Комитет Законодательного собрания Нижегородской области по экономике 20 марта 2024 года рассмотрел законопроект о запрете "разливаек".
Напомним, разработчиком законопроекта выступает сам комитет. Депутаты подготовили проект изменений в закон "О регулировании отдельных правоотношений в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Нижегородской области".
Они касаются ограничений продажи пива, сидра, пуаре и медовухи при оказании услуг общественного питания в помещениях, расположенных в многоквартирных домах, пристроях к ним или на прилегающих территориях.
Так, продавать алкогольные напитки смогут заведения общепита имеющие статус ресторана, бара, кафе, буфета. При этом под запрет попадут такие типы как закусочные, предприятия быстрого обслуживания и прочее.
Второе изменение – запрет на продажу любой алкогольной продукции с 23:00 до 09:00 в заведениях общепита (кроме ресторанов), расположенных в многоквартирных домах, пристроях к ним, а также на прилегающих территориях, границы которых определяют органы МСУ. Последние должны определять эти границы в соответствии с федеральными правилами, утвержденными правительством ФФ 23 декабря 2020 года №2220.
При этом запрет на продажу в ночное время предложили не распространять на объекты общепита, которые находятся на территориях, имеющих высокую туристическую привлекательность. Перечень таких территорий утвердят в приложении к этому же закону. Этот перечень могут менять по предложениям органов МСУ, согласованным с минтуризма.
Предполагается, что закон вступит в силу с 1 мая 2024 года, за исключением первого пункта, он вступит в силу 1 сентября.
У депутатов и заинтересованных сторон по-прежнему осталось много вопросов к законопроекту.
Руководитель фракции КПРФ Роман Кабешев назвал норму о туристических зонах спорной и вызывающей сомнения с точки зрения коррупциогенности и защиты конкуренции.
Председатель комитета Игорь Норенков ("Единая Россия") возразил, что коррупциогенность тут минимальна, так как перечень пропишут в самом законе. Что касается конкуренции, Норенков отметил, что закон разрабатывают не для развития конкуренции, а для исключения ночной продажи алкоголя в "развливайках".
Он заметил также, что существующие нормы на предоставление лицензии не предполагают обязательности. И недобросовестные предприниматели, получив лицензию на заведение общепита, затем спокойно переоборудуют объекты в ночные магазины.
Кроме того, Норенков рассказал, что о проблеме с разливайками в многоквартирных домах сообщили восемь крупных муниципалитетов региона, у остальных такой проблемы нет.
Руководитель представительства Федерации рестораторов и отельеров в Нижнем Новгороде Александр Котюсов спросил, что попадет под понятие "ресторан". Норенков ответил, что в ходе дискуссии к единому мнению не пришли, поэтому эту норму предлагают пока в законе не указывать.
Замглавы областного минпромторга Альбина Разина сказала, что в случае сомнений необходимо руководствоваться ГОСТом, в котором для ресторанов прописаны определенные требования, например, наличие гардероба. Она заметила при этом, что есть и кафе высокого уровня, которые будут соответствовать этим требованиям. То есть, четкого определения у минпромторга пока тоже нет.
Котюсов продолжил, что в ГОСТе для ресторанов есть еще детская комната, "обширный выбор блюд". "Какой проверяющий будет понимать: обширный выбор блюд или не обширный?", - спросил он и добавил, что какая-то работа по конкретизации определенно потребуется.
Игорь Норенков заверил, что работа продолжится и предложил 5 апреля принять участие в заседании комитета Госдумы. На этом заседании нижегородские законодатели намерены выступить, чтобы обозначить накопившиеся пробелы. По словам Норенкова, федеральные изменения точно потребуются.
Депутат Николай Упирвицкий ("Единая Россия") в свою очередь предложил рестораторам самим направить предложения по критериям, так как под ГОСТ попадают единичные рестораны.
Председатель фракции "Справедливая Россия – за правду" Татьяна Гриневич обратила внимание на то, что есть еще бары, которые находятся в отдельно стоящих капитальных строениях, но очень близко к домам. Ранее при обсуждении законопроекта поднимали вопрос о метраже – на каком расстоянии от дома могут находиться такие заведения. И что надо наделить муниципалитеты полномочиями определять этот метраж. Гриневич опасается, что, если сразу не ограничить, то "разливайки" переедут из встроенных помещений в такие отдельно стоящие, а сама проблема останется.
Норенков сказал, что и тут пока к единому мнению не пришли. Пока вопрос предлагают отдать на откуп муниципалитетам, которые будут действовать в рамках правил, установленных на федеральном уровне.
Директор департамента промышленности, торговли и предпринимательства администрации Дзержинска Наталия Туранова в свою очередь сказала, что эти правила предусматривают обсуждения заинтересованными лицами, согласование с министерством, оценку регулирующего воздействия и т. д. Возможно, определить эти границы удастся к осени, но уже сейчас ясно, что мнения, например, жителей и бизнеса разойдутся.
Она добавила, что с принятием закона возникнут не столько риски в том, что страждущие поедут в туристические места за алкоголем, сколько в том, что бабушки начнут продавать бодяжный спирт.
Представитель правительства региона в ЗСНО Сергей Тарасов сказал, что у правительства пока однозначного мнения на законопроект нет, поэтому он предложил принять его только в первом чтении.
Татьяна Гриневич настояла, что все-таки ко второму чтению надо прописать в законе норму о расстоянии от домов, чтобы облегчить работу муниципалитетов.
Роман Кабешев настаивал, что ограничения в законе слабые, надо убрать из него "туристические зоны", а также прописать все прилегающие территории и прочее, сняв эту задачу с муниципалитетов. По словам депутата, многие разрешенные федеральным законодательством ограничения в нижегородском законе вырезают на входе.
Уполномоченный по правам предпринимателей Павел Солодкий в свою очередь заметил, что по части наведения порядка новый закон затронет 5-10%. По его мнению, надо ужесточать ответственность за нелегальные продажи, а также за имитацию деятельности общепита.
По итогам обсуждений 10 членов комитета проголосовали за то, чтобы рекомендовать Заксобранию принять закон в первом чтении. Против проголосовали два депутата.
Вопрос вынесен на пленарное заседание с рекомендацией к принятию.
Фото: ИА "Нижний сейчас"