Тема "банковских поборов" при оплате ЖКУ становится все более резонансной. Дело дошло уже до того, что президент РФ Владимир Путин высказался на эту тему и поддержал идею нового закона, который отменил бы банковскую "коммунальную" комиссию. На сегодняшний день соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ, и его одобрение не за горами. Но пока что нижегородцы (в подавляющем большинстве) продолжают оплачивать счета "Теплоэнерго" с комиссией. Повезло лишь тем, кто живет рядом со специальными пунктами, которые ресурсник наспех организовал для оплаты напрямую… Да и эти-то пункты надо еще суметь взять штурмом: там – очереди из пенсионеров, решивших не переплачивать любой ценой. Новых пунктов тепловой гигант открывать, похоже, не собирается и по-прежнему кивает на ДУКи, которые, дескать, должны уменьшить плату за жилищную услугу.
Банк всегда "берет свое"
Начнем с "сути проблемы". Современная экономика (будь она мировой, российской, региональной или же замкнувшейся на отдельном бизнесе) немыслима без "виртуальных " банковских переводов. Денежные массы в их бумажном варианте сегодня никто не относит партнерам, аки почтальон. Достаточно достать смартфон, сделать пару кликов – и готово. Экономит кучу времени и нервов!
Но не стоит забывать о том, что все эти виртуальные операции – не что иное как услуги, оказываемые банками. В конце концов, это для пользователя всего лишь пара кликов, а для финансовой организации это параллельное включение нескольких алгоритмов, чтобы тот же перевод прошел без сбоев, в полнейшей тайне, безопасно и так далее. Причем алгоритмы эти приходится время от времени обновлять.
Так вот, подобные услуги банками безвозмездно не оказываются. Свою маржу – чаще всего в виде небольшого процента с операции – они все равно возьмут.
Но не всегда эта выгода "проявляется" в виде комиссии. Известно, например, что банку более чем выгодно поступление большого числа денежных средств, которые можно "проворачивать", извлекая внутреннюю прибыль. Если партнер гарантирует расширенное стабильное сотрудничество (то есть увеличение денежных потоков), банк может в качестве "бонуса" убрать комиссию вовсе. Подобные договоренности – обычная практика в современном мире.
Это к вопросу о том, почему жители, когда платили за тепло и воду по общим "жировкам", не чувствовали никакой дополнительной финансовой нагрузки. Не чувствовали они ее как раз потому, что между Сбербанком и ДУКами Нижнего Новгорода была заключена (и до сих пор действует) договоренность. Финансовая организация убирала комиссию для абонентов в обмен на стабильность внушительных денежных поступлений. Все были счастливы.
Договоры – прямые, оплата – кривая
Но пару лет назад в стране начался постепенный вывод услуг по поставке ресурса из общих жировок.
Известно, что коммунальные услуги оплачивают не все жильцы, недосбор только по плате за тепло и горячую воду составляет не менее 2-3%. При этом посредник, то есть ДУК, должен рассчитываться с ресурсником полностью. А если недоплаченные жильцами 2-3% за тепло (это минимум) попробовать сопоставить со стоимостью жилищных услуг, получится порядка 10% от размера платы за жилье. То есть ДУК и обслуживаемые им жители в такой ситуации остаются в минусе: ДУК недополучает денег, жители недополучают жилищные услуги. Что же касается неплательщиков, то они продолжали прекрасно себя чувствовать.
Чтобы выйти из этого порочного круга, как раз и была придумана система прямых договоров. Согласно ей, поставщик ресурса самостоятельно выставляет счета своим абонентом и ведет работу с должниками.
Такая система была выгодна всем. В первую очередь – жителям, которые теперь точно уверены, что платят исключительно за себя. К тому же теперь они могут выставить претензии по качеству ресурса непосредственно поставщику, с которым рассчитываются.
Уже тогда представители РСО участвовали в различных семинарах и круглых столах – и высказывались в пользу такого перехода. То есть у ресурсоснабжающих организаций было достаточно времени для того, чтобы подготовиться, учесть все нюансы и сделать этот переход максимально безболезненным и комфортным для всех сторон.
И вот летом прошлого года в нижегородских МКД начались голосования, по результатам которых дома в массовом порядке стали переходить на прямые договора с "Теплоэнерго".
За теплоснабжение стали приходить отдельные квитанции – непосредственно от поставщика.
И вот когда жители начали эти квитанции оплачивать, вот тут и "началось". Выяснилось, что за данную операцию Сбербанк берет комиссию.
Произошло это, как назло, после июльского повышения тарифов. И это вызвало серьезные социальный резонанс, который не утих до сих пор – более того, проблема "дошла", как мы уже сказали, до Госдумы и Федерального правительства.
Где социальная ответственность?
Мог ли конкретно в Нижнем Новгороде поставщик тепла (гарантирующий, заметим, поставщик) предотвратить этот негативный сценарий?
Нам думается, что не просто мог, а должен был. Ведь достаточно было вовремя сесть за стол переговоров со Сбербанком и добиться такого формата, в рамках которого комиссия для жителей не взимается. Но этого, видимо, сделано не было. Социальная ответственность – вообще не "конек" Теплоэнерго, муниципальной организации, которая имеет миллиардную прибыль и все никак не может справиться с высоким процентом износа своих сетей.
Отметим, что остальные "ресурсники", вышедшие из общих платежек ("ТНС-энерго", "Волгаэнергосбыт" и так далее), почему-то смогли добиться того, чтобы никаких банковских комиссий при оплате по их квитанциям не было.
А что там с законодательством?
Но помимо пресловутой социальной ответственности, есть еще обязанность соблюдать федеральное законодательство. А законодательство требует от поставщика коммунального ресурса обеспечить такие условия, чтобы потребитель мог платить, не переплачивая. То есть если банк берет комиссию, РСО должна найти и предъявить потребителю иной способ расчета.
Нельзя сказать, что иной способ не был найден. Вопрос лишь в том, в каком виде его "предъявили".
Как только дома начали переходить на прямые договоры, в "головном" офисе "Теплоэнерго" на Бульваре Мира открылся пункт приема платежей "напрямую", то есть без комиссии.
Но этот пункт был тогда один на весь город. Вместо того чтобы цивилизованно решить проблему, тепловой монополист создал еще одну – небывалые очереди из стариков, для которых ценна каждая копейка. Впрочем, подавляющее большинство потребителей, живущих в разных точках города, просто не могло себе позволить "скататься" на Бульвар Мира специально, чтобы заплатить за тепло. В массе своей абоненты продолжили платить комиссию. И далеко не по своей доброй воле.
16 пунктов на весь город
Между тем, "Теплоэнерго", не договорившись почему-то со "Сбербанком", смогло установить "бескомиссионные" отношения с Саровбизнесбанком. Проблема лишь в том, что присутствие этой финансовой структуры в городе не столь плотное. К концу 2019 года в нижегородских отделениях СББ открылись всего 16 терминалов для оплаты за тепло. При этом сегодня у ресурсной организации около 200 000 потребителей (если брать только население), и все они очень скоро в полном объеме перейдут на прямые договоры.
Допустим, один житель оплачивает квитанцию через терминал в течение пяти минут (понятно, что некоторые пенсионеры могут провозиться дольше, но возьмем минимальное время). Значит, за день (отделения СББ работают обычно с 8:00 до 18:00, то есть по 10 часов) один терминал может обслужить 120 человек. Соответственно, в месяц – 3 600 человек.
Ну а чтобы дать возможность оплатить услугу без комиссии всем абонентам, "Теплоэнерго" должно открыть как минимум 55 таких терминалов (при условии, что они будут работать бесперебойно семь дней в неделю). То есть в три раза больше, чем сегодня.
Таким образом, приходится констатировать, что требование законодательства ресурсоснабжающая организация до сих пор не выполнила. То есть возможности платить за тепло и горячую воду у большинства абонентов Нижнего Новгорода как не было, так и нет.
При этом проблему по-прежнему причудливым образом пытаются переложить на домоуправляющие компании. Дескать, банки всегда брали комиссию, о которой сегодня так много говорят, но не с населения, а с ДУКов. "Управленцы", в свою очередь, брали эти суммы с жильцов – через жилищные услуги. По логике некоторых ресурсников, теперь потребителям, недовольным банковской комиссией, надо добиваться снижения жилищной услуги. Чтобы не платить как бы дважды.
Но данная версия – не что иное, как, мягко говоря, заблуждение. Ни в одной, даже самой длинной, расшифровке того, из чего состоят жилищные услуги, вы не найдете пункта "Оплата банковской комиссии". Да его там и не может быть: как мы выяснили в самом начале материала, банковская комиссия просто не взималась, ибо банк был заинтересован в выгодных для него условиях сотрудничества.
Между тем, поскольку проблема не решается (по каким именно причинам, мы уже описали), социальное напряжение растет все больше и больше. Тема стала даже больше политической, чем коммунальной.
Сначала данной темой озаботились местные депутаты, причем разных партий. Но поскольку на местном уровне никто ничего сделать не мог, были подключены депутаты Госдумы. Сегодня две думские фракции подготовили законопроект об отмене банковких комиссий при оплате ЖКУ.
Интересно, что наше "Теплоэнерго" поспешило заявить о поддержке данной инициативы. Как не поддержать, когда неумение ресурсников вести переговоры с крупными финансовыми организациями будет сглажено волевым государственным решением!
Возмущена вся страна
Между тем, такие ситуации возникают далеко не только в Нижнем Новгороде. По всей стране переход на прямые договоры сопровождается подобными "побочными эффектами". Возмущены жители всей России!
Не случайно 19 февраля президент РФ Владимир Путин назвал банковскую комиссию при оплате ЖКУ "квазинагрузкой" и поддержал идею законопроекта, который избавит граждан от этого дополнительного побора. На следующий день, 20 февраля, фракция "ЕР" внесла свою версию документа в федеральный парламент.
Теперь нет никаких сомнений в том, что соответствующий закон будет принят, причем в ближайшее время.
Скорее всего, "Сбербанк" просто обяжут принимать платежи без "надбавок". Но это, как мы отмечали выше, отнюдь не социальные операции, и банк не может делать их безвозмездно – иначе это буде работа в убыток.
Не исключено, что СБ РФ, у которого законодательство просто "отнимет кусок", как-то отыграется на потребителях, чтобы компенсировать себе недостаток.
Ну а "ресурсники" – они тут как бы и не при делах. Как будто это не они проигнорировали интересы крупных финансовых организаций и вступили в отношения с более мелкими, вызвав возмущение на всю страну.
Фото: yandex.ru/maps