Логика временщика

Сегодня в нашей рубрике «Муниципалы» представляем исполняющего обязанности генерального директора муниципального предприятия «Нижегородпассажиравтотранс» Дмитрия Цыганкова. Если точнее - это история о том, как внешне благими намерениями и разговорами об повышении эффективности муниципальному транспорту мостят дорогу прямиком сами знаете куда. 

Дмитрий Цыганков руководит муниципальным предприятием почти год, однако по-прежнему с уничижительной приставкой «и.о». Почему его не утверждают полноценным гендиректором? Наверное, потому что на этой должности люди долго не держатся. Либо сами уходят, либо их «уходят». Зачем же заниматься бесполезным делом, утверждая человека в должности генерального директора, если он, скорее всего, здесь долго не задержится? Пускай пока «и.о.» побегает…

ia

Цыганков приступил к работе на нынешнем посту 1 февраля 2016 года. До этого он возглавлял МУП «Кстовское ПАП», причем, вывел пассажирское автотранспортное предприятие в районе в разряд безубыточных. Именно за этот «подвиг» Цыганкова, похоже, и выдвинули на работу в областной центр в качестве волевого антикризисного менеджера. С подоплекой «сделай-ка нам безубыточное предприятие, как в Кстове». И Цыганков с ходу начал очередную оптимизацию автотранспортного предприятия.

Что такое оптимизация в самом общем виде? Правильно: увеличение доходов и сокращение расходов. Однако в хозяйстве Дмитрия Цыганкова пока не наблюдается прорывных улучшений.

Да, за 9 месяцев текущего года расходы МП «Нижегородпассажиравтотранс» сократились на 10,9% - до 1,5 млрд рублей. Однако и доходы предприятия за девять месяцев снизились на 3,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 1,6 млрд рублей. Снова поползла вверх «кредиторка» - кредиторская задолженность за девять месяцев 2016 года составила 842 млн рублей. Львиная доля – долг предприятия перед государственными бюджетными фондами – 543 млн рублей.

общественный транспорт (3)

ЦыганковДмитрий Цыганков:

- Это основной долг, который никак не удается оптимизировать. Задолженность по налогам и сборам – 130 млн рублей (из которых 103 млн рублей – НДФЛ еще за 2015 год). Убыток от производственной деятельности предприятия за 9 месяцев составил 163 миллиона рублей.

Итак, антикризисному менеджеру удалось оптимизировать «по мелочам» некоторые производственные показатели. Другое дело, что кардинальным образом изменить ситуацию на НПАТ пока не удалось. Некоторые скептики убеждены, что это невозможно в принципе. Соответственно, будущее крупнейшего муниципального предприятия выглядит очень расплывчато.

 

Недавняя история с отказом НПАТ от прогрессивной системы АСКОП и возврат к рулонам с отрывными билетами, по логике Цыганкова, - тоже часть плана оптимизации. Поначалу утверждалось, что это просто технический сбой, но теперь появилось новое объяснение: якобы таким образом экономится до 1,5 миллионов, которые прежде шли на обслуживание электронной системы. То, что АСКОП позволяет гораздо точнее и прозрачнее считать выручку, а бумажные билеты - это бездонная бочка теневых доходов, сегодня даже не обсуждается.

Временами Дмитрий Цыганков, напевая всё ту же песню об оптимизации, идет по самому легкому пути. Например, отработавшие свое автобусы тупо списываются в утиль. То есть количество муниципального автотранспорта на улицах Нижнего неуклонно сокращается, а Цыганков, между тем, рапортует о локальных успехах. Год назад на линии ежедневно выходило порядка 485 единиц подвижного состава. Сегодня – порядка 400. На 20 процентов меньше. Соответственно и экономия по всем показателям должна быть примерно на том же уровне. А у Дмитрия Цыганкова в отчете – другие цифры. Как минимум странно.

tsyigankov-belov

Отдельная тема – автобусы с газомоторным топливом, которое гораздо дешевле и экологичнее бензина. Сегодня в НПАТ работает 120 таких автобусов. Весной планируется приобрести еще 50 автобусов «на газу». Это шаги в верном направлении. Но…

Согласно комплексной транспортной схеме (КТС) на улицы Нижнего Новгорода должно ежедневно выходить как минимум 430 муниципальных автобусов. У Нижнего Новгорода на начало следующего года будет 225 автобусов, которые еще можно выпустить на линию, дабы быть уверенным, что машина доедет хотя бы до первого столба.

ГойхманАлексей Гойхман, председатель комиссии по транспорту и связи думы Нижнего Новгорода:

- Мы должный найти еще 200 автобусов, чтобы закрыть все рекомендации КТС. Тот подвижной состав, который сегодня имеется у НПАТ выгоднее списать и отправить в металлолом. В противном случае он будет приносить убытки, каким бы не был тариф. К сожалению, такой возможности нет, мы должны нести социальную нагрузку.

Ситуация усугубляется тем, что никто не отваживается делать капитальный ремонт отработавших свое автобусов. А если и отваживаются, то стоимость капитального ремонта выходит выше, чем стоимость нового автобуса. Тогда как троллейбусы и трамваи спокойно ремонтируют капитально и они еще бегают лет 12-15.

Как будет выходить из ситуации Дмитрий Цыганков - доподлинно неизвестно. Каких-то креативных путей выхода из системного транспортного кризиса, кроме очевидного списывания автобусов в утиль и сокращения таким образом производственных расходов, пока не наблюдается. Если идти именно таким способом, можно легко выйти на пресловутую безубыточность: нет автобусов – нет убытков.