Эксперт-мониторинг событий 23-27 марта 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – обращение президента Владимира Путина
Как отмечает эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев, как и большинство мировых лидеров, президент Путин обратился к нации в связи с ситуацией с коронавирусом.
"Обращение прозвучало более чем своевременно. Произошедший рост напряженности в связи с распространением коронавируса и экономическими проблемами требовал не просто разрозненных действий правительства, руководства Москвы и четкой позиции президента, а главное – плана действий на ближайшее время. Обращение этот план содержало. Выбран достаточно мягкий вариант – неделя оплачиваемых выходных, с сохранением деятельности организаций, ответственных за оперативное жизнеобеспечение граждан. Важной частью обращения являлись меры социально-экономической поддержки гражданам и сфере бизнеса, что более чем оправданно в связи с нарастающими трудностями", - подчеркнул эксперт.
"Характерной особенностью обращения явились предложения по ограничению сверх доходов определенной части общества: повышенное налогообложение средств, выводимых в офшоры и процентных доходов свыше 1 млн рублей с банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги. Меры популярные в связи с ростом экономического расслоения и льготного существования богатой части российского общества. Как показал процесс обсуждения поправок к Конституции, такие ограничения как запрет на занятие высших госдолжностей из-за наличия денег и гражданства в иностранных государствах, наряду с социальными преференциями, более чем позитивно воспринимаются подавляющей частью российских граждан, так как демонстрируют справедливое отношение верховной власти ко всем слоям общества", - считает он.
"В обращении Путина отсутствовали глобальные экономические предложения по исправлению ситуации. Главный упор делался на необходимость стабилизации обстановки, на действия по предотвращению расползания проблем. В этой связи сегодня актуальным являются вопросы способности административной системы к реализации этих тактических действий и координации всех институтов власти. В этом направлении есть определенные проблемы. Это, например, разница в ситуации с распространением коронавируса в Москве и остальных регионах России. Столица в силу своей агломерационной специфики сталкивается с проблемой более масштабного уровня, что и требует более оперативных, масштабных и жестких действий. В остальных регионах эти действия поначалу кажутся преждевременными и чрезмерными, тем не менее, через непродолжительное время регионы начинают вводить подобные меры", - продолжил эксперт.
"Еще один пример – это интерпретация выдвинутых предложений президента. Показательно в этом отношении обращение главы Сбербанка Германа Грефа, в котором он уточняет, что налогообложение сверхдоходов от процентов по вкладам начнется не в текущем году, а только с 2021 года, при этом сам налог будет подлежать выплате в 2022 году. Отметим, что обращение Грефа было сделано в виде массовой рассылки нескольким миллионам вкладчиков России, подавляющее число которых как раз и не имеет подобных доходов. Экономические проблемы у большинства граждан начнутся сегодня, а налог с богатых возьмут потом – такая логика во многом дезавуирует социальные действия верховной власти", - акцентировал внимание Игорь Соловьев.
"Важной частью обращения президента явилось решение о переносе всероссийского голосования по поправкам Конституции на неопределенный срок. Мера очевидно вынужденная, в то же время риски с легитимизацией конституционной реформы явно возрастут в связи со слабо прогнозируемым развитием эпидемиологической и экономической ситуации. Тем более по новым датам голосования "разбег" не такой уж и большой. В качестве возможных вариантов может рассматриваться День России 12 июня или единый день голосования 13 сентября. Реакция на общероссийские действия видна и на региональном уровне. В частности, в Нижегородской области ситуацию и организационно и информационно возглавил губернатор Глеб Никитин. Усиливаются санитарно-карантинные мероприятия. Заявляется, что через несколько дней будет готов план поддержки бизнеса. И в этой всей общей работе важно как никогда, чтобы слова не расходились с делами, и все службы особенно медики на всех уровнях сработали профессионально. Конечно, дисциплина в обществе должна быть ответным помогающим шагом", - подытожил он.
Региональная тема – планируемая оптимизации расходов нижегородского областного бюджета
Напомним, на заседании Заксобрания 26 марта 2020 года губернатор Глеб Никитин заявил о возможности оптимизация расходов областного бюджета в связи со сложившейся в стране ситуацией из-за распространения коронавирусной инфекции и из-за экономических трудностей.
"Несмотря на заявленную возможность, такая оптимизация фактически уже началась. Так, запланированные ранее средства на подготовку площадки для проведения фестиваля для Alfa Future People в сумме 150 млн рублей будут направлены в резервный фонд. Кроме этого областной минфин анонсировал, что расходная часть бюджета будет пересмотрена уже к апрелю", - комментирует эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов.
"Пересмотр бюджетных приоритетов, который совсем недавно прогнозировался экспертами "Минин-центра" сегодня становится очевидным фактом. В ситуации быстрого развития неблагоприятных факторов на региональном уровне необходимо действовать с опережением. Сегодня очевидно, что ставка на привлечение федеральных возможностей не будет рабочей в ближайшее время, а надежды только на федеральные финансовые ресурсы в реализации структурных проектов не будут оправданы. Как показывает опыт той же Москвы, необходимы региональные антикризисные действия и областная программа социально-экономического развития. Упор на собственные ресурсы и возможности становится вынужденной, но необходимой мерой развития нижегородского региона", - считает эксперт.
"Что окажется приоритетом, особенно в расходной части регионального бюджета, спрогнозировать не сложно. Конечно главная задача – это сохранить все социальные программы, а возможно их увеличить за счет отказа (сокращения) от ранее объявленных "мега-проектов", которые почти все вызывали неоднозначную и спорную дискуссию. Переходный период к "новому" бюджету и "приземление" планов будет быстрым. В этой ситуации обострится роль оппозиционных партий (особенно КПРФ) в региональном парламенте, которые косвенно будут "праздновать" победу, потому что будет реализовано то, за что они бились все это время", - отметил Орехов.
"К слову, значительный потенциал развития сегодня находится в нижегородских муниципалитетах. Система налоговых льгот и перераспределение полномочий сверху вниз может стать стимулом и активным драйвером муниципального развития. Об этом свидетельствует и российский исторический опыт, при котором наделение возможностями и полномочиями власти местного уровня позволяло решать сложные проблемы регионального и федерального масштабов. Кстати, экономический кризис и эпидемия создают новые серьезные проблемы с реализацией областной "Стратегии-2035", на которой строилась выборная кампания Глеба Никитина. С большой долей вероятности после стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, на которую конечно все надеются, придется существенно пересматривать сроки, планы и вектора начала стратегического развития региона. И эту работу необходимо начинать уже сегодня. И конечно, сейчас все думающие люди переживают за темпы и объемы реализации национальных проектов на территории Нижегородской области", - подытожил эксперт.
Муниципальная тема – нижегородские депутаты переходят на удаленный формат работы
Депутаты гордумы Нижнего Новгорода в условиях распространения коронавируса отказались от очного проведения заседания, а на следующий день депутаты Законодательного собрания провели свое заседание в обычном формате.
"Оказалось, что региональный парламент просто не был готов к дистанционным форматам из-за отсутствия соответственных правовых актов. При этом оба собрания заявили о подготовке проведения будущих заседаний в форматах видеоконференций в режиме онлайн", - комментирует эксперт "Минин-центра" Сергей Раков.
"Правительство России выступает сторонником цифровизации и электронных форматов большинства процессов. Вместе с тем для органов власти, образовательных и других госучреждений нынешняя ситуация стала хорошим тестом на готовность к работе в электронном формате. Нынешний председатель правительства Михаил Мишустин, одним из первых ранее начинавший разрабатывать в России цифровые коммуникации, теперь имеет все шансы показать, насколько новое правительство и вся система ниже готовы к такому вызову. Нижегородские депутаты регионального и муниципального уровня оказались к такой работе не готовы, но оперативно направили бюджетные деньги, чтобы исправить эту ситуацию", - подчеркнул эксперт.
"Бесспорно, переход депутатов на новый формат работы не просто дань моде или современным тенденциям, главное – это реакция на эпидемию. И можно сказать, что это дополнительный для общества пример правильного поведения, хоть и запоздалый. Но у этих новшеств есть и другая сторона, которая затрагивает важный смысл парламентской работы. Переход проведения депутатских заседаний и депутатского голосования в интернет и дистанционную форму чревато тем, что за этой "декорацией" будут спрятаны неудобные темы, вопросы и дискуссии. Кстати, в дополнение к этому городская дума усложнила согласование внесения правовых актов. Политические эксперты уже высказали мысль, что инициативы депутатов будут блокироваться и оперативно изменяться Советом Думы. Пострадать могут также публичность и демократия в работе городской Думы. Таким образом, Дума может перестать быть площадкой для дискуссий и присутствия разных политических взглядов в интересах нижегородцев", - считает Раков.
"И, скорее всего, открытая и острая позиция депутатов при нововведениях может быть погружена в "дымовую завесу". Ярким примером того, что может быть скрыто в будущем и уйти в прошлое, стала позиция членов комиссии городской Думы по бюджету и ее председателя Марка Фельдмана. Он говорил о том, что комиссия намерена услышать от главы города ответ на вопрос о причинах недоисполнения доходов бюджета в 2019 году на 7%. Депутаты хотят четко понимать, с чем связаны причины неисполнения, и как они будут преодолены в текущем году. Фельдман также напоминал, что город нарушил сроки реализации отдельных нацпроектов и был вынужден вернуть часть денег. Парламентарии хотят еще раз услышать ключевые причины неисполнения", - подытожил эксперт.
Основное фото: ИА "Нижний сейчас"