Когда льготники растут в цене

Общественный транспорт въехал в наступившую осень, словно свадебный кортеж: легко, торжественно и с большими надеждами. И дело не только в 200 новых автобусах, которые вот-вот получит областной центр. Оптимизм связан с экономикой муниципальных перевозчиков. После того, как она в очередной раз затряслась в предсмертной агонии, губернатор Никитин сделал ей дефибрилляцию большим денежным "разрядом". И та задышала.  Речь – о  компенсации выпадающих доходов за перевозку льготников, которая  была увеличена на 253 миллиона рублей. Пенсионеры и инвалиды  в ожидании ожившего было транспорта радовались недолго, так как областное правительство за их счёт повторно компенсировало выпадающие доходы ( на этот раз уже себе) и  с 1 сентября повысило льготникам стоимость проездных билетов. 

В общем, ничего нового: если в одном месте убывает, значит, в другом  прибывает. При всей неоднозначности такой "гармонии", решение нижегородского правительства можно назвать сенсационным, так как последние годы лет экс-губернатор Шанцев стойко игнорировал нужды перевозчиков. Получалось очень нескромно: чиновники "даровали" право льготного проезда, а ответственность за своё социально справедливое решение несправедливо переложили на перевозчиков. Мол, вы вОзите – вот и возИте.

Проблема заключалось в том, что пассажирские предприятия порой не получали из региональной казны даже и половины  тех средств, которые шли на обеспечение бесперебойной работы своих маршрутов. Приходилось из-за этих денег судиться, а в перерывах между арбитражами сокращать и без того хилый выпуск автобусов на линию.  Средств-то на работу в полном объёме хронически не хватает.

Когда льготники растут в цене

За счёт льготников НПАТ никогда не выезжал. Фото: "Репортер-НН"

Например, МУП "Богородское ПАП", со слов его руководителя Андрея Резвякова, при таком "государственном" подходе каждый месяц увеличивало убытки на 3,5 миллиона рублей. Страдали и муниципальные перевозчики областного центра, это хорошо видно по автобусному флагману региона МП "Нижегородпассажиравтотранс". Из-за недополученных по этой статье доходов он накопил перед налоговой службой свыше 1 миллиарда рублей долгов. Грамотный менеджмент с 2017 года позволил сократить эту сумму до 800 миллионов, остальное будут погашать с помощью нового кредита от Сбербанка.

Но самыми крайними в это "пищевой" цепочке оказывались как раз те самые льготники, которые простаивали на остановках часами, чтобы максимально эффективно распорядиться 39 талончиками на проезд.  Получался порочный круг с почти ленинским подтекстом: низы не могут, верхи не хотят. Тут самое время сказать спасибо нынешнему губернатору Никитину, который таки захотел. И перераспределил бюджетные средства в пользу перевозчиков.

Когда льготники растут в цене

Глеб Никитин подкрепил льготу финансами. Фото ИА "Нижний сейчас"

"Данные автоматизированной системы оплаты проезда показали, что в прошлом году по единому социальному проездному льготники в среднем совершали 72 поездки. При этом из областного бюджета мы компенсировали предприятиям примерно половину из них, - прокомментировал своё решение глава региона. - Именно поэтому и было принято решение увеличить финансовую поддержку транспортных предприятий".

Сейчас по ЕСПА (единому социальному проездному абонементу – прим. "ИА "Нижний сейчас)  региональный бюджет будет субсидировать 70 поездок вместо 39, как это было раньше. Да, не на все 100%, но всё же  это максимально приближенно к среднему нормативу.  Чувствительность по отношению к перевозчикам потребовала дополнительного выделения в размере 253 миллионов.

Тем, кто работает в пригороде,  предусмотрены дополнительные компенсации. Если раньше за каждый "пассажирокилометр" транспортники получали 2,3 рубля, то теперь будут все 2,5 рубля. Как говорится, мелочь, а приятно. Хотя справедливости ради заметим, что весной рабочая группа ОЗС вела расчет исходя из 3 рублей за километр. Получается, что льготники пока не стоят этих денег.

Когда льготники растут в цене

Льготы дорожают, словно ценные бумаги.
Фото: ИА "Нижний сейчас"

А вот сам льготный проездной в цене только растёт. Если раньше 39 поездок по электронному комбинированному социальному  билету  стоили  450  рублей, то теперь  "удовольствие" от простоя на остановках обойдется в  500 рублей. Правда, и поездок предусмотрено не 39, а уже 40.

ИА "Нижний сейчас" решил разобраться: а в практическом  понимании 253 миллиона –много или мало? Для пассажиров это определенно  много. Но транспортные хозяйства – крайне затратная вещь, туда каждый миллион – как в прорву. На наш запрос в минтранс, какую компенсацию муниципальные перевозчики  получили в 2018-м  и сколько получат теперь,  пришел ответ с детализацией по предприятиям.

По данным ведомства, МП "Нижегородпасажиржавтотранс" в прошлом году "заработало" на льготниках 102,9 миллионов рублей, МП "Нижегородэлектротранс" – 69,8 млн, МП "Нижегородское метро" – 21,1 млн. Но это лишь только транспортные предприятия Нижнего Новгорода, а какова картина в целом по области?

Когда льготники растут в цене

По информации телекомпании "Волга", в 2019 году
транспортные МП Нижнего Новгорода получат за перевозку льготников примерно 650 миллионов рублей

В нашем повторном запросе в минтранс мы спросили, сколько же всего перевозчиков в 2019 году получат деньги по этой статье? И тут, что называется шок и разрыв аорты, так как все  льготники области, за исключением Нижнего Новгорода, давно уже ездят  по своим проездным не только на муниципальном, но и на частном транспорте.  Как уточнили в правительстве, целевые субсидии за перевозку пассажиров этой категории получают… 62 компании, среди которых около трети – частники.  Вот их полный перечень:

1.          ООО "Экипаж"

2.          ООО "Русская тройка"

3.          ООО "Транс-НН"

4.          ООО "Тройка"

5.          ООО "Орбита-2"

6.          ООО "Дзержинское пассажирское предприятие плюс"

7.          ИП Мокеев С.А.

8.          Дивеевская транспортная компания

9 .         ООО "Транслайн"

10.        ИП Кузьмичев А.В.

11.        ИП Копейкин Е.В.

12.        МП "Вознесенский ПАТ"

13.        МП "Гагинское ПАП"

14.        МП "Спасское ПАП"

15.        ИП Хомутов А.А.

16.        МП "Первомайское ПАП"

17.        МП "Лукояновское ПАП"

18.        МУП "Воскресенское ПАП"

19.        ИП Сафин Х.М.

20.        ООО "АТП Болдино-Н"

21.        ООО «Перевозчик-М»

22.        МП "Автостанция" города Навашино

23.        МУП "Большемурашкинский автобус"

24.       ИП Вавилова Т.В

25.        ИП Носов М.П

26.        ООО"Компания Тройка"

27.        ООО "Ковернинский автопарк"

28.        ООО "Нижегородавтохим"

29.        МП "Нижегородпассажиравтотранс"

30.        МУП "Арзамасский пассажирский автомобильный транспорт"

31.        Индивидуальный предприниматель Ерохина Инна Геннадьевна

32.        МУП "Княгининское ЖКХ"

33.        МП Кулебакского района "ПАП"

34.        ОАО "Семеновский автопарк"

35.        ООО "МЕЩЕРЯКОВ И КОМПАНИЯ"

36.        МУП "Ветлужское ПАП"

37.        МУП "Шарангское ПАП"

38.        МП "Вадское ПАП"

39.        МУП "Шатковское ПАП"

40.       ОАО "Краснобаковский автопарк"

41.        МУП "Сосновское ПАП"

42.        МУП "Шахунское ПАП"

43.        МУП "Лысковское ПАП"

44.        МП "Сокольское ПАП"

45.        МУП "Борское пассажирское автотранспортное предприятие"

46.        МУП "Богородское ПАП"

47.        МУП "Павловское ПАП"

48.        МУП "Выксунское ПАП"

49.        МУП "Городецкий пассажирский автомобильный транспорт"

50.        МУП "Чкаловское ПАП"

51.        МУП "Бутурлинопассажиравтотранс"

52.        МУП "Почиковское АТП"

53.        Уразовское муниципальное автотранспортное предприятие

54.        МП "Сергачский автобус"

55.        МП "Нижегородское метро"

56.        МУП "Горавтотранс" г. Саров

57.        МУП "Пильнинское автотранспортное предприятие"

58.        ОАО "Автомобилист"

59.        МП "Нижегородэлектротранс"

60.        МУП "Экспресс"

61.        ООО "РБиК"

62.        ООО «Транслайн плюс»

То есть получается, что льготники Нижнего Новгорода и такие же льготники оставшейся Нижегородской области в своих правах не равны? Одни вынуждены ждать только социальный транспорт, а вторые могут уехать по льготному проездному билету на первом подошедшем автобусе. С чем связано такое неравенство и почему нельзя унифицировать политику в сфере пассажирских перевозок, выяснить мы так и не смогли.

Сами частники вот уже почти год оттачивают эпистолярный жанр, пытаясь подхватить упавшее знамя МП "Нижегородпассажиравтотранса", который (и это уже давно  очевидно) не справляется со своей нагрузкой. Получается, как собака на сене: сам не могу и другим не дам.

Когда льготники растут в цене

Дмитрий Панкратов. Фото ИА "Нижний сейчас"

«К нам часто обращаются пассажиры с просьбами разрешить им проезд в автобусах по льготным социальным проездным. Мы тоже этого хотим и готовы. Но это зависит не от нас, - разводит руками генеральный директор ООО «Мещеряков и Компания» Дмитрий Панкратов. -  Больше года многие частные транспортные предприятия ведут переписку с региональным минтрансом и администрацией Нижнего Новгорода с просьбой подключить маршруты к обслуживанию льготных проездных, но получают отказы".

По словам Дмитрия Панкратова, в  таком положении на сегодняшний день находятся все, без исключения, городские маршруты, обслуживаемые частными перевозчиками.

"Запрет на перевозку закреплен нормативно требованием справки о социально-значимой деятельности.  Эту справку выдают муниципальные власти. Заметьте! Сегодня право решать, является ли деятельность по перевозке по тому или иному маршруту социально-значимой отдается департаменту транспорта Нижнего Новгорода. То есть, существуют, оказывается, маршруты - социально НЕ значимые.. Давайте тогда прямо объясним это пассажирам. Что вас возить городу – социально не важно. При всем абсурде эта норма, закрепленная в виде требования справки, не соответствует транспортному и антимонопольному законодательству и требует приведения в соответствие, - уверен генеральный директор ООО «Мещеряков и Компания». -  Остается надежда, что новая экономическая ситуация увеличения субсидирования выпадающих доходов (в городе это только муниципальные предприятия) позволит наконец-то ответить положительно на давние просьбы льготников разрешить им перевозку на всех видах транспорта, независимо от формы собственности».

Оправдаются ли в ближайшее время надежды пассажиров и перевозчиков,   по понятным причинам предсказать  сложно. Официальных заявлений на этот счёт не было (мэрия продолжает игнорировать закон о СМИ, не отвечая на наши запросы), поэтому придется ориентироваться на неофициальные сообщения. Как сообщил инсайдер ИА "Нижний сейчас", администрация Нижнего Новгорода "работает в рамках законов РФ и нацелена на оптимизацию экономики муниципальных, а не частных предприятий".  Всё это понятно и без дополнительной расшифровки. Неясно другое: когда же в логике хозяйственной деятельности наконец-то появится слово "пассажир"?

Заглавное фото Сергея Кузнецова