Только в начале апреля этого года информагентство "Нижний сейчас" сообщало, что в Нижнем Новгороде шестеро молодых людей, обвиняемых в экстремизме, предстанут перед судом. Напомним, что по версии следствия, в июне 2015 года в нижегородской колонии 27-летний гражданин, осужденный за убийство двоих человек по мотивам расовой и национальной ненависти и отбывающий 25 лет лишения свободы, создал сообщество в социальной сети “Вконтакте”, через которое призывал расправляться с жителями РФ не русской национальности. Очень быстро он завербовал активных сторонников. Это дело демонстрирует, что этнические конфликты продолжают угрожать Нижегородскому региону. Опрошенные "Нижний сейчас" эксперты считают, что укрепление межконфессиональных отношений и национальных союзов должно быть системной работой власти. Потому что это не та сфера, в которой можно достичь успеха раз и навсегда. Почему Поволжье считали зоной риска этнических конфликтов даже исторически, и грозит ли нам сегодня европейский сценарий национально-религиозного противостояния? (Материал подготовлен в соавторстве с Мариной Булгаковой).
Около двух лет назад в Арзамасе был убит молодой человек из Азербайджана. И сразу после произошел межнациональный сход "стенка на стенку" с погромами магазинов. Еще за пару лет до этого в Арзамасе была зафиксирована драка с участием местного населения и эмигрантов из ближнего зарубежья, после которой Нижегородская область попала в рейтинг регионов с высокой межэтнической напряженностью.
А до этого СМИ периодически сообщали об актах вандализма на кладбищах Нижнего и области, в результате которых на еврейских надгробиях появлялась фашистская символика.
Много лет в Нижнем Новгороде в День ВДВ закрывается многонациональный Мытный рынок в районе Большой Покровской – на всякий случай, так сказать. Ведь в 2009 году в Канавинском районе, например, подрались десантники и представители кавказской национальности – и тогда в конфликте приняли участие более 100 человек.
Экономическая ситуация в странах ближнего зарубежья, относящихся к Средней Азии, в последние годы спровоцировала настоящий наплыв мигрантов, в том числе в Нижегородскую область. Местная криминальная хроника запестрила то сообщениями об избиении несчастных рабочих и уборщиков-мигрантов, то о случаях насилия с их стороны.
Сложность складывающейся ситуации подчеркнул случай в соседней Москве. Трагедия по-настоящему потрясла не только страну, но и мир: 29 февраля 2016 года в столице было совершено убийство Анастасии Мещеряковой — четырёхлетней девочки, и убила ее няня Гюльчехра Бобокулова, ухаживавшая за девочкой (у малышки при родах была поражена центральная нервная система) в течение трёх лет. Ужасающие своей садистской жестокостью подробности убийства получили широкую огласку: няня задушила девочку, потом отрезала ей голову кухонным ножом, и с этим трофеем в пакете спустилась в метро, предварительно устроив в доме пожар. В метро женщина сначала устроила молебен, а когда полиция попросила ее предъявить документы, начала кричать "Аллах Акбар!" и размахивать головой ребенка. Силовикам она пригрозила, что под одеждой прячет взрывное устройство. Гюльчехру Бобокулову удалось задержать, суд признал ее невменяемой и направил на принудительное лечение.
Еще в 2014 году нижегородский политолог Сергей Кочеров подчеркнул специфику времени: "Наши бизнесмены идут на такую хитрость: расселяют мигрантов по пустующим деревням под Нижним. Я бы сказал, что у нас с этим делом обстоят дела умеренно-напряженно. Но если вдруг появится повод, то горючего материала, чтобы искра переросла в пламя, у нас достаточно", - отметил он.
Так приходится ли сомневаться, насколько широка, глубока и архиважна проблема национально-религиозных отношений, и как дорого сохранение мира и добрососедства диаспор и конфессий?
ПЕРИОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В разное время разные руководители города и области демонстрировали свой, особенный подход к конфессиональному и национальному вопросу.
Возрождение православных храмов и монастырей в Нижегородском регионе, как известно, началось при активной поддержке губернатора Бориса Немцова. В сложные полунищие времена, когда регионы были брошены на самостоятельное выживание, молодым губернатором была реализована программа "Дороги и храмы". Были восстановлены 150 православных церквей и монастырей, включая Серафимо-Дивеевский, Саровский Успенский монастыри, Ярмарочный собор, а также немало мечетей и старообрядческих скитов. Немцов говорил, что "коль скоро власть (большевики и коммунисты) церкви разрушила, то власть же обязана была их восстановить". За восстановление православных святынь Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II наградил нижегородского губернатора Немцова Орденом Святого Даниила Московского I степени. Этим Орденом Немцов гордился больше, чем всеми остальными многочисленными наградами, орденами и медалями.
"Надо брать грейдер и сносить монастырь к чертовой матери!.." Как вы думаете, кто это сказал? Возможно, удивитесь, а кто-то помнит, но фраза принадлежит экс-мэру, ныне депутату Государственной Думы РФ от "Единой России" Нижнего Новгорода Вадиму Булавинову. В свое время он, как градоначальник, поддержал недовольство Епархиального управления РПЦ по поводу намерения Римско-католического прихода возвести в черте города католический монастырь. Несмотря на то, что настоятель католического прихода отец Марио изначально сообщил, что монахини Ордена кармелиток будут вести отшельническую жизнь в полном отказе от миссионерской деятельности.
Разумеется, конфессиям, общинам и диаспорам приходится подстраиваться не только под власть вообще, но и под смену конкретных ключевых фигур региональных органов.
Надо сказать, что партийно-советский "продукт" (член КПСС с 1971 по 1991 гг.) и "крепкий хозяйственник" бывший губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев посещал храмы и открыто содействовал запросам Епархии. Благо и он – строитель в своей основе характера и деятельности, и митрополит Георгий (Данилов) – деятельный строитель и, как его охарактеризовал один священнослужитель, "менеджер". Так что с хозяйственной точки зрения единство взглядов позволяло эффективно сосуществовать.
Более тонкую линию, идеологическую, выстраивал областной центр. При главе администрации города Олеге Кондрашове в 2011 году был создан Межконфессиональный консультативный совет, который собирался два раза в год, и на который приглашались руководители религиозных объединений, глава администрации, руководители администрации города, занимающиеся национальной и конфессиональной политикой, представители вузов и учреждений науки.
Надо отметить, что это произошло даже раньше, чем на федеральном уровне Указом президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года" и распоряжением правительства РФ 23 декабря 2015 г. № 2648-р были выделены специальные задачи муниципального уровня. Руководители муниципалитетов, согласно этим двум документам, несут персональную ответственность за экстремистские проявления и конфликты, возникающие на территориях под их управлением. Таким образом, было продемонстрировано, что Нижний Новгород – это город, в котором берегут как ментальную ценность содружество национальностей и конфессий.
Данная совещательная площадка, действительно, генерировала полезные социальные, культурные и просветительские проекты. Без особо масштабных, интернациональных, не замахиваясь на "диалог культур" — но и это было неплохо. Поскольку в этой теме, как в медицине, ключевой принцип "не навреди".
Зато именно Межконфессиональный консультативный совет при главе администрации города подошел к вопросу системно, разработав комплексный план мероприятий по развитию и укреплению межнациональных и межконфессиональных отношений в целях повышения уровня общественной безопасности на территории Нижнего Новгорода. В рамках этого плана конфессии разрабатывали мероприятия для акции "Мы — наследники Великой Победы" (диаспоры рассказывали о роли своих народов в Великой Отечественной войне, о подвигах дедов и прадедов) и организовывали фотовыставки "Один народ – одна Победа"; проводили конкурсы детского рисунка о разных странах, а в школах города – уроки национальной истории и культуры; благодаря Межконфессиональному консультативному совету был разработан туристический маршрут "Нижний Новгород – город согласия" по религиозным объектам мегаполиса; фестиваль национальных культур "Мы вместе!" (его постоянной площадкой стал многонациональный Канавинский район). Одним из крупнейших мероприятий плана стала научная городская конференция "Национальное единство и его роль в победе в Великой Отечественной войне" — участниками конференции стали представители региональных национально-культурных объединений, молодежных и ветеранских организаций, нижегородские школьники и студенты, и прочее, прочее. В те же годы состоялся и первый межконфессиональный весенний субботник – в Парке Победы.
Особо можно поставить в заслугу Кондрашову, что запросы диаспор и конфессий слышали, и в сложных случаях компромисс, чаще всего, находился.
Последующие главы администрации Нижнего Новгорода и главы города (Иван Карнилин, Сергей Белов, Елизавета Солонченко) эти важнейшими темами, к сожалению, уже не занимались. Впрочем, возможно, потому, что просто не успевали к ним прийти в короткий промежуток от своего назначения до увольнения.
Между тем автор этих строчек в общении с представителями диаспор и конфессий почувствовал, что им сейчас не хватает как минимум внимания. В адрес менеджеров от власти с их стороны звучат горькие нотки – они-то со своей стороны всегда готовы были протянуть руку дружбы... Где же он теперь, тот Межконфессиональный совет? Считается не нужным в данное время? Серьезно?
РИТОРИКА ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Долгое время и власть, и общество в Нижнем Новгороде и Нижегородском регионе гордились мирным сосуществованием различных этносов и конфессий.
Но даже самые простые общественные отношения диалектически развиваются. И было бы странно ожидать, что такая тонкая и щепетильная сфера как межконфессиональные и межнациональные взаимоотношения останется зацементированной в виде красивой духовной ценности и не должна будет отвечать на новые вызовы и запросы.
Со сменой в регионе руководства ситуация несколько изменилась.
Год с небольшим назад Нижегородской епархии было отказано в предоставлении участка под строительство часовни в парке "Дубки". Речь шла о небольшом участке, всего в 10 соток, однако жители считали, что это изменит назначение парка, единственного в загазованном Ленинском районе. На митинг собралось более 800 человек.
"Моя принципиальная позиция заключается в том, что общественные пространства должны создаваться в соответствии с желаниями и потребностями жителей города", –заявил тогда мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов.
В этом году в январе и феврале общественность снова выступила против очередных претензий Епархии на общественное пространство. На этот раз под интересы духовенства попал не парк, но сквер. И в этот раз риторика прозвучала конфликтная, разделяющая общество и религиозные организации. Депутат Законодательного Собрания Нижегородской области Владимир Солдатенков назвал выступление инициативной группы "бесовщиной" и поставил вопрос к собравшимся: "Вы за или против православия?" Видимо, умудренный политическими играми депутат решил запутать простодушных, далеких от вербальных технологий манипулирования горожан. Но надо сказать, что это было слишком очевидно. Кроме того, представители администрации были открыто лояльны к группе защитников храма и совершенно нетерпимы к противникам, обещая вызвать полицию и удалить их из зала, где проходили общественные обсуждения судьбы сквера.
Но что самое плохое: это грубое и пренебрежительное отношение власти дало "зеленый свет" и открытой агрессии между горожанами. Инициативную группу жителей, выступавших в защиту зеленого сквера, группа "противников" обозвала "мелюзгой", с которой не нужно обсуждать вопросы по строительству храма, а их действия в защиту сквера назвали "провокацией". Хотя, по логике событий, люди, одобряющие действия власти, обсуждать ее действия обычно сами не ходят и экспрессивно себя не ведут.
Стоит отметить, что Общественная палата Нижнего Новгорода обратилась к администрации с призывом не строить церковь в сквере на улице Прыгунова.
Поддерживают автозаводцев в отстаивании сквера и градозащитники. Председатель союза попечительских советов парков Нижнего Новгорода Мария Попова напомнила в интервью журналистам, что "функции у религиозного объекта и рекреационной территории разные".
Но прокомментировавший для "Нижний Сейчас" этот вопрос от лица Епархиального управления пресс-секретарь Правящего архиерея Нижегородской епархии Алексий Пестрецов подчеркнул, что "Епархия ничего не продавливает и ни на чем настаивает".
Алексий Пестрецов:
– Это очень важный момент, и мы всем об этом говорим. Но нас плохо слышат. Не мы указываем, какой хотим участок, а нам дают, нам предоставляют. Мы обращаемся и просим у власти территории не потому, что это нужно Епархии, а потому, что этого хотят жители. Они говорят, что хотели бы иметь храм ближе к дому в той или иной местности. И потом Епархия обращается к администрации. Епархия не имеет возможности выбирать. Мы же не знаем, где какие у города планы. Мы говорим, что в этом районе жители хотят в этом месте храм. А уже власть нам предлагает те или иные участки, и мы их принимаем.
Власть может и не выделить, если у города или большинства жителей в этом месте другие планы. В ситуации с парком "Дубки" люди выступили против, собралась достаточно большая инициативная группа. Городская администрация их поддержала, значит, такое решение есть.
Алексий Пестрецов отметил, что никаких разногласий с региональной и муниципальной властью спорные территории не вызвали и не могут вызвать.
– Конечно, продолжается хорошее взаимоотношение и общение. Без общения, без совместной работы невозможно решать вопросы, которыми мы занимаемся. Ведь мы вместе работаем и в сфере образования и в сфере медицины. У нас есть православные школы, православные гимназии. Они работают по государственным стандартам. Мы готовим сестер милосердия для паллиативного ухода в государственных больницах. И эта работа невозможна без взаимодействия с профильными министерствами и отделами.
Между тем, по скверу Прыгунова мэр пока не сказал своего слова, возможно, пытаясь выждать ясности ситуации.
И самый свежий пример – это спор на территории квартала церкви Трех Святителей в улицах Короленко–Славянская–Студеная. Этот место - особенное в современном движении в защиту исторической среды. В прошлом году в рамках масштабного общероссийского проекта "ТомСойерФест" градозащитники и добровольцы привели в порядок (очистили, покрасили, сделали подготовительный ремонт для последующей реставрации) несколько старинных деревянных домов ценной застройки, входящих в так называемую историческую территорию доминантной застройки по принципу "дорога к храму". Дома, выявленные как объекты культурного наследия (ОКН) по согласованию с мэрией законсервированы до поиска инвестора, готового их отреставрировать и использовать. Центральным возвышающим и организующим пространство объектом здесь является церковь Трех Святителей. И территория интереса и ценна, как обращает внимание историк и градозащитник Станислав Дмитриевский, именно как образец исторической застройки в едином стиле, объединенная единым философским смыслом. Любая стройка с иной планировкой, иным стилем и большей высотой убьет эту зону как памятник.
Станислав Дмитриевский:
– Это традиционная для русских городов композиция: доминанта (объем церкви), замыкающая глубинную перспективу (ул. Славянская). Дом № 2 оформляет правую сторону створы этой перспективы с наиболее видовой точки (со стороны перекрестка со Студеной). Его утрата или замена на более высокий объем или просто на новодел из другого материала повлечет неизбежный распад композиции исторической улицы и церковной площади.
В настоящий момент, как сообщил "Нижний Сейчас" градозащитник Станислав Дмитриевский, Епархия подала в Управление государственной охраны объектов культурного наследия письмо с просьбой согласовать снос здания. Общественники подали повторное заявление о выявлении дома в качестве памятника архитектуры.
Конечно, для рядовой паствы поступки православных священников, и Владыки тем более, не подлежат обсуждению. Но обрести новых воцерковленных из числа критически мыслящих почти невозможно без мягкой, мудрой и деликатной работы.
"Не хочется с митрополитом ругаться" – так примерно отвечают градозащитникам (т.е. общественности) в Управлении охраны памятников. Не надо ругаться, этого во вменяемом обществе никто и никогда не просит. Примечательно, что светские объекты ОКН и общественные пространства отдают под облегчающим предлогом "у церкви есть деньги, у бюджета нет".
Как объяснить эту двоякую позицию администрации города? То с открытым противоречием намерениям Епархии, то с самоустранением из конфликтной ситуации? В любом случае, такая позиция не вносит ясности и мира в отношения православных и религиозно нейтральных горожан. Возможно, требуется трехсторонняя встреча – и, возможно, не одна – для поиска консенсуса, с рассмотрением исторической ретроспективы, с планом города и парков, с обсуждением бюджетных возможностей. Но в любом случае – с инициированием конструктивного, доброжелательного диалога, который помог бы не множить противостояние горожан и РПЦ. Потому что там, где нет ясности в отношениях власти и народа даже с представителями преобладающей религии, на отношения с другими конфессиями ни сил, ни времени не хватит тем более.
А меж тем мы только за последние пару лет наблюдали в Нижнем Новгороде процессы над Тагиром Хасановым, которого обвиняли в пособничестве террористам, а потом над Висамом Аль-Тбахи Мохамедом Фархатом, выдворенным в итоге из страны (Висам Фархат выступал свидетелем защиты по делу Тагира Хасанова). Так опасно ли самоустранение от работы с конфессиями в условиях ежегодного роста количества мигрантов в регионе?
СУББОТНИК ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ, НО НЕ ЕДИНСТВЕННЫЙ…
Мэра Владимира Панова мы видели раз на рождественской встрече на нижегородской Ярмарке с многодетными и малообеспеченными семьями (семьи собрала Епархия), видели его возлагающим цветы к памятнику святому князю Георгию Всеволодовичу и епископу Симону Суздальскому в День народного единства. Это, в общем-то, все околорелигиозные мероприятия с его участием в публичной плоскости.
Более активен в своей поддержке православных традиций губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. В январе 2018 года он принял участие в Крещенских купаниях на Щелоковском хуторе. Буквально на днях присутствовал на освящении центрального купола нового храма в честь святого благоверного князя Георгия Всеволодовича на Автозаводе. В День народного единства встречался с представителями основных конфессий. И, конечно, глава региона держит руку на пульсе темы развития паломническо-туристического кластера "Арзамас-Дивеево-Саров" – проекта грандиозного и важного. К примеру, уже 29 марта 2019 года стало известно, проект поддержан федеральным правительством. Документ уже опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. "Согласно тексту распоряжения, реализация утвержденного перечня мероприятия будет считаться приоритетной задачей общегосударственного значения, - пишет сайт правительства Нижегородского региона. - Финансирование мероприятий будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Федеральным органам исполнительной власти, участвующим в реализации мероприятий, предписано совместно с Минфином России и Минэкономразвития России при формировании проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий в приоритетном порядке при условии своевременного предоставления правительством Нижегородской области необходимой документации и обосновывающих материалов". Деньги, турпоток, укрепление православных традиций – размах солидный.
Получается, что пока глава Нижнего Новгорода Владимир Панов либо противоречит церкви, либо уклоняется от открытой ее поддержки, глава региона Глеб Никитин единственный ведет работу по укреплению связей с РПЦ. Глав конфессий с днем рождения, кстати, тоже не забывает поздравить лично. Хотя, напомним, по закону, межконфессиональный мир и благодать должны быть под контролем и попечением именно МСУ.
Представители иных конфессий только чувствуют себя, наверное, довольно сиротливо, что в атмосфере молчания со стороны администрации областного центра, что в кипучей деятельности правительства региона, вектор которой имеет все же основную направленность на православие.
Автору этих строк несколько лет назад довелось совместно с администрацией города делать информационный проект в еженедельнике "Нижегородский рабочий" о жизни всех официальных конфессий в Нижнем Новгороде, в первую очередь традиционных авраамических религий (ведущих начало от праотца верующих Авраама: иудаизм, христианство и ислам – религий единого происхождения, о чем подчас забывают и рождается религиозное недоверие).
Общение с настоятелями храмов, с руководителями религиозных общин – незабываемое удовольствие и интересная работа. Каждая из конфессий и диаспор вносит свой вклад в мирное сосуществование во многонациональном городе. И равновесие в Нижегородском крае, безусловно, есть. Но оно может нарушаться далеко не только попытками открытого экстремизма. Исподволь может сеять противостояние даже не только ксенофобская, но и просто экспрессивная риторика.
С 5 апреля в Нижнем Новгороде стартовал месячник по благоустройству, на улицы и во дворы выходят на субботники добровольцы. Состоится и межконфессиональный субботник, тот, что был забыт на несколько лет. Но, повторимся, субботником важная политическая, идеологическая работа в городе с представителями религиозных органов ограничиваться не должна. В конце концов, это и выглядит двусмысленно: поработали, помогли мусор убрать – а теперь "давай, до свидания", до следующей уборки через год. Мирно ли пройдет этот год? Остается молиться.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Уникальность Нижегородского региона как многонационального содружества конфессий привлекает внимание ученых. Только в Нижнем Новгороде живет, кроме русских, еще около 100 национальностей и представлены ведущие конфессии.
Впрочем, о содружестве пишут не все. У некоторых звучат весьма грозные пророчества о Поволжье как о точке цивилизационного разлома.
В 1993 году социальный философ и политолог Сэмюэл Хантингтон опубликовал историко-философский трактат "Столкновение цивилизаций". В 1996 году работа вышла отдельной книгой.
По мнению Хантингтона, в современном мире "…основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Наиболее важные границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. […]
Различия в культуре или религии порождают разногласия по широкому кругу политических вопросов, будь то права человека или эмиграция, коммерция или экология".
Как пишет Хантингтон, цивилизационная идентичность станет играть все более важную роль в будущем и будет нарастать конфликт между западной цивилизацией и остальным миром.
Автор считает, что одной из проблемных территорий и зоной столкновения цивилизаций является Поволжье – место средоточия национальных культур. При этом, по его мнению, межцивилизационный разлом определяют два процесса. Во-первых, противостояние универсальных западных ценностей и национальных идентичностей. А с другой стороны: православно-славянской и мусульманской цивилизаций.
Несмотря на то, что с 1993 года новейшая история подтвердила целый ряд негативных прогнозов Хантингтона, далеко не все согласились с его теорией. А к примеру американский теоретик культуры Эдвард Саид, известный своей жесткой критикой западных воззрений на Восток, назвал тезис о столкновении цивилизаций примером "чистого коварного расизма"...
Между тем, доминирующим, по крайней мере, на официальном уровне, в России является совсем иной взгляд на территорию многонационального Поволжья.
Доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений и политологии НГЛУ Сергей Устинкин апеллирует к теории взаимоотношений культур заместителя директора Института этнологии и антропологии РАН, единственного в истории министра по делам национальностей РФ (в 2001–2004 гг.),члена Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Владимира Зорина.
Зорин, работавший некоторое время в Нижегородской области в качестве главного федерального инспектора и в должности заместителя полномочного представителя Президента РФ в ПФО, отмечал уникальность Нижегородской области. Она выражается в том, что являясь одним из самых многонациональных субъектов федерации, регион известен своим добрососедством разных народов и конфессий, отсутствием конфликтов на национально-религиозной почве даже в селах этнически смешанного проживания.
Сергей Устинкин:
– Тема эта очень актуальная. Руку надо держать на пульсе. И в этой сфере не хватает специалистов. Хэнингтон считает, что здесь у нас в Поволжье в ближайшем будущем начнутся межцивилизационные этнические и религиозные конфликты.Я считаю, что он не совсем прав. Но объективные причины, безусловно, существуют.
Тем более миграция происходит во всем мире, переселение народов. В Европу – из Африки и Азии, у нас больше из стран СНГ, потому что многие знают русский язык. И друг друга мы, как жившие в одной стране, знаем лучше. У нас общее прошлое, и, я надеюсь, общее будущее. Поэтому с Хантингтоном можно не согласиться.
В этом плане мы разделяем точку зрения Зорина. Он, наоборот, считает, что наша территория – это зона сотрудничества и многовековой дружбы и мы в целом успешно противостоим новым вызовам и угрозам. Ну, а вызовы четко сформированы в "Стратегии национальной безопасности до 2020 года".
Россией накоплен многовековой опыт сотрудничества в сфере национальностей и этот опыт недооценен. Несмотря на то, что СССР распался, опыт такого сотрудничества сохранился. После того, как острые очаги были жестко пресечены, создана достаточно спокойная в целом ситуация, которая, тем не менее, может обостриться".
Нижегородский ученый, специалист в сфере межэтнических отношений, "государственник" по своим взглядам, уверен, что "враги России" стремятся использовать многонациональность страны как "слабость":
– Если говорить о внутренних угрозах – это попытка дестабилизировать Российскую Федерацию. У нас многонациональное государство, и наши враги считают, что это слабость и пытаются многоконфессиональность использовать, стравив народы между собой и подорвав нашу национальную безопасность и единство. А на самом деле опыт надо изучить, и он бы еще мог пригодиться им же на Западе.
Устинкин считает, что особое внимание органы власти, школа и вузы должны уделять интернациональному воспитанию молодежи, контролировать любые зачатки экстремизма. Именно так можно противостоять попыткам дестабилизации со стороны Запада и "оранжевым революциям". XX век, как отмечает ученый, был веком движения масс, а XXI век – век элит.
– Элиту покупают, не обязательно деньгами. Работой, должностями, престижем обучения в ведущих центрах. Молодежь становится англоманами, впитывает западные ценности. Или вы однозначно считаете, что Советский Союз тоже был обречен на распад? Да нет. Если бы этих внешних воздействий не было, всех известных сейчас технологий цветных революций, возможно и не распался бы.
Ученый НГЛУ считает "серьезнейшим геополитическим поражением" то, что не удалось сохранить Украину мирной, нейтральной, хорошо к относящейся к России:
– Мы-то как раз, наоборот, хотели Украину сохранить нейтральной, дружественной. Много для нее делали. Так не получилось, к сожалению. Плохо опять-таки с кадрами работали.
Теперь она враждебна. Чем это закончится? Может быть тем, что ее просто разорвут на части? Повернуть в ближайшее время вряд ли что-то удастся. Даже если мы введем туда войска, надо будем восстанавливать, деньги давать.
История не терпит сослагательных наклонений. СССР не восстановить. Но если так ставить вопрос, то надо спрашивать, стоит ли воссоздавать единое многонациональное государство. Или России надо самой встать на колени, а потом они сами к нам придут проситься: возьмите нас обратно? Или нам лучше иметь эти государства, которые стремятся к нам, с нами торгуют и нейтральный статус с военной точки зрения имеют?
На самом деле Россия всех кормила. И если воссоединять, надо посчитать, зачем это нам надо. То есть, как выразился недавно один блогер – заслужить российскую оккупацию надо еще постараться. Не всем дано. Нет, ну а что, вы не согласны? Когда мы приходим, помогаем. Даже в Сирии. Гуманитарная помощь. У нас там есть свои интересы, но мы же действительно помогаем. Афганистан. Сколько мы там настроили, они сейчас сами это признают.
Запад дает меньше, но как-то более эффективно вкладывает. Они работают с элитами. Целенаправленно. Купят десяток человек. А мы так сказать, для народа все стараемся. Вкладываем, строим. Мы в этом плане ведем такую политику, имперскую. Имперский народ – мы больше отдаем, чем получаем. Сейчас мы от этого отказались, и имеем то, что имеем...
К словам доктора наук можно добавить немало фактических реплик, в частности о том, что имперские амбиции сильно падают в цене, если посмотреть на рейтинги стран по уровню и продолжительности жизни, находящемуся в прямой зависимости от качества жизни, уровня здравоохранения и социальной защиты. Из всех 15 бывших республик по продолжительности жизни ниже России в рейтинге только 5: Молдова, Кыргызтан Казахстан, Таджикистан и Туркменистан.
Однако в том, что работа с молодежью должна быть на острие национальных тем, трудно не согласиться. Вопрос, какой она должна быть. Очевидно, что у молодежи этнических и конфессиональных групп нет большого стремления почитать "имперскость России". На такой политике эффект от интернационалистической работы будет обратным. Опора же на духовность религий далеко не всех активных молодых устроит в качестве основного принципа дружбы народов.
Возможно, влияет и оскомина от информационных вбросов-"пугалок" в стиле живучего фейка – "Плана Даллеса по развалу СССР через моральное разложение молодежи".
Сергей Устинкин сетует, что, к примеру, в дружелюбной Беларуси растут "националистические настроения", которыми он считает, в частности, то, что на белорусском языке стало больше вывесок, чем на русском. Напомним, что это другое государство. Что говорить тогда об отношении официально-провластной точки зрения (каковыми можно назвать взгляды Сергея Устинкина) на, к примеру, подобное желание национальных республик в составе РФ больше изучать национальный язык и культуру? Вряд ли можно понимать под цивилизационным и культурным самоопределением национальных меньшинств "столкновение цивилизаций".
У менее официально-прогосударственной науки взгляды несколько иные. Этнограф, историк, доктор филологических наук Николай Морохин так же считает, что вековая дружба народов многонационального Поволжья – это великое достояние, которое надо беречь и поддерживать. Только вот основы дружбы называет иные. Не за счет управления сверху великой Россией, а за счет собственного потенциала духовности и миролюбия каждого народа. Этнограф, проводящий большую часть жизни в полевой работе в автохтонных территориях разных народностей, полушутя говорит, что "идеальный русский – это тот, который приезжает в любую республику РФ и говорит на местном языке".
Его знание национальных менталитетов, проникновение как этнографа в культурную ткань различных поволжских народностей, уважение и интерес к ним, возможно, дают ему основание гораздо меньше опасаться угроз национальных конфликтов, чем у представителей доминантной позиции России, которые видят опасность "столкновения цивилизаций" в большей самостоятельности национальных республик и автохтоний.
Николай Морохин:
– Мне кажется, что у нас в области, действительно, нормальное, если хотите, очень хорошее даже отношение людей к людям других национальностей. Это сложилось. У нас никто не держит ни на кого зла. У нас нет в области точек, где могут произойти серьезные межнациональные разногласия.
Мы должны всегда различать автохтонии и этносы, которые присутствуют в виде диаспор в городах. Мне как-то ближе и понятней то, что происходит в сельской местности. В сельской местности происходит все хорошо, гармонично, спокойно.
Я в последние годы бывал и в мордовских селах, и в марийских, и в татарских. Нет у нас ничего такого, что заставляло бы волноваться.
Это колоссальная ценность, которую мы получили от наших предков. Это формировалось веками. Ну, начнем с того, что у России совершенно особая история отношения русских с соседними восточными народами. Для чего завоевываются чужие земли? Ну, в Европе было нормально свергнуть какую-то власть, находящуюся на другой чужой территории. Что дальше делать? Или вырезать туземцев или заставлять их на себя работать, обязательно обращать их в свою веру. У нас же этого не было. С момента, когда идея ликвидировать Казанское ханство овладела Иваном Грозным. Он боролся с Казанью как с политическим противником, но он не боролся ни с татарами, ни с исламом. Я могу назвать историка из Йошкар-Олы, русского на национальности, Александра Бахтина. Он поднял большое количество документов этого времени и с удивлением убедился, что положение русского крепостного крестьянства было куда печальнее, чем положении тех этносов, которые оказались в соседях у русских. Чиновникам было строго-настрого наказано, что они не должны чинить никакой несправедливости в отношении нерусского населения и должны прислушиваться к его просьбам. Известно, что чиновники, которые пытались делать что-то иное, были жестоко наказаны. А у Ивана Грозного была хорошая фантазия на этот счет. Дальше Россия продвигалась на восток и абсолютно так же относилась к другим народам, которые оказывались под ее властью.
Я несколько лет назад познакомился в Тобольске с художником Минсалимом Тимергазеевым. Он мне начал рассказывать татарскую версию того, как Россия продвигалась на восток. А Ермак, сказал он, он вообще-то был татарин. И все радовались, что он появился здесь и установил справедливые порядки по сравнению с тем, что было у хана Едыгера (тайбугинский мурза Сибири, правитель Сибирского ханства в 1552-1563 гг. – Прим. ред). Я не верю в то, что Ермак был татарином. Но я верю, что приход "белого царя", так называли московского властителя, не вызвал никакой серьезной неприязни. Сменились чиновники, сменилась власть, но жить как-то стало надежнее. Это генеральная линия, которую мы можем ощутить.
Последнее, что было в нашей истории, относимое к национальным конфликтам, в нашей Нижегородской области, это события, которые произошли в 10-х годах XIX века в Сарлее. Проповеди Кузьмы Алексеева, который стал обращать в свой вариант мордовской национальной религии, причем призывал ждать конца света. Это было воспринято как проявление своего рода мордовского национально-освободительного движения. Больше ничего там мы и не наблюдали серьезного.
Если брать более ранние времена, XVIII век, вспомним нижегородского епископа Дмитрия Сеченова, который пытался вырубать священные деревья мордвы на кладбищах, в священных рощах. И после этого он с трудом унес ноги из мордовских сел. Его просто прятали, чтобы местные жители его не растерзали. Ну, наверное, с такими вещами и не следует так уж конкретно лезть в чужие села?
И я еще одну фигуру сейчас вспомнил. Это профессор Михаил Иванович Сумгин, который два года (с весны 1917 года по весну 1919-го) был нижегородским губернским комиссаром, назначенный Временным Правительством. Был мордвин по национальности. Эсэр. Человек, который сумел так выстроить политическую ситуацию внутри Нижегородской губернии, что у нас практически был и межнациональный мир и не было серьезных восстаний в губернии в этот сложнейший период, когда нас окружали мятежи.
Это наше благо и это наше счастье, что вокруг нас были такие народы, и у нас сложились такие отношения.
Этот ценный внутренний импульс народностей Поволжья к добрым отношениям со старшим братом – Россией – Николай Морохин иллюстрирует примером созданного несколько лет назад в Тоншаевском районе сообщества людей во главе с Юрием Юсуповым. Эта официально зарегистрированная конфессиональная организация людей, придерживающихся марийской традиционной религии.
– Туда приезжали ключевые иерархи марийских традиционных религий, проводили там моления. Раньше у нас этого в области, конечно, не было. И там все складывается достаточно гармоничным и правильным образом. Кому надо, идут на такие моления, если православные – идут в храм. Между ними совершенно четко нет никаких противоречий и никакой борьбы.
Мне случалось общаться с Александром Таныгиным, верховным жрецом марийской традиционной религии. Он никогда не настраивает людей как-то негативно относиться к другим конфессиям к другим верам. Более того, он всегда призывает сотрудничать, дружить. Это человек, который все свои силы использует для того, чтобы марийцы не просто чувствовали свою этническую идентичность и свою конфессиональную идентичность, но чтобы они непременно дружили и жили в гармонии с русскими. Я несколько раз слушал его беседы с местными жителями, это просто превосходно выглядит.
Однако сложнее, как скромно замечает ученый-этнограф, бывает национально-культурным автономиям внутри городов и мегаполисов РФ. И здесь совсем не так выглядят бравурные отчеты о поддержке этно-культурных объединений. Можно говорить, если не о желании власти их прикрыть для спокойствия, то об отсутствии интереса в них точно.
В офисном помещении Морохина несколько лет действовала марийская национально-культурная автономия. Здесь находился ее юридический адрес. Но Николай Морохин объясняет, почему ее пришлось к общему огорчению, закрыть:
– А закрыли потому, что наша власть замучила этих людей отчетами. Несмотря на то, что это было НКО и люди не брали ни копейки у государства, они вынуждены были каждый месяц бегать с отчетами аж в 4 организации. При этом еще постоянно меняются правила и формы, какие она должна сдавать. В итоге не получив от власти ни копейки, эта автономия несколько раз нарывалась на существенные штрафы.
Это к вопросу о том, как работают с людьми, которые не берут деньги на то, чтобы легально, спокойно общаться.
Нижегородские марийцы собирались в библиотеках, в каких-то столовых для того, чтобы отметить свой праздник. К нам сюда приезжали всякие видные марийские деятели. Руководители "Всемарийского Совета Мер-Канаш", марийские художники, музыканты…
Живя здесь в большом городе в условиях диаспоры, в отрыве от своего языка, люди просто годами вынуждены делать вид, что они русские. Но на душе есть некое томление. И хочется попеть песни и поговорить на родном языке… Закрыли это марийское объединение в прошлом году.
Очень вероятно, что нижегородские марийцы лишись для себя чего-то ключевого в духовном отношении, важной связи со своим народом.
Но было бы наивно ожидать от "сильной руки" авторитарного государства деликатности и тонкой чувствительности к небольшому сообществу людей, тоскующих по родовым корням. На фоне проектов затопления в очередной раз (низконапорная плотина под Балахной) родовых территорий на Волге, обжитых веками и поколениями, о такой "мелочи", как обида сотни-другой марийцев, кажется, никто во власти и не задумался. А что касается затоплений водохранилищами и уничтожения коренных территорий, то эта страница индустриализации СССР обернулась, как известно, социальной трагедией с отдалёнными социально-психологическими последствиями.
И сегодня для нас главное – не повторять ошибок прежних режимов в вопросах внимания и уважения к идентичности традиций и верований наших добрых соседей.
Основное фото: Нижегородская епархия