(продолжение эксклюзивного интервью с экс-губернатором Нижегородской области. Первую часть читайте здесь)
Выбора нет?
- Некоторое время назад все ратовали за «двухголовую» систему управления городом - за главу администрации и сити-менеджера (хотя в Европе от подобного разделения отказались еще в ХХ веке). Лично я считаю, что введение такой модели ничего, кроме путаницы, не внесло. А каково ваше отношение?
- С самого начала – крайне негативное. Я считаю, что была правильной схема всенародных выборов мэра и независимой городской Думы. Все знали, кто в городе мэр, с кого спрашивать, если нет горячей воды, тепла, плохие дороги и тому подобное. Сейчас людей от принятия решения отстранили, отменив выборы. Должен сказать, что Вадим Булавинов, который, будучи всенародно избранным мэром, поначалу занимал правильную позицию, потом под давлением свое мнение изменил, и это было ужасное штрейкбрехерство, потому что теперь нижегородцы ни на что на уровне города влиять не могут.
Внедренная система порождает управленческий хаос, бюрократию, полнейшую бесконтрольность (мэра народ не избирает, а значит, не контролирует), крайнюю непрозрачность бюджетных отношений в самых различных сферах. Это безумная система, вредящая жителям города, поэтому мы боремся за то, чтобы выборы были возвращены.
Однако сейчас, по сути, идет разгром местного самоуправления - окончательный и бесповоротный.
- Екатеринбургский мэр Евгений Ройзман выступает за придание городам-миллионникам статуса субъектов федерации. Согласны, нет ли, и почему?
- Я понимаю Ройзмана – он мэр города-миллионника и борется за свою самостоятельность, поскольку есть конфликт с губернатором. Но мне кажется, не в этом дело. Надо не пытаться вырваться из-под опеки губернатора, а вернуть выборы мэра, вернуть бюджетную стабильность.
Надо закрепить финансовые возможности города в законах и не менять их. То есть, например, сказать (условно): 50% подоходного налога – налог городской, налог на землю, на имущество – налоги городские, и жестко установить эти нормы. Тогда каждый мэр будет знать: у него есть вполне внятная и устойчивая финансовая база, вполне внятные и устойчивые полномочия и, будучи всенародно избранным, он сможет нормально действовать, даже если у него не очень хорошие отношения с губернатором.
К сожалению, пресловутая вертикаль привела к уничтожению власти, полномочий и устойчивых финансовых потоков на городском уровне, все деньги находятся на областном и федеральном уровнях.
Реформа и антиреформа
- В этом году исполнилось 150 лет земской реформе, которую начали внедрять при Александре Втором. И вот, спустя полтора столетия, реформа МСУ (местного самоуправления). С одной стороны, вроде бы дали городам право на некое самоопределение по выбору модели МСУ, но при любой из них выборы фактически исчезают…
- Александр Второй ратовал за развитие системы земства, и благодаря ему возникли земское образование, земское здравоохранение, стали пополняться местные бюджеты, Россия стала расцветать. За это его и убили.
То, что предлагается сейчас – это антиреформа. Клоунада с выборами депутатов на районном уровне с последующим делегированием на городской, - это полное отстранение власти от народа, окончательная деградация местного самоуправления, что, кстати, противоречит Конституции.
Думаю, что и без того однопартийная система станет стопроцентно однопартийной. На уровне города и области сейчас, хотя и редко, можно встретить депутатов от оппозиции. После уничтожения существующей системы местного самоуправления останутся депутаты только от одной партии. На районном уровне могут быть избраны депутаты от разных партий, но доминировать все равно будет ЕР. Вот она из своего состава и выберет делегатов на городской уровень. Вообще ни одного оппозиционного кандидата на городском уровне не останется! Ясно, что это ни к чему хорошему не приведет – мы получим некую северно-корейскую модель.
Все грамотные специалисты в сфере МСУ были против данной «реформы», но у нас опять, цитируя Виктора Степановича Черномырдина, «получилось как всегда», несмотря на то, что это ухудшит жизнь людей.
- Но говорят, что будут районные бюджеты, и поэтому станет лучше…
- Эти будут смешные бюджеты! Только для обеспечения районных чиновников и депутатов.
- Меня, например, угнетает: если в каждом из 8 районов Нижнего Новгорода будет своя дума, насколько же вырастет армия чиновников, и как при этом сможет развиваться, к примеру, бизнес (а следовательно, и город)?
- Я как это и хотел сказать – резкий рост чиновников на районном уровне, конечно, усложнит любые согласования. Я абсолютно уверен, что эти районные думы будут бесправны, они не смогут решать даже вопросы по строительству школ и детских садов, все перейдет в ведение губернатора. Районные армии чиновников будут просто проедать деньги и все. По моему мнению, все это – следствие того, что руководство страны намерено любой ценой удержать власть. Они не думают о том, будет ли лучше жителям отдельно взятого района или города, - их интересует, как сделать так, чтобы во власть не прошли оппозиционеры.
- Но тот же Ройзман все-таки прошел…
- Эта была форточка (не окно, а именно форточка!) возможностей, когда они вдруг подумали, что надо чуть отпустить вожжи. Через эту форточку пролез Ройзман, пролез я, Навальный занял второе место на выборах мэра Москвы. Но сейчас Навальный под домашним арестом и то, что он был вторым, уже стали забывать. Все же они испугались.
- То, что при реформе МСУ руководство города фактически встраивается в систему общегосударственной власти, - это окончательная победа губернаторов над мэрами?
- Да они уже давно победили! Все мэры под патронажем губернаторов, и Нижний Новгород, как и многие другие города - яркий тому пример. А теперь уже законодательно закреплено, что МСУ фактически уничтожено, и мэры напрямую подчиняются губернаторам. Их жители не избирают, значит, они народу не подотчетны и отвечают только перед губернатором. А интересы губернатора, увы, не всегда совпадают с интересами граждан.
Беседовала Наталия Лисицына
фото с media.washtimes.com