Для всех, кто различает знаки российского политического этикета, недавний визит полпреда Михаила Бабича на «Русполимет» - явный признак однозначного отношения федеральной власти к исходу непростого арбитражного противостояния кулебакского завода с компанией «Авиатехнология». Понятно, что «вся прогрессивная общественность» изначально была на стороне «Русполимета», и всё же вряд ли этот визит был бы возможен до решения кассационной инстанции о возврате «Русполимету» 855 миллионов, которые прежде сумели отсудить столичные «авиатехнологи».
И всё же история еще не закончена. Бывшие акционеры кулебакского завода (прежде всего Сергей Мулин) намерены добиваться пересмотра дела в Верховном суде. Пока кроме этого заявления о намерениях ничего не слышно, но господин Мулин вряд ли отступит. Достаточно вспомнить многолетнюю историю его притязаний на деньги «Русполимета».
Вообще, сегодня работать таким предприимчивым мужчинам, как Сергей Мулин, стало не в пример тяжелее. Еще каких-то 15 – 20 лет назад «бизнес по-мулински» был гораздо живее и эмоциональнее – хоть авантюрный сериал снимай! Страницы милицейских протоколов и таинственным образом закрытых уголовных дел из тех времен содержат множество хрестоматийных эпизодов: тут вам и подорванные автомобили конкурентов, и бойцы СОБРа, берущие штурмом заводы и фабрики, и обещания «закатать в асфальт» в ночной тиши ресторанов и кабинетов, и веселые кредитные схемы, и бегство по заграницам... Сегодня всё скучно: суды, суды и снова суды. Какие уж тут сериалы!
Но у Сергея Мулина есть один излюбленный судебный прием, который не каждому придет в голову. Если тебе отказали в иске, нужно что? – правильно, подать его еще раз! Отказали дважды – пытай счастья по третьему кругу. То же самое и с уголовными делами в отношении недругов. Потому что не все судьи и следователи одинаково стойкие – глядишь, однажды и найдется слабинка.
Они мне больше не друзья!
Вот, например, примечательная история с бывшими компаньонами Сергея Мулина Николаем Рябыкиным и Лидией Аристовой. Все трое в общем бизнесе с 1992 года, когда были созданы сразу несколько контор с одним названием «Авиатехнология», но разными формами собственности. Но уже через несколько лет отношения компаньонов постепенно начали портиться. Что же пошло не так?
В конце 90-х и Рябыкин, и Аристова появились в Кулебаках, на металлургическом производстве, которое испытывало трудности и быстро перешло под контроль «Авиатехнологии». Прежде всего Мулин принял решение выделить из Кулебакского металлургического завода в качестве отдельного юрлица более новое предприятие – кольцепрокатный цех. Так наряду с КМЗ в Кулебаках появился ККПЗ.
Нового гендиректора комплекса Николая Рябыкина в Нижегородской области в целом приняли хорошо, позже он даже возглавил Кулебакский район. Рябыкин быстро понял, что кулебакское производство можно сделать рентабельным. Но у господина Мулина были другие планы: «Авиатехнология», по отзывам руководства Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей, неплохо зарабатывала на толлинговых схемах, ничего не вкладывая в КМЗ и ККПЗ. Рябыкину недвусмысленно дали понять: не будешь работать по этой модели – заменим. Дело было в 2002 – 2003 годах, постепенно предбанкротное кулебакское производство стало главной головной болью и областных, и окружных властей. Николай Рябыкин вместе с Лидией Аристовой запланировали «бунт на корабле» после того как Мулин озвучил планы по выводу акций кулебакских компаний в офшоры.
Аристовой – главному бухгалтеру «Авиатехнологии» и кулебакских заводов – начиная с 2002 года следовали еще более серьезные угрозы со стороны Мулина и Ко. Что-то в духе «мы тебя посадим без всякого закона, заплатим за это, сколько нужно». Крепкие ребята из дружественного ЧОПа одним своим видом придавали этим угрозам осязаемые очертания.
В 2003 году именно Аристова и Рябыкин как официальные представители КМЗ и ККПЗ выпустили акции кулебакских заводов в свободную продажу. Одновременно власти Нижегородской области обратились к промышленникам региона с просьбой не допустить утечки акций неизвестным скупщикам. На это предложение не без колебаний согласился Виктор Клочай (тогда генеральный директор Заволжского моторного завода, входящего в группу «Северсталь»). Он стал главным акционером заводов, которые в 2005 году были снова объединены в одно предприятие - «Русполимет».
Сергей Мулин обвиняет Аристову и Рябыкина в подделке документов, что якобы позволило им стать не только руководителями кулебакских заводов, но и хозяевами НПО «Авиатехнология»! Стоит сказать, что самому Мулину было сложно воспрепятствовать этому процессу: в 2003 – 2004 годах он скрывался от уголовного преследования за границей.
Но дело в отношении Аристовой Мулин после множества безуспешных попыток всё же довел до судебной развязки: Лефортовский суд Москвы осудил главбуха на 3,5 года. В своем последнем слове Аристова частично объяснила причины расхождения во взглядах с братьями Мулиными.
Лидия Аристова:
- Наша организация («Авиатехнология» – прим.ред.), к сожалению должна признать, никогда ничего не производила, а являлась банальным перекупщиком создаваемых ценностей. Тем самым мы только увеличивали цену для конечного потребителя. Никакой заслуги ни меня как главного бухгалтера, ни моих руководителей – Мулина Сергея Владимировича и Мулина Геннадия Владимировича – в «спасении авиапрома» нет и быть не может. Наша организация, как и многие другие на сегодняшнем рынке России, не способствовала ни процветанию государства, ни выравниванию социального неравенства.
Добавим, что уголовное дело завели и на Николая Рябыкина, и когда клещи сжались, он и сам исчез в неизвестном направлении. Но говорят, сейчас на Украине.
Вот такой конец прекрасной дружбы… Музыка, занавес.
«Русполимет», дай денег!
Параллельно с попытками засудить бывших компаньонов Сергей Мулин не оставлял надежд оспорить продажу акций КМЗ и ККПЗ или получить компенсацию за «упущенную выгоду». Его настойчивость в данном случае – не просто желание отомстить. Часть исков принесла ему деньги. В течение 2004 – 2012 годов Мулин сумел получить по ряду решений судов выплаты от «Русполимета» - в общей сложности почти 500 миллионов рублей. Именно в такую сумму арбитраж оценил задолженность кулебакского предприятия перед «Авиатехнологией». На самом «Русполимете» считали эту задолженность искусственно созданной, но решениям суда подчинились.
Полмиллиарда! - неплохо для бывшего акционера кулебакского завода, который оставил о себе в городе только негативные воспоминания! Но аппетит приходит во время еды, и юристы Мулина составляли всё новые и новые иски, где фигурировали всё более значительные суммы.
И хотя основная часть исков «авиатехнологов» оставалась без удовлетворения, это никак не сказывалось на скорости «бешеного принтера» мулинских юристов. Вот хроника только одного аспекта разбирательства, где в полной мере проявилось «золотое правило» истца: «Закрыли дверь – лезь в окно!»
- 19 января 2006 года – отказ Нижегородского арбитражного суда ЗАО «НПО Авиатехнологии» признать незаконным слияние КМЗ и ККПЗ в АО «Русполимет»;
- 25 декабря 2006 года – еще один отказ областного арбитража по аналогичному иску ЗАО «НПО Авиатехнология»;
- 26 февраля 2006 года – отказ областного арбитража признать регистрацию «Русполимета» незаконной;
- 31 мая 2006 года – еще один иск «Авиатехнологии», оспаривающий решение КМЗ и ККПЗ объединиться – и снова отказ арбитражного суда Нижегородской области;
- 8 сентября 2006 – на сей раз «Авиатехнология» привлекает к ответу еще и Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), но суд вновь отказывается признавать недействительным дополнительный выпуск акций ККПЗ в декабре 2004 года.
Чувствуете напор? Это только иски одного года и по одному делу! Кстати, вопрос: почему акции были приобретены структурами Клочая летом 2004 года, а иски посыпались только в 2006-м? Почему «спали» три года? «Не заметили» пропажу или просто ждали подходящего момента, когда завод стал вставать на ноги? А были еще и инициированные Мулиным милицейские рейды в заводоуправление «Русполимета», выемка документов, не связанных с историей создания предприятия, арест акций «Русполимета». Деньги – деньгами, но главный «авиатехнолог», по всей видимости, еще и вознамерился просто испортить жизнь главному кулебакскому заводу.
Получается, что все эти годы «Русполимет» развивался, постоянно имея под боком назойливый раздражитель в лице Мулина и его «Авиатехнологии». Стоит заметить, что сама эта фирма за последние десять лет не достигла сколько-либо серьезных успехов – она занимается выпуском бензовозов для аэропортов, а это, скажем прямо, нишевый товар. За те же годы в «Русполимет» вложено почти 10 миллиардов инвестиций, и сегодня, по словам Виктора Клочая, нет никаких причин считать кулебакскую металлургическую продукцию хуже иностранных аналогов.
Получается, пока одно предприятие двигает экономику страны вперед, другая контора пишет иски. Ну, тут уж кто в чем силен…