Итак, сегодня власти Нижнего Новгорода окончательно подтвердили: уже в августе стоит ждать так называемого «тарифного меню» на проезд в городском транспорте. Официального утверждения еще не было, но и без него понятно: речь идет о повышении стоимости проезда, как ты это ни назови.
По словам и.о. главы администрации Нижнего Новгорода Сергея Миронова, упомянутое «меню» подготовлено в нескольких вариантах. Вообще, по терминам чиновники проходятся осторожно, как по раскаленному асфальту. Главный транспортник города предупреждает о разной стоимости проезда в частном и муниципальном транспорте.
Александр Голофастов, директор городского департамента транспорта и связи:
- У нас пять лет не было повышения. Сейчас как раз разрабатывается новый тариф, и это дело уже движется к финишу. У частников и муниципалов цена на проезд будет отличаться. Однако перевозчикам нет смысла выставлять ценник намного дороже, чем на муниципальном транспорте.
Разговоров о повышение стоимости билетов ведется много, но ясности пока все равно не хватает.
Николай Сатаев, депутат Думы Нижнего Новгорода:
- Меня напрягает ситуация с нерегулируемыми тарифами, которые могут привести к удорожанию поездки, а это очень критично для людей. Будут ли люди платить больше? Не дадут ли нерегулируемые тарифы увеличения стоимости в разы?
На поставленные «в лоб» вопросы чиновники предпочитают отвечать уклончиво.
Кирилл Быков, главный специалист департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода:
- Нерегулируемые тарифы предусмотрены 220-м федеральным законом на тех маршрутах, на которых не предусмотрены дотации из бюджета. Соответственно, частный перевозчик сам устанавливает тариф. В настоящее время на пятидесяти маршрутах, обслуживаемых коммерческими перевозчиками уже установлен нерегулируемый тариф. При переходе на новую маршрутную сеть отрабатывается новое тарифное меню, которое предусматривает, в том числе тарифы, позволяющие совершать либо льготные, либо бесплатные пересадки. Они могут быть на месяц, на сутки, на 90 минут и на многие виды транспорта.
Молодой чиновник по фамилии Быков либо лукавит, либо путает понятия. «Тарифное меню» (что это такое, пока никто точно не знает) будет только на муниципальном транспорте.
Алексей Гойхман, председатель думской комиссии по транспорту и связи:
- Что касается регулируемых тарифов на муниципальном транспорте, то здесь мы можем спорить и доказывать. Что касается нерегулируемых тарифов, то опять же все прописано в 220-м ФЗ. Сейчас перевозчики могут устанавливать этот тариф разным по величине. На одном маршруте – одна экономика, на другом – другая. Тариф устанавливается на определенный срок. Более того – они могут этот тариф менять. Ну не в течение дня, а через месяц работы. К сожалению это так. У нас есть живой пример, который я не устаю повторять. Начальная цена на канатной дороге была 50 рублей. В течение короткого времени она выросла до 90 рублей. Спрос определяет предложение. Раз очереди стоят, значит…
В общем, власть, как один известный библейский персонаж, умывает руки.
Алексей Гойхман:
- В нерегулируемый тариф не может вмешаться ни администрация, ни депутаты городской думы. У нас сейчас часть перевозчиков работает по 20 рублей, часть – по 15. Я недавно занялся неблагодарной процедурой и у меня получилось ( при стоимости подвижного состава от 3 до 4 миллионов рублей), что себестоимость поездки сейчас на уровне 26-27 миллионов рублей. Для того, чтобы автобус окупался в течение 48 месяцев. Но каждый считает экономику по своему, затраты у всех разные. Поэтому, наверное, мы попросим администрацию города, чтобы перевозчики установили какую-то оптимальную стоимость проезда. Но, повторяю, в федеральном законе нет ничего, что позволяло бы чиновникам или депутатам его регулировать.
Странно все это. Перевозчики вправе делать тариф любым, но «мы их попросим». А сами перевозчики что?
- Готовы сегодня нижегородцы платить по 28 рублей за проезд? Я думаю, что нет. Сегодня они и по 20 рублей еле оплачивают. Если тариф будет повышен, произойдет очень сильный спад пассажиропотока. Плотность населения в городе разная. Отсюда и экономика перевозок совершенно разная. Себестоимость проезда у нас давно уже перевалила за 30 рублей. В России нет ни одного города миллионника, где цены на проезд ниже 30 рублей.
Перевозчики вправе делать тариф любым, но они все равно ориентируются в этом вопросе на администрацию. Так заведено.
Сергей Ковалев:
- Нужно было начинать повышение еще пять лет назад. Не с Каргиным заигрывать, а потихонечку повышать тариф. На рубль, на два. Сейчас уже поздно. Поэтому, пускай они (администрация - прим. ред.) чего хотят, повышают – мы повышать ничего не будем. И те перевозчики, которых я знаю – тоже.
В словах Сергея Ковалева, безусловно, есть противоречие. Себестоимость проезда, дескать, давно выше 30 рублей, но «мы ничего повышать не будем». Что-то тут не так. Скорее всего, Сергей Ковалев идет как раз по пути перевозчика Дмитрия Каргина, пытаясь завоевать с помощью низких тарифов расположение пассажиров. А, возможно, накопить политический капитал. Чтобы потом выгодно конвертировать его в экономические привилегии для себя. По крайней мере, такой вариант у него остается.
А вот у руководителей администрации города никаких резервов политического капитала уже, похоже, не осталось - да никто и не заботится! Еще не так давно сити-менеджер Сергей Белов заявлял предельно конкретно: сначала рост качества перевозок, и только потом рост тарифов.
Сергей Белов, глава администрации Нижнего Новгорода (из интервью в январе 2017 года):
– Давайте так: я уже на этот вопрос отвечал не один раз. Пока мы с вами не поменяем подвижной состав, пока не разберемся с маршрутной сетью, мы не будем повышать проезд. Потому что услуга, которую предоставляет муниципалитет, должна быть должного качества, и жители Нижнего должны за это платить.
Получается, уже в августе произойдет чудо и услуга перевозки людей разом преобразится? Да, закуплены новые муниципальные автобусы (только малая часть необходимого количества), да, началась перетасовка маршрутной сети с пока еще сомнительным эффектом - но только круглый дурак может утверждать, что за полтора месяца все эти шаги дадут ощутимый результат. Однако платить люди будут уже больше.