Что-то странное, право слово, происходит с дорожной разметкой в Нижнем Новгороде. Не то чтобы ее совсем нет. По маршруту следования губернаторского кортежа она, например, есть, да еще какая – термопластиковая, инновационная! Ну, еще на паре улиц в центре города и на одной переправе (метромост) можно заметить относительно свежую «инновацию». Ах да, к началу учебного года нарисовали зебры у школ и садиков. На этом, собственно говоря, все. На основных транспортных артериях города разметка или совсем стерлась, или каким-то чудом сохраняется с прошлого года. В мэрии (если верить тому, что говорил весной руководитель Центра организации дорожного движения Дмитрий Брылин) понадеялись на прошлогодние (!) обязательства подрядчика и на дополнительные вливания из областного бюджета. Сегодняшнее состояние дорог намекает на то, что надежды эти не оправдались.
Начнем с того, что городской бюджет-2019 – он, конечно, дефицитный, но зато он вписан в оптимистичную «трехлетку». И вот чтобы профицит следующего, 2020-го, года выглядел убедительно, нужно было сократить дефицит-2019 до минимума. Иными словами – урезать расходы. И нашей темы, то есть разметки, это коснулось самым непосредственным образом. Деньги на нанесение разметки «сидят», как нетрудно догадаться, в разделе «Дорожное хозяйство». Так вот, в 2018 году плановые расходы по данному разделу составили 3,1 млрд рублей, а в 2019 году – всего 1,4 млрд.
Естественно, оптимизация должна была «выстрелить» какой-нибудь проблемой. Выстрел прозвучал еще в марте на профильной комиссии гордумы. Тогда стало известно, что на дорожную разметку в 2019 году мэрия выделяет всего 21 млн рублей, тогда как в прошлом году было выделено более 40 млн рублей.
Известно, что наличие/отсутствие разметки напрямую связано с уровнем безопасности дорожного движения. А уровень этот, согласно статистике ДТП (по два десятка в день в одном только областном центре) далек от приемлемого. Так стоит ли экономить именно на этой статье? Но это, как говорится, еще не все. Урезанные финансы можно было бы «распространить» на более широкий круг транспортных артерий, используя традиционное лакокрасочное покрытие. Да, оно довольно быстро стирается, но оно и дешевле. В мэрии решили применить инновационное термопластиковое покрытие, которое держится чуть ли не весь сезон. При достаточном финансировании это решение можно только приветствовать… Но финансирование-то как раз недостаточное! Вот и получилось, что выделенный 21 миллион распределили на покрытие «пластиком» небольшого количества «избранных» дорог. Согласно конкурсной документации, это метромост, проспект Гагарина, Варварская, Площадь Минина, улица Минина, площадь Лядова, Казанское шоссе, улица Родионова, проспект Ленина.
Как-то так совпало, что добрая половина перечисленных «счастливых» полотен (площадь Минина, улица Минина, улица Родионова, Казанское шоссе) – это маршрут следования губернатора от Кремля до резиденции в Зеленом городе. Вот по этому маршруту ( ну еще по метромосту) термопластик проложили, и он там успешно держится с весны и до сегодняшнего дня. Что касается проспектов Гагарина и Ленина, то новая разметка автомобилистами там не замечена. Может быть, она там все же есть, но, так сказать, местами?
Интересно, что контракт на этот самый избирательный «термопластик» за 21 миллион был заключен с пензенской фирмой «Горизонт-М», учредитель которой – Дмитрий Архипов. Прошлогодние конкурсы по нижегородской разметке «брали» они же. Организация, несмотря на то, что находится в Пензе, неизменно обогащается за счет контрактов с нижегородской мэрией, ну и еще с управлением автодорог Нижегородской области. На сегодняшний день общая сумма таких контрактов, согласно порталу rusprofile, составляет 130 млн рублей.
Это – только по «Горизонту». Дело в том, что Дмитрий Архипов возглавляет еще одну пензенскую фирму – «Нерудинвест» (учредитель – госпожа Архипова), которая до определенного времени выигрывала конкурсы по нанесению разметки на дорогах все того же Нижнего Новгорода. Так, в 2014 году пензенский «Нерудинвест» заключил контракт с нижегородской мэрией на 59 млн рублей, в 2017 году – на 39 млн рублей. Предмет контракта – разметка. Чем-то, видимо, привлекают наших чиновников пензенские фирмы… Хотя ранее существовал еще один – нижегородский «Нерудинвест», который тоже возглавлял Дмитрий Архипов. Виды деятельности фирмы – строительство зданий, а также добыча песка. На сегодняшний день организация ликвидирована.
Однако вернемся к теме разметки. Еще в марте этого года депутаты гордумы были возмущены, что денег у города хватает только на «избранные» дороги. Что касается остальных транспортных артерий и узлов, то дело, как рассказал тогда директор ЦОДД Дмитрий Брылин, обстояло так:
- По 62 магистралям ожидается гарантийное восстановление разметки, которое предусмотрено двумя прошлогодними контрактами (по программе «Безопасные и качественные дороги» и по подготовке к мундиалю). Но восстановление это начнется почему-то в июле-августе;
- На остальные магистрали денег просто нет.
Это объяснение народных избранников не вдохновило. Они еще больше возмутились сроками начала восстановления разметки (август – это поздно, ибо еще пара месяцев и обильные осадки), и уточнение, что «август это крайний срок», их не успокоило. В конце концов Дмитрий Брылин признался, что на нанесение качественной разметки по всему городу не хватает 65 миллионов.
В ИТОГЕ:
- Депутаты решили присоединиться к мольбам мэрии о выделении 65 миллионов из городского бюджета;
- Дмитрий Брылин согласился с тем, что в приоритете должны быть социальные объекты, и уж возле них-то до 1 сентября разметка должна появиться;
- Август был оставлен как «крайний срок» гарантийного восстановления.
Сегодня, в начале сентября, приходится констатировать, что из всего этого (помимо метромоста и «губернаторского маршрута») реализованы только "зебры" у школ и детских садов. Видимо, «крайний срок» гарантийного восстановления от пензенской фирмы сдвигается еще ближе к зиме, когда никакая разметка уже никому будет не нужна. Зато никто и не заметит ее отсутствия – как и отсутствия необходимого контроля за деятельностью подрядчика со стороны муниципалитета.
Кстати, в 2018 году по статье «Дорожное хозяйство» мэрия выделила на 276,6 млн меньше, чем было запланировано в бюджете (правда, это касается не только разметки, но и дорожных работ вообще). И вряд ли это свидетельствует о бережливости чиновников. Скорее, это может говорить о том, что контракты один за другим срывались – и работы оставались недоделанными. Ну а что касается прошения о 65 миллионах, то оно «повисло», скорее всего, из-за многочисленных рокировок в транспортной сфере, которыми богато это лето. Последний разыгранный конкурс на тему разметки посвящен поставке лакокрасочных материалов: мэрия, отчаявшись, решила красить дорожные покрытия самостоятельно. Но, опять же, отчаянные телодвижения мы наблюдаем перед обильными осадками…
В следующем, 2020-м году, нас ждет профицит. Принято считать, что это хорошо, ибо доходы наконец-то будут больше естественных расходов, соответствующих нуждам города. Но что-то подсказывает, что в нашем случае это будет подгонка нужд под определенную «доходную» цифру. Иными словами – еще большее сокращение расходов. По крайней мере, со статьей «Дорожное хозяйство» так и планируется сделать. Согласно принятому трехлетнему бюджету, если в 2019 году на эту статью предусмотрено 1,4 млрд рублей, то в 2020 и 2021 годах - по 1,2 млрд.
Поэтому если мэрия не хочет объясняться по поводу отсутствия разметки с общественностью, ГИБДД и прокуратурой, ей уже сейчас необходимо договориться с областным правительством о дополнительном финансировании. Сейчас, а не летом 2020 года. Да, и не пора ли пустить на этот рынок еще какие-нибудь организации? Неужели наносить дорожную разметку умеют только пензенские мастера?
КСТАТИ
В областном управлении ГИБДД давно уже говорят о необходимости разметки на всех дорогах Нижнего Новгорода. Так еще в 2016 году начальник УГИБДД по Нижнему Новгороду Валерий Иванов связал ряд тяжелых ДТП, произошедших в областном центре, с отсутствием «зебры». Валерий Иванов посетовал, что разметки в городе практически нет. И попросил думскую комиссию по транспорту разобраться в причинах ее исчезновения.
Заглавное фото Алексея Манюнина, газета "День города"