веревок и скоб – такелажа, который был раньше. Никаких бензопил – только физический труд, мозоли и боль в мышцах на следующее утро.
- В инженерно-саперной работе людям будет кто-то помогать? Не все ведь готовы с чистого листа навести переправу.
- Костяк уже собран. Это люди, которым такое приходится делать регулярно. Думаю, что и у всей группы проблем быть не должно. Да и, как правило, в такие приключения пускаются хотя бы с минимальным походным опытом, а не те, кто тяжелее сотового телефона в жизни ничего не поднимал.
- Интернет-героев и гаджет-маньяков не жалуете?
- У них другие интересы. Они любят читать и писать, подкидывать на вентилятор и глумиться. Каждому – свое.
- Судя по тому, что ты рассказываешь, ваш костяк – это практически егерский спецназ.
- Это просто увлеченные люди, Авантюристы, но никак не крутые супермены, спортсмены или матерые бородатые дровосеки.
- Сколько людей планируется в группе? И будут ли девушки?
- Девчонок брать планируем, тем более и заявки уже есть. Пойдем в количестве 24 человек, но это вместе с механизированной бригадой. Водителей будет трое.
За спиной у организаторов броска на Варнавино - более сотни экстремальных путешествий, и каждый раз – что-то новое, рассказывает Дмитрий Тютин. В зависимости от сложности мероприятия клуб помогает в организации или делает его сам. Дальние экспедиции проводятся узким сколоченным составом, на рейды выходного дня или обучающие внедорожные мастер-классы приглашаются все желающие.
- Сколько времени планируете потратить, чтобы махнуть 50 километров по полному бездорожью?
- Три дня, то есть каждый день придется идти по 18-20 километров. Четкий распорядок: в 7 часов - подъем, завтрак, сборы и оперативный выход, днем - обязательная остановка на обед. Для городских людей этого вполне достаточно.
- Вы будете без интернета, а значит и без популярных штучек типа онлайн-дневника или Periscope. Что тогда останется для истории?
- Организуем видеосъемку и фоторепортаж. Для антуража фильм и фотографии будут черно-белыми, с эффектом состаренной ленты.
- Такие проекты бесплатно не делаются. Вы скидываетесь, или кто-то вам помогает? Например, небедные люди, знающие настоящую родословную своих представительских джипов.
- Честно говоря, наивно думали, что с [военной] формой не будет проблем, но, как оказалось, это самая дорогая статья расходов. Еще придется тащить "Трактозавр" до Семеновского района эвакуатором. Везти его по асфальту просто опасно – он легковушку спокойно переезжает. Туда же, к точке начала маршрута, пешую группу будем забрасывать автобусом. Плюс обратная дорога, продукты и так далее. Есть вступительный взнос – 3 тысячи с человека. Помимо этого, появился первый меценат, вложившийся в проект с тем условием, что его имя мы называть не будем. На данный момент мы собрали примерно 45% необходимой суммы. Если бы проект был коммерческим, то обошелся гораздо дороже. Бюджет открыт, и любой может его посмотреть.
- Время найти остальные средства еще есть. В чем проблема?
- Очень непросто бывает объяснить спонсорам, для чего нам это нужно. Во-вторых, их интересует, где они прорекламируются, и будет ли телевидение. Это немного странно, потому что все их клиенты в интернете и социальных сетях. А чтобы тебя один раз увидели в сюжете по телевизору и подумали, какой ты хороший – это сегодня не актуально. Все новости о проекте, фотографии и видео с места мы обязательно запостим, и любой сможет увидеть с телефона или планшета.
- Деликатная тема. Как вы собираетесь встраивать присутствие меценатов, чтобы это не смотрелось вульгарно, не ломало черно-белую картинку?
- Согласен. Все должно быть натурально. Когда ты смотришь военный фильм, там нет рекламы на танках. Естественно, спонсорских наклеек на наших автомобилях или амуниции тоже не будет. Это было бы нелепо. Пусть лучше из новостей и отчетов люди узнают, благодаря кому мы сделаем это, а из перепостов увидят информацию неоднократно. Преимущество социальных сетей в разнообразии возможностей представления партнеров. Кто с нами - никого не забудем.