Она редко общается с журналистами, но когда это всё-таки происходит – часто вспоминает по разным поводам Сбербанк. Именно в этой финансовой структуре Ирина Кудрявцева выросла и добилась всего как специалист и топ-менеджер. При всех нареканиях клиентов в адрес «Сбера» на уровне руководства этот гигант весьма эффективен – есть чему поучиться любому муниципалитету! Что Ирина Кудрявцева привнесла в работу горадминистрации и чему научилась сама в должности чиновника? Об этом заместитель Сергея Белова по финансам разговаривала с журналистами на неформальном пресс-завтраке.
О погашении кредиторской задолженности за 2015 год
- Мы в Сбербанке много занимались финансовой грамотностью – вот и сейчас небольшое отступление для ваших читателей. Что такое «кредиторка»? Иногда возникают ситуации, что мы [городская администрация – прим. ред.] заключили договор, работы выполнены, но за счет того, что не хватило доходов в прошлом году, мы не можем эти работы оплатить. Так и возникает кредиторская задолженность. На 1 января она составляла 1 миллиард 916 миллионов рублей – это сумма, на которую были заключены договора. На 29 июля наша кредиторская задолженность 2015 года по выполненным работам составляла 226 миллионов рублей. То есть вы понимаете, сколько мы погасили за прошедший период.
Где мы брали деньги? В первую очередь искали дополнительные доходы – это большая работа! – и начали экономить.
У меня спрашивают: какова стратегия развития города? Стратегия бывает долгосрочной и краткосрочной, текущего периода. Так вот, стратегия этого года – это стратегия выживания.
Главная цель, которую поставил перед нами глава города – это функционирование Нижнего Новгорода в условиях тяжелейшей экономической ситуации и элементарное наведение порядка. Поэтому мы работали в двух направлениях – над увеличением доходов и повышением эффективности расходов. «Эффективность» - я настаиваю на этом слове и усиленно его везде продвигаю в администрации. Что такое эффективность? Это за меньшие деньги – больший результат. Это вложение только туда, где наивысшая отдача.
Повышение эффективности – это был очень сложный процесс. Я даже не ожидала, что он будет настолько сложным. Нам пришлось работать с каждым департаментом – главным распорядителем бюджетных средств. Жуткая аббревиатура – ГРБС – но теперь я уже привыкла, мне она даже нравится! Каждый ГРБС должен был провести инвентаризацию своих обязательств. То есть отчитаться, были ли выполнены работы на конкретные суммы, выполнены ли они качественно.
Не скрою – отношение к бюджету было разное у людей. Были богатые годы, когда можно было делать что угодно: памятники ставить, дороги ремонтировать и так далее. Сейчас год тяжелый. Соответственно, с каждым ГРБС нам приходилось проводить очень тяжелую работу по инвентаризации его обязательств.
Об антикризисной комиссии
- Здесь нет никакого ноу-хау. Элементы антикризисной комиссии ввело еще 2008 году областное руководство, когда Валерий Павлинович организовал совещание под своим руководством, где мы – правительство, налоговая инспекция, банки – искали выход из ситуации для крупнейших предприятий. Тогда была, конечно, консолидация всех сил, и мы принимали общее решение. Вот наша нынешняя комиссия настроена на это же. Мы также готовы рассмотреть варианты рассрочки погашения долгов.
Кто входит в комиссию? Во-первых, прокуратура, а также Служба судебных приставов, Налоговая служба. Я и сама несколько раз бывала в прокуратуре за последние полгода, рассказывая, как мы собираемся гасить долги, потому что миллиард девятьсот – это серьезная сумма!
Мы готовы поддерживать бизнес – но должно быть движение навстречу! И прокуратура, и судебные приставы заняли очень правильную, государственную позицию. Но мы готовы искать варианты, наша комиссия – не карательный орган.
От редакции: Как выясняется, антикризисных комиссий в горадминистрации – по сути две. Первая – это комиссия по налоговым и неналоговым долгам, своего рода «большой ковер», куда приглашают должников. На данном этапе именно эта комиссия важнее, судя по тому, как много внимания уделила ей Ирина Кудрявцева в своем интервью.
Но есть и другая комиссия, в задачи которой входит стратегическая работа по снижению последствий кризиса. Именно это должно быть главным в работе антикризисной комиссии, говорили мы еще три месяца назад.
- Ирина Вячеславовна, ставит ли комиссия задачу формирования в городе некоего нового полслекризисного климата, системы послаблений для бизнеса?
- Работа с должниками – это ручное управление. Это неправильно с точки зрения длительной перспективы, но в критической ситуации это, наверное, был единственный выход. Нам надо было найти деньги быстро! – асфальт сошел вместе со снегом после зимы.
Когда мы проводили одно из первых заседаний бюджетной комиссии, у меня был такой диалог с одним из должников. Я спросила: скажите, а вы автомобилист? – Да! – Вам нравятся наши дороги? – Нет. – А давайте мы одну из дорог назовем вашим именем: Дорога Должника Такого-то!
Вторая комиссия, о которой вы сейчас и говорите – это комиссия по повышению доходов бюджета и эффективности расходов. Вот она занимается системной работой, рассматривает проблемы, намечает пути их решения и одобряет принятие неких нормативных актов. В состав комиссии входят депутаты, активно в этой работе участвуя.
По поводу создания инвестиционного климата – конечно, да! Но мы не можем сказать сейчас: мы принимаем документ, который позволит всем не платить! Не та ситуация. Но мы стремимся найти выход.
Например, у нас есть огромная проблема нестационарных торговых объектов. Я их называю ларьками – не хочу никого обидеть!
Все слышали про «Ночь длинных ковшей» в Москве, да? Но ведь это законное мероприятие! На самом деле ничего незаконного там сделано не было. Это был выход для Москвы – но это не выход для других регионов.
Мы понимаем, что оплот бюджета Нижнего Новгорода – это состояние и работа малого бизнеса. Соответственно, мы должны создать предпринимателям понятные условия работы. Но это означает, что они должны быть прежде всего законны. Не должны торговать алкоголем, не должны мусорить. Тогда можно как-то организовать этот процесс. Поэтому задача нашей комиссии – сделать всю эту работу прозрачной и гласной.
О том, куда движется город
- Теперь возвращаемся к главному вопросу – стратегии города. Стратегия была написана, были даже уплачены деньги – сумму даже боюсь озвучивать! Это было сделано чуть раньше, и сейчас мы ее будем дорабатывать совместно с разработчиками, чтобы она удовлетворяла сегодняшним целям. Случился кризис – и сегодня рассматривать этот документ как стратегию сложно.
Есть ряд стратегических документов по отдельным направлениям жизни города. Но вот буквально позавчера мы говорили на эту тему с руководством города, о том, что у нас грядет 800-летие Нижнего Новгорода. Кто был в Казани, знает, как можно изменить город во время подготовки к юбилею. Это прежде всего огромные федеральные деньги! Но главное – нужно понять, что должна нести в себе стратегия.
Во-первых – есть стратегия развития Нижегородской области, и мы не можем ее не учитывать, мы идем в одном направлении. Есть стратегия развития страны – и мы тоже в ней. Но должна быть своя специфика. Лично мое мнение: надо понимать, что стратегия развития города должна быть приурочена к такой дате, как 800-летие. И второй юбилей – 150 лет нашему великому земляку Алексею Максимовичу.
Да, сейчас у нас нет оформленных документов, где бы всё это было прописано. Наверное, такой документ должен появиться.
Кроме того, всё, что мы сейчас делаем к чемпионату мира – это колоссальная нагрузка на городской бюджет. Но мы это делаем осознанно, потому что – опять провожу параллели – проведение в Казани Универсиады помогло выстроить в городе все дороги. Это факт, я свидетель этого процесса. Там появилось огромное количество общежитий для студентов, потому что посетителям Универсиады надо было где-то жить. Там появилась спортивная инфраструктура.
В нашем случае проведение чемпионата мира приводит к наведению порядка в Канавинском районе, который самым чистым никогда не был, мягко говоря.
О своей работе
У бюджета города есть приоритеты. К сожалению, мы всё время вынуждены выбирать. У меня очень тяжелая работа. Первое время мне было крайне сложно, потому что все приходили и говорили – надо денег, причем у всех – всемирная катастрофа в разном масштабе! Каждый так говорил!
Раньше – с чужих слов, сама этого не застала – на благоустройство выделялись миллиарды. Сейчас – другие суммы. На думу мы выносили 5 миллионов на ливневую канализацию, миллион на отлов собак. Я всё это помню и знаю – каждый рубль я пропускала через себя! И поверьте, мы каждый рубль обсуждали.
Мы работаем с областным правительством. Лично свою роль я вижу в том, чтобы обосновывать затраты. Я не хочу сейчас давать какие-то другие комментарии. Должна быть работа! А проблемы здесь… ну, наверное, будут. Но работу эту надо вести – других вариантов у нас нет.
Один из упреков, который я раньше слышала: у власти города столько возможностей, и она их не использует. На сегодня мы получили дополнительных доходов – дополнительных, подчеркиваю! – около 700 миллионов рублей. Если точно – 669.
Откуда эти деньги? – подпоясались, вытащили с помощью антикризисной комиссии, заставили экономить, пересмотрели схемы. С благоустройством сейчас сложно – но большая часть допдоходов идет именно на эти цели. У нас нет вопроса: куда потратить? – это нам понятно. Сейчас вся администрация, каждый ищет у себя резервы.
В целом, проблем очень много. Я не предполагала, что их такое количество. Но я не приходила сюда работать волшебником! Главное, что произошло за это время – администрация начала эффективно расходовать средства.