Медицина и фармацевтика, если кто не знает - это разные вещи. Но многие путают. У нас медицину принято хоть и поругивать, но ни в коем случае не покушаться - святое же! Вот пришьют кому-нибудь опять ногу к затылку, он будет возмущаться общим состоянием отечественного здравоохранения, а подать в суд на конкретного врача, больницу и муниципалитет не решится... святое же! Так сложилось и с фармацевтикой, хотя по своей сути это просто бизнес. У бизнеса свои законы, а у российского бизнеса эти законы, когда кому-то надо, зачастую отсутствуют. В общем, мы тут покусились на святое - госкомпанию «Нижегородская областная фармация».
Чьих будешь?
«Нижегородская областная фармация» (далее НОФ) - это очень государственное предприятие, которое торгует лекарственными средствами в муниципальных аптеках нашей области.
- Аптечных пунктов у нас порядка 200, но полностью нормально функционирующих - 140. Количество постоянно меняется в разные стороны, - сообщил нам по телефону так и не назвавшийся сотрудник "Нижегородской областной фармации".
Кормится эта организация из двух мисок - собственно, продажа лекарств и госбюджет. Люди, думаю, будут совершенно не против, если нужные лекарства будут закупаться на их налоги. В эпоху эмбарго и санкций, а также постоянных пессимистичных сообщений о нехватке лекарственных средств - быть уверенным в том, что НОФ обеспечит всех бабушек валидолом, дорогого стоит. А чтобы ее, НОФ, работа шла легче, нужно создать ей все условия.Например, установить специальную аптечную программу и обслуживать ее. За 127 миллионов бюджетных рублей.
Сколько???!!
О чем это мы? Да вот, смотрите сами. Заходим на наш любимый сайт госзакупок и видим следующее:
Неслабая цифра, да? Для примера: на 127 миллионов можно полностью оснастить около десятка медицинских центров, построить 20 суперсовременных детских площадок вроде той, что не столь давно была установлена на Большой Покровской, или просто поднять зарплату всем медработникам области на несколько сотен, а то и тысяч рублей.
Давайте узнаем, что же такое эта золотая и такая нужная «ГИД-Аптека»? Идем в поисковые сети. Хм... где-то на третьей странице поиска мы найдем первые упоминания об этом программном обеспечении. Упоминает о нем непосредственно НОФ, т.к. больше ни одна живая душа (об этом позже) не в курсе насчет этого софта. Что ж, давайте послушаем гендиректора НОФ:
"В соответствии с заявленными требованиями и с учетом специфики предприятия для ГП НО «НОФ» разработана оригинальная программа «ГИД-Аптека», которая установлена в аптеках для получения сводного прайс-листа и формирования заявки, согласно сложившейся дефектуры [...] Работа по этой программе ведет к более эффективному управлению государственной собственностью и материальными средствами, позволяет контролировать объем закупаемой продукции, решать вопросы снижения цены за счет увеличения объемов и количества".
Получается интересно: "решаем вопрос снижения цены", тратя при этом 127 миллионов. Может быть, в НОФ сидят гении из Apple, могущие позволить себе вложить дикие деньги в разработку гениальной продукции? Но... Других упоминаний, кроме речей господина Нижарадзе, о системе "ГИД-Аптека" нигде нет.
- Эта программа создана в 2003 году компанией «Интерлизинг» (скорее всего «Интерлизинг Фарм», прим. НС.) В 2009 её полностью обновили. Компании-производители часто менялись. Как работает? Да неплохая программулька, удобная, в принципе, - сообщил нам опять-таки не назвавшийся (кажется, так там принято) сотрудник "технической службы" НОФ.
Раз эта «программулька» столь великолепна, давайте спросим о ней у других аптечных сетей и других компаний, которые предоставляют подобные услуги? Они явно должны мечтать о получении подобной программы, ну или просто бояться этого сильнейшего (судя по цене) конкурента на рынке:
- Нет, мы ничего не слышали об этой программе. У нас есть свой штат программистов, отвечающих за обеспечение. (с) отдел маркетинга сети «Ладушка»
- Мы работали сначала с программой "Е-Фарма". Потом нас перенесли на 1С. "Е-Фарма", конечно, была намного удобнее. Сейчас нас выкупила «Ладушка», установили свои программы. В принципе, достаточно удобные. А ни о какой «ГИД-Аптека» я не слышала. (с) Юлия Винникова, фармацевт аптеки «36.6»
Ну что ж, возьмем для примера упомянутую программу "Е-Фарма". Вводим в поисковые сети - попадаем на тысячи сайтов с отзывами об этой системе. Идем на их официальный сайт. Пожалуйста, всё обслуживание, консультации, сметы и расчеты, скидки и объяснения - в отличие от «ГИД-Аптеки». Есть и коммерческие предложения, и государственные (насквозь прозрачные). Автором этой программы является компания «Спарго». О них мы вспомним ниже.
Вооружимся калькулятором
Чуть-чуть математики.
Как нам сказал сам сотрудник НОФ - функционируют 140 пунктов. Давайте дадим фору, чтобы нас не обвиняли в занижении - пусть 170 пунктов. Как мы с вами уже знаем, программа существует с 2003 года, а в 2009 ее обновили, т.е. деньги на разработку мы не закладываем. Контракт на 127 млн. руб. рассчитан на 3 года. Давайте всё это переделим между собой - получается, что на ОДИН компьютер в месяц тратится порядка 20 тысяч рублей!
Представьте себе, что у вас дома стоит компьютер, в который вы ежемесячно вваливаете по 20 тысяч, чтобы он работал. Даже не весь компьютер - одна программа на нем! Зачем в наше неспокойное время, когда о проблемах с лекарственными средствами не говорит только немой, иметь у себя такое чудище, которому постоянно скармливаются солидные деньги? Если снова обращаться к словам директора НОФ (см. выше), то мы прочтем, что «ГИД-Аптека» создана исключительно ради бизнес-целей, а не для того, чтобы насытить аптеки области нужными лекарствами. 127 млн. на поддержку фармацевтического бизнес-софта? Может, мы чего-то не понимаем?
Давайте поспрашиваем у вышеупомянутых «Спарго» и у других компаний, занимающихся созданием и обслуживанием аптечного программного обеспечения.
- У нас при полном внедрении, обучении персонала и сопровождении первый месяц будет бесплатно, а далее все зависит от тарифа. Нет никакой привязки к количеству точек, хоть 200 аптек, хоть 2 - стоимость обслуживания будет одна. Все пользуются тарифом, в который заложен 1 нормо-час работы в месяц - 2200 рублей в месяц на ВСЮ сеть. Есть также VIP-тариф с 12 нормо-часами - он стоит 11 тыс. руб. в месяц на ВСЮ сеть. (с) Андрей Шведов, директор представительства "Спарго Технолоджи" в Нижнем Новгороде
- Мы занимаемся и созданием программ под 1С, и полным эксклюзивом, так сказать, с нуля. Под 1С иногда получается дороже, в общей сложности получается где-то 6 млн. на создание и 2 тыс. руб на обслуживание в месяц одного пункта. Что касается эксклюзивной программы, то мы создавали одну такую для городского муниципального предприятия в Улан-Удэ. Мы делали это бесплатно через запрос по миндзраву, а деньги получаем через ежемесячные отчисления. В таком случае у нас нет как такового месячного обслуживания, мы работаем сразу с проблемами удалённо. Стоимость - 1000 или 1500 за решение проблемы. Сейчас уже не требуется держать постоянный штат, т.к. можно всё делать удаленно по ip-телефонии и интернету. Контроль за системой ведется автоматически у нас в компании. (с) Ростислав Самокрутов, директор ООО Мегабайт Плюс, Улан-Удэ.
- У каждой крупной аптечной сети есть ПО. У нас оно на базе 1С, и разработано одним из федеральных дистрибьюторов. От обслуживания мы отказались, так как в штате свои программисты. Высчитать ежемесячные траты на них сложно, так как у них функции не только доработка ПО, но и поддержка "железа", системное администрирование, интернет, и т. д. Получается, давайте скажем, что 10 тысяч в месяц на всю сеть в 24 аптеки. А так - обслуживание нам предлагали, по 2 тысячи на одну аптеку , это получилось бы 50 тысяч примерно. Но это дорого. (с) Герман Князев, директор аптечной сети «Аптекарь Эвениус», Нижний Новгород
Как мы видим, стоимость пресловутого обслуживания выглядит завышенной до каких-то самых высоких небес. Но ведь это, дорогие мои, еще не все!
«We are the champions, my friend...»
Кто-то ведь отхватил этот суперзаказ. А давайте посмотрим, кому перепало? Это ведь наверняка какая-нибудь крупнейшая фарм-компания, сто лет на рынке, услуги которой нельзя недооценивать. Ну, в общем, смотрим:
Хм, всего две заявки. Хотя мы всего-то двумя звонками нашли сотню компаний, которые с радостью откликнулись бы на подобный зов. Ладно, бог с ним, поехали дальше. У компании "Технофарм ИС" всё вроде бы нормально, но есть один интересный факт - один из ее двух офисов находится на улице Геологов, дом 6. Как и... офис «Нижегородской областной фармации», вот совпадение! Звоним туда, спрашиваем в лоб - как связаны две компании?
- Да, это Технофарм. Мы у них (НОФ, прим. НС) на складе находимся... Ну... это... ну то есть мы соседи, да. Но, в принципе, никак не связаны, - немного путано объясняют нам сотрудники компании "Технофарм ИС".
Ну не связаны, так не связаны. Поверим на слово - а то, что в конкурсе поучаствовали и склад арендуете, это чистейшее совпадение. Тем более, что этот супер-пупер заказ «Технофарм ИС» не выиграли, а выиграла его другая компания - ООО «ФармаСофт». Пришла пора познакомиться с этой уважаемой и авторитетной фирмой, которой доверяют контракты на такие деньги. Итак, давайте открыто запросим выписку из ЕГРЮЛ:
Месяц! ООО «Фармасофт» создано за месяц до публикации заявки на сайте госзакупок!
Еще раз, тендер на обслуживание программы «ГИД-Аптека» в размере 127 миллионов рублей выиграла компания, зарегистрированная за месяц до объявления этого тендера. И у нас, простите, складывается впечатление, что данное ООО создавалось специально под этот тендер, а соседняя "Технофарм ИС" участвовало в нем по дружбе, чтобы создать видимость конкуренции (кто не знает, в госконкурсе должны быть заявлены минимум два участника, чтобы его признали состоявшимся) - однако это всё, понятно, пока только наши домыслы.
Имена владельцев ООО «Фармасофт» (директор - Резник Андрей Александрович, учредитель - Смирнова Валентина Викторовна) не откликаются на поисковые запросы. . Кто эти люди и с кем они связаны - мы хотели бы знать сами. Как вы понимаете, у ООО «Фармасофт» нет никакого сайта, контактных данных и вообще каких-либо упоминаний хоть где-нибудь (есть только ООО "НПК "Фармасофт", но это совершенно другие люди).
Сухой остаток
Резюмируем. "Нижегородская областная фармация" потратила 127 миллионов бюджетных денег на обслуживание программы, о существовании которой знают только в "Нижегородской областной фармации". Внятного экономического обоснования этих трат мы не обнаружили. Кроме того, эти 127 миллионов бюджетных денег получила компания, зарегистрированная за месяц до объявленной закупки; второй участник торгов (один из офисов) имеет один и тот же адрес с организатором.
Выводы из этой статьи, оформленные в виде запросов, мы направили в соответствующие органы. Нас весьма волнуют подобные траты во времена таких или вот таких новостей...