В этом году нижегородцы столкнулись (и сталкиваются) с малоприятным сюрпризом в виде банковской комиссии за коммунальные платежи. В первую очередь это касается платежей за тепло: раньше они входили в состав общей жировки, по которой никаких дополнительных поборов не было. Теперь дома в массовом порядке переходят на прямые договора (ПД) с ОАО "Теплоэнерго" – и этот переход сопровождается увеличением фактических платежей граждан, потому что они вынуждены еще и банковскую комиссию оплачивать. В связи с этим потребители коммунальных услуг взялись атаковать офис поставщика ресурса. И поставщик выработал иммунитет в виде следующих тезисов: "Мы тут не причем, мы хорошие, это все банки"; "Для нас самих все это неожиданно"; "Мы не имеем право оплачивать за вас комиссию"; "Комиссия была и раньше, она входила в состав платы за содержание и ремонт, поэтому требуйте от ДУКов перерасчета". Давайте попробуем разобраться, насколько эти тезисы обоснованы, нет ли здесь лукавства.
"Синдром неожиданности"
Начнем с "синдрома неожиданности". Различные заседания и круглые столы с участием СМИ на тему перехода на прямые договоры устраивались в Нижнем Новгороде, начиная с 2017 года. И изначально, заметим, у данной инициативы не было противников. Те же "ресурсники" уверяли тогда, что им не нужен посредник в виде домоуправляющей компании, которая, собирая плату за "коммуналку" с жильцов, не всегда вовремя расплачивается с РСО – в результате образуется задолженность. О том, что не нужен посредник, говорили и представители домоуправляющих компаний: им приходилось рассчитываться с поставщиками ресурсов в полном объеме, компенсируя, таким образом, поставщикам ресурса неплатежи жителей.
В общем, если про собственников квартир еще можно сказать, что они были в неведении, ибо не читали сообщения про все эти круглые столы, то представители "Теплоэнерго" уж точно знали обо всем заранее.
Когда в 2018 году изменилось законодательство и желания перейти на ПД обрели форму закона, взяли слово и контрольно-надзорные органы. В частности, представители областной прокуратуры несколько раз говорили о том, что МКД Нижнего Новгорода должны перейти на прямые договора с ресурсниками, и что в этом направлении ведется усиленная совместная работа.
"По мнению областного прокурора Вадима Антипова, надо минимизировать участие ДУКов и ТСЖ в схеме платежей за потребляемые ресурсы, - рассказывал в октябре 2018 года "МК".- Он предложил перейти на прямые платежи коммунальщиков с жителями… В перспективе задача поставлена – перевести 70–80% плательщиков на прямые расчеты к сентябрю 2019 года".
Это же позицию подержала Жилинспекция.
Но работа, видимо, была не совсем совестной: представители главного в городе поставщика тепла поняли, видимо, что они входят в зону определенного риска (жители-то ведь то платят, то не платят), и пошли на попятную. В частности, директор по реализации (на тот момент генеральный директор) "Теплоэнерго" Александр Котельников заявил в эфире ННТВ, что "удобнее" работать, конечно же, с домоуправляющими компаниями, а не с многочисленными абонентами.
Как бы там ни было, у "Теплоэнерго" было больше года для того, чтобы подготовиться к этому переходу. За это время можно (и нужно) было договориться с биллинговыми компаниями и финансовыми организациями, чтобы никаких комиссий для жителей не было. И, кстати, не факт, что такие телодвижения сильно ударили бы по бюджету "теплового гиганта".
Но монополист, с которым собственники жилья стали в массовом порядке заключать ПД, посчитал, видимо, что договоренности в банками не в его интересах. Поэтому подобную работу и не думал проводить. И дело тут не в забывчивости.
А теперь в "Теплоэнерго" заявляют, что для поставщика ресурса все эти комиссии стали неприятным сюрпризом – так же, как и для жителей…
Поддельные голосования?
Собрания собственников жилья на тему прямых договоров продолжаются, и жители в массе своей голосуют за ПД. Менеджеры "Теплоэнерго", которым по результатам данных решений приходится работать с населением все больше и чаще, начали нервничать. Они заявляют, что голосования эти "липовые", что собственников жилья особо не спрашивают и что проворачивают все это "темные силы": то ли сотрудники районных администраций, чтобы снять с себя претензии прокуратуры, то ли домоуправляющие компании, чтобы избавиться от рисков в связи с неплатежами.
Но на сегодняшний день перейти на ПД решили более 3 000 многоквартирных домов в разных районах города, причем управляются эти дома разными ДУКами и ТСЖ. Неужели всем этим балом правит некий заинтересованный "спрут", обладающий столь могущественными ресурсами, чтобы подделать такое количество голосов ради прямых договоров? Какую-то, право слово, фантастическую картину преподносит монополист.
Но на этом теория заговора не заканчивается. В "Теплоэнерго" говорят, что жителей вводят в заблуждение и не информируют о том, что после заключения прямых договоров им придется оплачивать банковскую комиссию. Все, дескать, делается умышленно – для того, чтобы втянуть в ПД как можно больше народу…
Но давайте зададимся вопросом: а кто должен (и может) проводить разъяснительную работу среди населения? Наверное, тот, кто заинтересован в ее результатах. Если так, то почему менеджеры "Теплоэнерго" ее не проводят, раз они беспокоятся за несчастных пенсионеров?
Может быть, все дело в том, что монополисту по большому счету все равно? Может, ему вообще до лампочки вся эта кутерьма? Просто когда недовольные жильцы начинают задавать вопросы насчет комиссии, представители "Теплоэнерго" отвечают:
-Вас не проинформировали? Как же так, безобразие-то какое…
Так им проще.
Идите в "ДУК"
Но верх виртуозности поставщика теплового ресурса – это предложение идти разбираться в ДУК, чтобы уменьшить комиссионное бремя. Менеджеры монополиста выстроили следующую логическую (но не совсем логичную) цепочку:
1.Комиссия была всегда, просто раньше она была "спрятана" в плате за содержание и ремонт жилья (при этом напомним, что на самом деле у управляющих компаний были "безвозмездные" соглашения с банками);
2.Теперь комиссия стала "открытой", ее берет непосредственно банк, и "Теплоэнерго" тут ничего якобы поделать не может;
3.Поскольку плата за содержание и ремонт после этого не уменьшилась, жители как бы дважды платят за эту комиссию: и домоуправляющим компаниям, и непосредственно банкам;
4.Тем, кто хочет добиться уменьшения фактических платежей, необходимо обивать пороги не "Теплоэнерго" и даже не "Сбербанка", а домоуправляющих компаний – чтобы они убрали плату за комиссию из жилищной услуги.
"До перехода на прямые расчеты вы не оплачивали комиссию, потому что она была включена в общем платежном документе в жилищную услугу по содержанию и ремонту жилого помещения, - заявили недавно представители "Теплоэнерго" в ходе онлайн-конференции. - Решением общего собрания жителей вы можете уменьшить тариф за содержание жилого помещения, исключив из него суммы, которые ранее направлялись на оплату банковских комиссий".
При этом на самом деле "комиссионной" строчки в жилищной услуге отродясь не было.
Но менеджеры РСО и слышать не хотят о таких "условностях". Для них главное – перевести ответственность за скандальное фактическое увеличение платы за ресурс на какие-нибудь другие организации.
Комиссия для жильцов неизбежна?
Ну хорошо, допустим, что "тепловой" гигант не смог договориться со Сбербанком (хотя у нас, повторимся, подозрения, что он просто не захотел этого сделать). Но неужели он, обремененный социальной ответственностью, не мог компенсировать жильцам все эти комиссии, исправив, фактически, собственную ошибку?
В "Теплоэнерго" отвечают, что это ну никак невозможно, и ссылаются на законодательство, которое запрещает включать комиссии и биллинговые услуги в платежи за тепло.
"Так как в действующие тарифы предприятия не заложены затраты на оплату банковской комиссии, финансовая и правовая возможность оплачивать услуги банков по сбору платежей у предприятия отсутствует, - читаем мы на сайте "Теплоэнерго". - На федеральном уровне законодателем предусматривается запрет на учет при утверждении тарифов расходов потребителей коммунальных услуг на оплату банковской комиссии".
Есть такой запрет в нормативных актах?
Действительно, есть.
Но речь-то идет не об увеличении тарифа, а именно о компенсации гражданам лишних трат. А ее законодательство не запрещает.
Таким образом, менеджеры гарантирующего поставщика (а теперь еще и исполнителя коммунальных услуг) ловко жонглируют понятиями, чтобы устраниться от проблемы. При этом, ссылаясь на одни законы, они "не замечают" другие. Например, закон о защите прав потребителей, согласно которому каждому жителю должна быть предоставлена возможность оплатить услугу без комиссии.
Именно об этом законе, кстати, вспомнили на одном из круглых столов представители "Волгаэнергосбыта": они заявили, что "потребители не должны почувствовать никаких изменений при переходе на прямые договоры" и что "комиссионную" проблему поставщик ресурса берет на себя.
-Мы готовы взять на себя дополнительные расходы, возникающие в связи с переходом на ПД,— заявил представитель "Волгаэнергосбыта" Андрей Рачковский.— В чем новость ПД? Меняется только форма, а суть остается. Житель не должен почувствовать каких-либо изменений.
Этой же позиции придерживаются и другие РСО, в числе которых «ТНС-энерго-НН», «Нижегородский водоканал», «Нижновтеплоэнерго». Заметьте, эти организации давно работают в условиях прямых договоров, но комиссию с жителей при оплате услуг не взимают!
У "Теплоэнерго", как видим, другие заявления: нам-де законодательство решать проблемы населения не велит.
К слову сказать, формально монополист предоставил абонентам возможность платить без комиссии: он объявил, что это можно сделать в офисе "Теплоэнерго" на Бульваре Мира. Тут же этот офис взялись атаковать многочисленные пенсионеры… Но основная масса потребителей (особенно те, кто живет на другом конце города) до это единственного пункта не добралась.
Сейчас поставщик ресурса совместно с городской администрацией открыл несколько "прямых" терминалов – до конца года их будет не более двадцати на весь город. Поистине, "гора родила мышь". Монополист пускается в какие угодно объяснения и формальности – только бы не делиться с населением сверхприбылью.
Напомним, на сегодняшний день прибыль "Теплоэнерго" – около миллиарда. Этого хватило бы, чтобы компенсировать банковские комиссии в десятикратном размере. Но данные средства тепловому гиганту нужны для каких-то более важных целей. Напомним также, что его прямая обязанность – поставлять тепло и ремонтировать трубы, за это, собственно говоря, население и платит "ресурснику". Но последние скандальные отключения говорят о том, что и на эти мероприятия прибыль не идет.
На прошлой неделе произошла авария на теплосетях на улице Невзоровых, Были отключены от тепла 28 МКД, в которых проживают в общей сложности примерно 50 тысяч жителей. Горячая вода вырвалась на дороги, из-за чего на улице Белинского образовался сильный гололед.
7 декабря произошла авария на улице Трудовой, были отключены от теплового ресурса 18 домов – это около 7,5 тысяч жителей.
6 декабря из-за аварии было прекращено отопление в 13 домах Автозаводского района, без тепла остались 5,5 тысяч жителей.
А 25 ноября в Советском районе без тепла остались 302 дома из-за аварии а теплотрассе – это более 100 тысяч человек.
То есть с конца ноября пострадало как минимум 112 тысяч человек.
Где прибыль "Теплоэнерго" растворяется на самом деле – "коммерческая тайна", которая лишь изредка приоткрывается: мы узнаем то о спонсорстве спортивных команд, то об оплате услуг СМИ в интересах городской администрации… А может, и здесь прибыли ресурсника нет, а всё заранее «зашито» в тариф?
Неровен час, такая «коммерческая тайна» может плавно перейти в "тайну следствия"…
Ну а что касается банковской комиссии и биллинговых расходов, то со временем "Теплоэнерго" наверняка попросит РСТ включить все это в тариф. Плата за тепло увеличится еще больше, но зато будет "удобнее". Ну и прибыль у монополиста увеличится – ее ведь, прибыли, много не бывает…
Фото ugkh.info