Проект закона Нижегородской области "О региональных стандартах в жилищной сфере на территории Нижегородской области" был представлен на заседании комитета по вопросам градостроительной деятельности, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса.
Напомним, эта гражданская инициатива была внесена в Законодательное собрание еще в октябре 2019 года.
Выступая, председатель НРОО "Союз защиты прав потребителей в сфере ЖКХ" Наталья Шартанова сообщила, что жители области из-за финансовых трудностей не справляются с оплатой ЖКХ. Средняя квитанция по данным на 1 июля 2019 года в регионе составила 7 тысяч рублей. Большую часть бюджета "съедают" именно платежи за коммунальные услуги. Уровень бедности в Нижегородской области находится на уровне 13%, еще 20% находятся у черты бедности.
"Главная причина неплатежей за коммунальные услуги – это реальная бедность. Принятие законопроекта может значительно повысить уровень жизни населения, путем снижения их затрат на оплату коммунальных услуг, также повысится собираемость платежей, так как только отсутствие задолженности по оплате ЖКУ дает право на получении субсидий. Нижегородцы считают несправедливым, что в Нижегородской области предельно допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлена в пределах 22%, когда в Москве – это 10%. Данный закон предлагает установить размер платы за ЖКХ в Нижегородской области на отметке 10% от совокупного дохода семьи", - пояснила Шартанова.
Председатель комитета Олег Шавин (фракция "Единая Россия") сразу пояснил, что такие изменения должны быть уложены в бюджет и законодательство. "Замечу, что, если на сегодняшний день у нас субсидии по данному аспекту около 1,5 млрд рублей, то с 10% они увеличатся до 5,2 млрд рублей, что не входит в состав сегодняшнего бюджета", - сказал он.
"Мы не имеем права отмахиваться от законопроекта. Наверное, такое снижение будет очень резким, с 22% до 10%, но правительство, я считаю, обязано найти действенный способ среагировать на это. Это то, о чем говорил президент при борьбе с бедностью. Мы должны попросить правительство предложить такие меры для принятия, действенные и компромиссные, но ощутимые нашими гражданами", - высказался председатель комитета по соцвопросам Надир Хафизов (фракция "Единая Россия").
"При учете, что примерно треть населения, которые имеют право, не обращается за субсидиями, то я бы рассматривал этот закон исключительно в адресном исполнении. Давайте смотреть, кому помогать, кому не помогать. А вот делать такое резкое снижение минимального размера я бы поостерегся. Количество людей, претендующих на субсидии, будет расти. Эта система абсолютно нелинейная. Надо искать пути адресной поддержки малоимущих семей", - отметил депутат Вячеслав Аксиньин (фракция "Единая Россия").
"Мы уже не первый год говорим о том, что у нас декларируется рост тарифов ЖКХ в пределах инфляции, а по факту мы получаем умножить на 2, на 3 тарифы к официальной инфляции. Может быть, запросить, как правительство области видит динамику этих цен в ближайшие 5 лет, как они с этим будут бороться. У нас налоги вроде бы не увеличиваются, а через ускоренную обязательную индексацию платежей получаем то, что получаем. Одними субсидиями мы проблему не решим. Мы ведь знаем, что официальную инфляцию занижают и по ней индексируют пенсии, а фактическая потребительская корзина растет быстрее", - предложил депутат Александр Шаронов (фракция "Единая Россия")
Председатель фракции КПРФ Владислав Егоров в свою очередь отметил, что главное в предложенном законе это то, что будет справедливо, если процент оплаты услуг ЖКХ будет устанавливаться не постановлением правительства, а законом области.
"При принятии постановления правительства Нижегородской области от 10 октября 2014 года никаких обсуждений не проводилось. Правительство, что называется втихую, повысило этот процент с 18 до 22. Там никакой мотивации не было вообще. Во втором бы чтении этого закона, можно было бы вернуться к обсуждению вопроса относительно дифференциации этого процента для разных категорий семей, как делается в других регионах ПФО. Этот закон направлен на борьбу с бедностью, поддержку малоимущих семей, и только поэтому он должен быть принят в первом чтении с последующим обсуждением", - прокомментировал Егоров.
"Устанавливать индексацию тарифов ЖКУ региональным законом мы вряд ли сможем, насколько я понимаю, федеральные и региональные службы по тарифам работают на основании федерального закона. А вот идея – шире применять диверсифицированные нормативы и включать туда новые категории граждан – эта идея вполне себе перспективная. Де-юре мы этот закон вообще не должны рассматривать, не то, что принимать. Просто потому, что там не указаны источники финансирования. Голосовать его в первом чтении смысла нет. Наша задача сейчас "наковырять" отсюда рациональных идей, которые уже можно будет рассмотреть в рамках комитетов, депутатских инициатив", - пояснил Шаронов.
Надир Хафизов также отметил, что закон не "проходной" уже потому, что он не поддерживается правительством области. Однако предложил продолжать обсуждать эту тему, взять ее в работу и не отмахиваться от нее.
"Эта тема зреет давно, с 2014 года. Давайте тогда 2020 год закон поработает в качестве принятого в первом чтении, и дальше мы будем рабочей группой додумывать, как в бюджет 2020 года внести соответствующие поправки. Год поработаем, подумаем, может лишнего брали с граждан. Спустимся с небес на землю и поможем гражданам с 2021 года", - предложил Егоров.
Но в результате большинство членов комитета отказались поддержать законопроект, на заседании регионального парламента он будет вынесен с формулировкой "к отклонению".
Фото: ИА "Нижний сейчас"