Сегодня получило официальное подтверждение информация о том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) больше не принимает жалобы от активистов и общественников по некоторым видам государственных закупок. Как сообщает издание «Ведомости», речь идет о тех бюджетных заказах, которые могут выполнить только сертифицированные подрядчики – члены саморегулируемых организаций (строительство, реконструкция и т.д.). Кроме того, сторонние жалобщики теперь не смогут оспорить большую часть закупок, осуществляемых естественными монополиями. По новым правилам антимонопольного ведомства, во всех этих случаях жаловаться на процедуру и результаты торгов могут только их непосредственные участники.
Понятно, что в случае классического картельного сговора, когда производится «распил» бюджетных средств, недовольных участников торгов, как правило, не бывает: на то он и сговор! Указать на нарушения в этом случае могут только активисты – такие, как нижегородец Александр Кулаков, участник проекта «За честные закупки» ОНФ. О том, что его поле деятельности серьезно сужается, Кулаков заявил еще две недели назад, задолго до официального подтверждения этих сведений ФАСом.
Александр Кулаков, эксперт в сфере госзакупок (пост в Фейсбуке):
«Здорово! Участники торгов не хотят подавать жалобы, вступая в картельные сговоры, иные сговоры с заказчиком, который "заточил" документацию под определенного участника или опасаясь за отказ заказчика заключать с ними договор, а общественники, эксперты, активисты ОНФ и проекта "ЗА честные закупки" выявляющие такие нарушения и радеющие за Россию, борющиеся за предотвращение хищений бюджетных средств, снятие искусственных барьеров и устранение "заточек" в документации, теперь даже подать жалобу не могут...
Экономия в закупках по 44-ФЗ была в 5 раз больше, чем по 223-ФЗ и составляла, примерно 7,6% в т.ч. из-за общественного контроля, а по 223-ФЗ только 1,6%. Одна из причин в том, что по 223 -ФЗ практически все закупки были у единственного поставщика и с многочисленными нарушениями, которые госкомпании никак не хотели устранять».
По мнению Александра Кулакова, если бы общественный контроль за гозакупками по 223-ФЗ был поставлен должным образом, ежегодно удалось бы сэкономить минимум 1,7 трлн денежных средств госкомпаний и госкорпораций, субъектов естественных монополий, прочих государственных и муниципальных организаций. Сейчас этот контроль станет еще слабее – и это при том, что не так давно сам глава ФАС Артемьев заявлял об «имитации торгов» в 95% случаев госзакупок!
Не будем далеко ходить за примерами – вот лишь несколько недавних жалоб того же Александра Кулакова, которые сегодня подать уже не удалось бы.
Май 2017 года. Кулаков пишет заявление в ФАС, подозревая в сговоре организаторов и участников торгов на право ремонта улиц Нижнего Новгорода. Сумма бюджетных средств по всем лотам госзакупок превысила 2 млрд рублей. О том, что эта операция по распределению федеральных денег шита белыми нитками, писал и «Нижний сейчас» непосредственно в момент подведения итогов этого, с позволения сказать, «конкурса».
Июнь 2017 года. Еще одно заявление Кулакова в антимонопольное ведомство – на сей раз о нарушениях в условиях подачи заявок на реконструкцию Нижневолжской набережной. Чуть позже эксперт выявляет еще более вопиющий факт: руководители обеих организаций-участниц этого конкурса знали друг друга и вели совместные финансовые дела – стоит ли удивляться тому, что одна из организаций вдруг снялась еще до аукциона, и 400 с лишним миллионов бюджетных денег ушли единственному участнику без всякой конкуренции! «Классика распила»!
Июнь 2017 года. Очередная жалоба Кулакова – и снова о мутном распределении бюджетных денег на строительство. Активист подозревает правительство области в организации «фиктивной концессии» на строительства двух ФОКов в Тоншаевском и Воскресенском районах. Цена вопроса – почти 1 млрд рублей.
Повторимся – во всех этих случаях эксперт ОНФ не являлся и не мог являться участником торгов, поскольку речь шла о строительных контрактах. Теперь, по новым правилам ФАС, общественники и вовсе устраняются от процедуры контроля в этих сферах.
Примечательно, что в Нижегородском УФАСе поначалу не смогли подтвердить худшие опасения Александра Кулакова, ссылаясь на отсутствие каких-либо официальных циркуляров из Москвы.
Марат Валитов, заместитель руководителя Нижегородского УФАС:
- В каждом конкретном случае, в зависимости от того, каков предмет жалобы, мы будем решать вопрос, следует ее рассматривать как основание для проведения расследования или не следует. Могут быть такие случаи, что информация от Кулакова или любого иного лица будет основанием для возбуждения дела – например, по [картельному] сговору. Даже если лицо не будет иметь никакого отношения к закупке, мы всё равно должны будем эту информацию проверять.
Если это будет жалоба на процедуру закупки, и эту жалобу нам направит тот же Кулаков, который, естественно, в этих закупках в принципе не может участвовать как физическое лицо (например, закупки для предприятий атомной отрасли – он в принципе ничего им поставить не может!) – такие жалобы мы, скорее всего, рассматривать не будем.
То есть УФАС и прежде не рассматривал по существу обращения активиста о нарушениях по 223-ФЗ. Но теперь – и повторим это в третий раз! – отказ станет нормой (причем в самых финансово ёмких сферах), согласно позиции федерального руководства ФАС.
С чем же связано желание антимонопольщиков снизить число контролеров? Можно предположить, что ФАС просто «зашивается» в объемах поступающих заявлений. Но тогда это – тревожный сигнал о неизлечимых проблемах всей сферы госзакупок, но никак не повод устранять активных граждан от контроля!
Вот еще одна версия, близкая к конспирологической. ФАС – наименее ангажированная структура, поэтому в последнее время используется политической оппозицией как орган, позволяющий бороться… с админресурсом на выборах! Действительно, зачастую региональные власти маскируют предвыборные дотации под контракты на поставку неких услуг, но маскировка получается не очень тщательной, и это – повод включиться специалистам ФАС. Представители организации «Трансперенси Интернешнл» рекомендуют региональным оппозиционерам чаще обращаться к услугам ФАС, раз уж суды не помогают. Но даже в этой организации пока не очень верят в политическое давление на антимонопольное ведомство.
Станислав Андрейчук, представитель АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл – Р» (Центр «ТИ-Р»):
- Это, конечно, не очень хорошая новость (об ограничении подачи жалоб – прим. ред.), но ФАС и раньше могла, если ты не участник закупки, принять сигнал, но не дать ему ход. Я всё-таки не думаю, что здесь имеет место какая-то политическая история – просто ресурсов ФАСу не хватает. Вообще, у меня к ФАСу отношение очень хорошее. Я думаю, это вообще одна из немногих структур у нас в стране, которая работает без каких-то серьезных претензий.
Итак, если дело не в политике – тогда получается, что антимонопольные органы, декларируя готовность биться с картельщиками не на жизнь, а на смерть, просто «не справились с атакой»? Это означает, что теперь в сфере госзакупок появляются неприкасаемые игроки, которым будет позволено «пилить» до самозабвения.
А теперь только представьте, сколько еще красивых фильмов успеет сделать Навальный до марта 2018 года! И занимайте места у голубых экранов!