Еще свежи воспоминания, как нынешние городские власти меняли руководителей "Нижегородского водоканала" и "Теплоэнерго" - двух главных муниципальных ОАО. В случае с "Водоканалом" этот процесс был особенно бурным - мы об этом писали. Тогда прежних руководителей городских снабжающих предприятий обвиняли в гигантских бесконтрольных тратах и заимствованиях. Прошло меньше года, директора теперь новые - а что с тратами и заимствованиями? Они по-прежнему гигантские и по-прежнему бесконтрольные!
Потребности ресурсоснабжающи
С нынешним уровнем износа инвестиционный фактор – то, что более всего влияет на рост затрат ресурсников, а значит и на кошельки граждан. Но 12,3% - это максимум повышения тарифов, на который могут пойти власти города в 2017 году. Где же в таком случае взять деньги на развитие? Ответ пока не найден.
А ведь на баланс предприятий предстоит взять еще 800 безхозных сетей, более половины которых ляжет на «Теплоэнерго». «Водоканалу» же будет предложено заняться утилизацией стоков частного сектора, для чего понадобятся две новые станции. И все это при 80% износе коммуникаций.
Как вам перспектива? Нам - не очень. Правда, спешим успокоить, некоторые депутаты и сами удивляются экономике нижегородских коммунальных предприятий. Призывают посмотреть на них под микроскопом, ибо объекты исследования пока остаются непознанными.
По мнению депутата Лазарева, банковские кредиты на 2 миллиарда рублей – слишком серьезные деньги, чтобы отказаться от принципа «доверяй, но проверяй». Надо сейчас посмотреть на инвестпрограммы, чтобы в дальнейшем не было мучительно больно и не пришлось заниматься разбором завалов.
Евгений Лазарев, депутат Думы Нижнего Новгорода:
- Мне кажется, к инвестиционным программам мы подходим не слишком внимательно. К примеру, «Нижегородский водоканал» возьмет кредит на 770 миллионов рублей под 15,8% годовых. Это при том, что доступные кредитные ставки сегодня составляют 10,6-10,8%. Об этом председатель комиссии по бюджету и налогам Марк Фельдман говорил. В «Теплоэнерго» намерены прокредитоваться на 1,36 миллиарда и тоже в инвестиционных целях. Даже для предпринимателей доступны ставки в 12,5%. А главное - депутатам не слишком понятно применение этих заемных средств.
В администрации в принципе не против осведомленности депутатского корпуса. На вчерашней комиссии предложение направить запросы о расходах ресурсников и банковском проценте было услышано. Да только толку от этого, если, как выясняется, муниципалитет в инвестпрограммы «Водоканала» и «Теплоэнерго» не вхож.
Сергей Миронов, замглавы администрации Нижнего Новгорода:
- Инвестиционные программы не утверждаются администрацией города. У нас нет таких полномочий. Программы утверждаются министерством ЖКХ, и уже дальше идет работа с региональной службой по тарифам.
Это интересно. По форме собственности «Нижегородский водоканал» и «Теплоэнерго» являются ОАО. Контроль за ними остаётся за администрацией Нижнего Новгорода, которой принадлежит сто процентов акций обеих компаний.
С тарифами понятно: их регулируют федеральная и региональная тарифные службы. А вот беспомощность муниципалитета в вопросах займа и расходования миллиардов определенно доставляет. Не успел щенок инвестиции народиться на свет, а уже бездомный. Иначе вообще непонятно, что имел в виду замглавы администрации.
В данном случае кто-то либо лукавит, либо ошибается, тоже изумляется гуманитарный технолог Константин Барановский. Это все равно, что сказать: депутаты городской Думы не имеют отношения к муниципальному бюджету, а имеют только депутаты Заксобрания. Город – единственный собственник двух предприятий, ему и решать, куда, как и сколько инвестировать.
Константин Барановский, гуманитарный технолог:
- В совете директоров предприятий есть депутаты Думы и представители муниципалитета. Тем более, у «Водоканала» - вообще концессия. Муниципалитет сам решил, что заключает соглашение с инвестором, инвестор входит в уставной капитал, работает, а через 10-15 лет все это потихоньку погашается. Региональное министерство к муниципальному имуществу никакого отношения не имеет. Инвестпрограммы должен разрабатывать и принимать город как единственный собственник.
Когда одним непонятно, а другие не торопятся внести ясность – это всегда неправильно и только подогревает разного рода подозрения, подмечает экономист Дмитрий Скворцов.
Дмитрий Скворцов, экономический обозреватель:
- Про игры, которые у нас ведутся между разными группами влияния, всем известно. Если есть какие-то препятствия контролю, значит чьи-то интересы затронуты. Пусть профессионалы-фи
нансисты разберутся, посмотрят, что там происходит. Не думаю, что для этого надо перелопатить огромный пласт информации.