Фракция КПРФ в Законодательном собрании Нижегородской области подготовила и внесла в региональный парламент в качестве инициативы проект обращения к Губернатору Нижегородской области Г.С. Никитину о заморозке объявленного с 1 июля 2025 года повышения тарифов на услуги ЖКХ. Соответствующий документ размещен на сайте ЗСНО.
В нем, в частности, говорится:
«1 июля 2025 года намечено очередное плановое повышение тарифов ЖКХ почти на 13%. За период с 2022 по 2024 рост тарифов и платежей в системе ЖКХ значительно превышал официальные темпы инфляции и индексацию социальных выплат и пособий. Постоянный рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства вместе с повышением цен на товары первой необходимости в последние годы значительно опережает рост доходов большинства населения, особенно социально незащищенных категорий граждан, граждан с фиксированными доходами — бюджетников, пенсионеров. Все больше нижегородцев не имеют возможности платить по коммунальным счетам, переходя в категорию должников, теряя право на получение любых льгот и социальной помощи.
Опережающий рост тарифов обосновывается заинтересованными ведомствами необходимостью обновления теплотрасс, водопроводов и других объектов, объясняется задачей обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры ЖКХ, сохранения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг для населения. Однако простое повышение тарифов, как показывает многолетняя практика, не способно решить проблемы жилищно-коммунального хозяйства. Тарифы повышаются ежегодно, однако износ инженерных сетей неуклонно повышается. Проблема с состоянием коммунальных сетей в области вызывает все больше вопросов. Растет износ коммунальной инфраструктуры, согласно официальным данным, немедленной замены требует более 60% сетей. Аварийность только за последний год выросла в полтора раза. Каждый год мы становимся свидетелями крупных аварий, в результате которых сотни и тысячи наших жителей оказываются без света, воды или тепла.
Региональная программа «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры» на 2023-2024 годы объемом 4,4 млрд. рублей оказалась фактически не выполнена. Из 219 мероприятий программы, которые должны были быть выполнены в 2023-2024 годах, только 107 приняты федеральным оператором программы, еще на 17 объектах завершены строительно-монтажные работы. Программа полностью провалена в Городецком районе, где готовность двух объектов, включенных в программу, 0% и 15%. В Балахнинском районе из двух мероприятий готовность по объекту теплоснабжения -0%. А в Бутурлинском районе готовность объекта -27% и т.д. По объектам АО “Теплоэнерго” по 65 мероприятиям работы не начаты в связи с расторжением контракта с ООО “Теплоэнергоремонт”, не исполнившего свои обязательства по муниципальному контракту.
ФАС России и Прокуратурой Нижегородской области неоднократно отмечались факты завышения тарифов, незаконного установления сбытовых надбавок и включения в тарифы затрат, не предусмотренных основами ценообразования со стороны Региональной службы по тарифам и основных ресурсоснабжающих компаний, таких как АО “Теплоэнерго”, ПАО “ТНС-Энерго Нижний Новгород”, ОАО “Нижегородский водоканал”.
Ряд регионов уже на протяжении нескольких лет идут по пути заморозки роста тарифов и даже их снижения. Так, с 2022 года действует мораторий на повышение тарифов в г. Санкт-Петербурге. Сдерживания роста тарифов удалось добиться в результате оптимизации расходов ресурсоснабжающих предприятий, исключения из тарифов необоснованных расходов инфраструктурных монополий.
Мы считаем, что одной из действенных мер по поддержке незащищенных слоев, тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации, могло бы стать снижение максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с нынешних 22% до 10% совокупного дохода семьи. Правительство Нижегородской области Постановлением от 10 октября 2014 г. № 680 увеличило максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 18% до 22%, чем значительно ухудшило материальное положение жителей Нижегородской области. И сделано это было без широкого обсуждения и каких-либо обосновывающих расчетов.
Региональные стандарты в сфере ЖКХ, их регулирование требуют широкого и публичного обсуждения. Важно отметить, что еще в 2020 году, в целях поддержки населения, Министерство строительства Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рекомендовали регионам снизить максимальную долю расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг для населения до 15%. В 2022 году лидеры всех партий заявили о необходимости снижения установленного в 58 регионах порога трат семьи на ЖКХ до 10-15% с действующих 22%.
Именно рост тарифов выступает одним из главных драйверов развития инфляционных процессов во всех сферах экономики, является дополнительным фактором повышения финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней, граждан и организаций различных форм собственности, снижает качество и уровень жизни населения.
Уважаемый Глеб Сергеевич!
Считаем целесообразным отказаться от повышения тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства на период до 2027 года включительно. Данная мера позволит снизить социальную напряженность в обществе и положительным образом скажется на экономическом благополучии наших граждан.
Также считаем, что необходимо провести полную проверку экономической обоснованности действующих с 2024 года тарифов на коммунальные услуги и усилить контроль качества предоставляемых услуг, провести проверку финансово-хозяйственной деятельности ресурсоснабжающих организаций, находящихся в муниципальной и (или) государственной собственности, на предмет эффективного расходования денежных средств».