Редакция «Нижнего сейчас» продолжает держать на контроле ситуацию с беспрецедентным решением арбитражного суда «облегчить» счета кулебакской компании «Русполимет» аж на 855 миллионов рублей. Эти деньги, напомним, «Русполимет» должен отдать бывшим владельцам кулебакских металлургических предприятий КМЗ и ККПЗ за якобы упущенную выгоду при продаже акций этих заводов холдингу Виктора Клочая «Мотор-инвест».
Если бы мы могли вернуться в недалекий еще 2004 год и сообщить любому рядовому жителю Кулебак, что за местные заводы разгорится судебная война ценою в миллиарды, нас бы тут же отправили провериться к психиатру! К началу 2000-х Кулебаки стали едва ли не главной головной болью областной власти, практически превратившись в депрессивный город-банкрот. Тем не менее, после перехода КМЗ и ККПЗ под контроль Клочая и создания на их основе «Русполимета» кулебакский металлургический узел довольно быстро превратился в объект зависти прежних хозяев (об этих господах мы уже писали довольно подробно). Сейчас они празднуют победу в суде, но в «Русполимете» уверены, что это решение будет обжаловано – апелляцию рассмотрят уже в апреле.
У нас же сегодня есть уникальная возможность вспомнить, какими были кулебакские градообразующие предприятия еще каких-то 13 – 14 лет назад. Не все участники тех событий готовы сегодня называть свои имена, что лишний раз говорит: срок давности по некоторым делам и поступкам еще нельзя считать истекшим.
«Чемодан без ручки»
Первая половина 2000-х годов – время достаточно жесткого политического противостояния в Нижегородской области. Однако и в региональной администрации под руководством Геннадия Ходырева, и в аппарате полпреда Сергея Кириенко сходились в одном: Кулебаки нужно спасать. Местные градообразующие заводы превратились в пресловутый чемодан без ручки: и бросить нельзя, и тащить сложно.
Валерий Цыбанев, генеральный директор Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей:
- Плачевное было состояние, если коротко говорить. Особенно плохо чувствовал себя Кулебакский металлургический завод. Старое оборудование XIX века, ужасные условия труда, некачественная продукция – допуски швеллеров до сантиметра доходили! Кулебакский кольцепрокатный – там было чуть лучше, но и там финансовое состояние завода было очень низкое, естественно, запасные части, расходные материалы купить не могли, рынок сузился. Численность работающих на обоих заводах была сокращена… точно не помню, но раза в четыре точно! Естественно, и весь район находился в бедственном положении, поскольку это моногород, и всё зависело от этого завода.
Виктор Клочай к тому времени получил известность как эффективный руководитель сразу двух автомобильных предприятий «Северстали» - УАЗа и ЗМЗ. Он рассказывал журналистам, что фактически вынужден «жить в самолете», но эти усилия были вознаграждены: и Ульяновский автомобильный, и Заволжский моторный заводы удалось вытащить из кризиса за достаточно короткий срок.
Это произвело впечатление на губернатора Нижегородской области Геннадия Ходырева. Первое предложение от главы региона обратить внимание на Кулебаки прозвучало после одного из совещаний в Заволжье. Сначала Ходырев попытался через Клочая заинтересовать холдинг «Северсталь», а затем уже обратился лично к гендиректору ЗМЗ.
Геннадий Ходырев, губернатор Нижегородской области в 2001 – 2005 гг. (из интервью газете «Совершенно секретно», 2009 год):
- Мы с надеждой смотрели на Клочая. В нем сошлись все необходимые составляющие: опыт металлурга, прекрасные качества менеджера и обладание необходимыми финансовыми средствами. Мы знали, что бизнес Клочая – вне криминала. А это, согласитесь, многое значит.
Ходырев не случайно говорил о криминале: репутация братьев Мулиных, владевших кулебакскими заводами, на тот момент была далека от идеальной. Сергей, старший брат, вынужден был даже скрываться от следствия за границей, поскольку подозревался в растрате товарного кредита из государственного резерва.
В Кулебаках никогда не ощущали особого внимания к заводам (и району в целом) со стороны Мулиных.
- Я думаю, они в большей степени, как это называется, зарабатывали на убытках. Придумывали разные толлинговые, давальческие схемы – и на этих схемах зарабатывали, отмывали деньги. Это когда сырье закупается по большой цене, возникают откаты, продукция продается через торговый дом, как правило, и здесь цена, напротив, занижается.
Ну, я встречался с ними, но какой-то активности не было, конечно. Участия в делах района, как, например, сегодня у Клочая, вообще не было.
Сергей Чернышов, глава администрации Кулебакского района в 1994 - 2001 гг. (интервью программе "Время зарабатывать"):
- Иллюзии тех, кто сегодня рассчитывает вернуться к руководству и распределению долей этого завода, - они абсурдны! По одной-единственной причине: мы их видели здесь, и они ничего не сделали для города и района! Чудес не бывает!
Покупка
Первоначально Клочай ответил на предложение «посмотреть на Кулебаки» уклончиво, но всё же приехал на предприятия, чтобы составить личное впечатление. Относительно сносное впечатление оставил только кольцепрокатный завод (ККПЗ), но и здесь для оценки перспектив потребовалась детальная экспертиза. Кроме того, Виктор Клочай консультировался с руководителями всех органов власти региона – и заместитель полпреда Сергей Обозов, и глава Заксобрания Евгений Люлин практически слово в слово повторяли слова Ходырева о необходимости спасать кулебакские заводы.
Конечно, наивно предполагать, что грамотный бизнесмен Клочай поддался только лишь на уговоры властей взять кулебакский металлургический комплекс в качестве «соцнагрузки». По всей видимости, экспертные выводы позволили предположить, что при радикальной реорганизации кризисные предприятия всё же можно восстановить. К работе по оценке ситуации на КМЗ и ККПЗ привлекалась консалтинговая компания, которая прежде помогла Клочаю разобраться с положением дел на Заволжском моторном заводе.
После принятия принципиального решения о покупке акций КМЗ и ККПЗ Клочай привлек к этой работе известных московских специалистов из адвокатского бюро Ильи Лифшица. Покупателем акций планировалось ООО «Мотор-инвест», принадлежащее Виктору Клочаю. Сама сделка в марте 2004 года была полностью согласована с теруправлением Министерства России по антимонопольной политике – эту работу, как и подготовку договоров купли-продажи, провели столичные адвокаты.
В итоге «Мотор-инвесту» достались 100% акций КМЗ и 80,25% - ККПЗ, находившиеся в тот момент в свободной продаже. Как они оказались на рынке – история отдельная, но результаты сделки с «Мотор-инвестом» не вызвали никаких нареканий контролирующих органов.
Ну, и конечно, в Белом доме нижегородского кремля после смены хозяина кулебакских заводов выдохнули с облегчением – еще одной проблемой меньше. Так тогда казалось…
Создание «Русполимета»
Кулебакский металлургический и Кулебакский кольцепрокатный заводы, в свое время искусственно разделенные на два ОАО, после прихода «Мотор-инвеста» снова были объединены. Новое предприятие получило название «Русполимет».
Сказать, что дальнейшая история градообразующих заводов Кулебак – безоблачная «дорога вверх», значило бы серьезно покривить против истины. Практически с момента прихода в Кулебаки нового собственника старые хозяева предпринимали попытки вернуть контроль над заводами себе. В конце 2004 года была предотвращена попытка силового захвата предприятия. Руководство области поддержало в этом споре «сегодняшнего собственника» компании. Губернатор Ходырев провел совещание с руководителями силовых органов, на котором было принято решение защищать завод от «бесчестных внешних посягательств».
Затем были гонцы лично к Клочаю. Они называли себя представителями крупных российских компаний, имеющих свои виды на кулебакский завод. Действовали напористо, призывали нового владельца завода отказаться от покупки.
Самое интересное – Виктор Клочай в тот момент был даже не против! Как сообщают «Нижнему сейчас» источники, знакомые с этой ситуацией изнутри, новый собственник завода готов был отказаться от приобретенного пакета акций в обмен на сумму, потраченную на покупку. Возможно, вся эта нехорошая возня вокруг прав собственности добавила сомнений Клочаю, особенно с учетом того, что это приобретение изначально было очень проблемным.
Но в итоге «Русполимет» взял курс на оздоровление – и это косвенное свидетельство того, что адекватных отступных гонцы так и не предложили! Пожалел ли об этом Виктор Клочай, мы, наверное, никогда не узнаем. Но для Кулебакского района это был однозначно наилучший вариант развития событий.
Уже к 2008 году выручка компании «Русполимет» вплотную приблизилась к 5 млрд. рублей. Кризис конца 2000-х завод пережил относительно безболезненно – во многом за счет переоснащения производства. Оказалось, что реанимировать «лежавшее на боку» производство можно буквально за несколько лет. Но, по словам Валерия Цыбанева, легкость, с которой Виктору Клочаю удается проводить антикризисную работу – это лишь внешнее впечатление.
Валерий Цыбанев, генеральный директор НАПП:
- Нужно было выстроить правильно менеджмент – это раз. Второе: всё же нужно иметь положительную историю, чтобы тебе дали кредиты. Ну, и конечно, нужно рисковать, вкладывать – а когда ты нацелен на сиюминутную выгоду, ничего не получается. Когда в Кулебаки пришел новый владелец, рискуя, взял кредиты, очень грамотно построил бизнес, зная развитие рынка – всё получилось. Это не каждый сегодня сможет.