Настойчивый апрельский снежок, удивляя и без того оторопевших от событий горожан и словно стремясь заменить собой исчезнувший сахар, тихо покрывая белым ковром тротуары сменился на по-настоящему теплую весеннюю погоду. А между тем кружево снежинок коварно приготовило жителям неприятные сюрпризы. Речь о грядущих квитанциях за тепло. То есть, конечно же, готовит сюрпризы не погода, а потирающие руки от внезапного "фарта" коммунальщики. Затянувшая зима затянула и отопительный сезон. Но так ли щедры на самом деле поставщики тепла?
Знать бы что там впереди…
Можно, конечно, "отнестись с пониманием" к свежей строчке за тепло в квитанциях за ЖКУ. Ведь не лишать же горожан тепла, если погода еще вчера была еще практически зимняя. Но на самом деле все сложнее. И погода не вынимала бы лишние деньги из кошельков жителей, если б система была изначально ориентирована на благо граждан, а не на собственников сырьевых ресурсов.
Во-первых, еще в 2021 году власть объявила о предстоящем повышении цен на ЖКУ примерно на 4% с 1 июля. Однако столь резкого ухудшения общей экономической ситуации никто не прогнозировал, поэтому рост можно ожидать и выше.
Во-вторых, сфера ЖКХ – сфера крайне чувствительная. Чтобы избежать роста социального недовольства власти будут пытаться контролировать рост тарифов, но в результате неизбежно прорвется в другом месте: рост цен на продовольствие и промтовары все равно не даст населению платить за жировки исправно и без возмущений – просто, возможно, будет нечем. В новых условиях власти, нижегородской в том числе, стоит внимательнее посмотреть на специфику работы ресурсоснабжающих организаций.
В этой связи особенно интересен могущественный монополист "Теплоэнерго". Не надо долго искать нижегородца, который бы в красках описал вам, как периодически лишался тепла и горячей воды, как "проваливался" в ямы со свежими аварийными прорывами хоть зимой, хоть летом. Такие картины опишет любой.
А остальные ресурсники завидуют
Ежегодно старт отопительного сезона начинается все раньше – якобы в угоду людям. Вне связи с прогнозами погоды и не принимая в расчет временные колебания с похолоданий на снова теплую погоду. Долгий отопительный сезон – это увеличенная плата за отопление на весь следующий год. И тут возникает вопрос – если городская власть принимает решение начать отопительный сезон раньше, то почему бы в целях экономии ресурсовне подписать решение о его прекращении досрочно, когда весеннее солнце уже позволяет естественными путями обогревать помещения? Ведь каждый год жители твердят об одном и том же: жаре в квартирах и открытых форточках. И это далеко не в новостройках, где отопление регулируется. Это в 60-летних пятиэтажках, показатель энергоэффективности которых уже давно ушел в отрицательные значения.
В платежке нижегородцев за ЖКУ отопление занимает 60-70%оплаты. Любой житель Нижнего Новгорода видит две самые большие цифры в двух строках: за "Отопление (тепл. энергия)" и "Отопление (тепл. мощность"). И, увы, далеко не все собственники стремятся изучить эти параметры и начать разбираться, что они означают для его кошелька и где тут математика, а где чистое лукавство.
Нужно отметить, что Нижегородская область располагается в "удачной" для тепловых манипуляций климатической зоне. Отопительный сезон длится полгода – это не рекорд среди регионов, но вполне достаточно, чтобы иметь возможность "разогнать" приборы учета до приличных сумм. Поистине, таких выгодных входных данных, обусловленных естественными факторами (запутанные физические параметры и вариативность расчетов) нет ни у одного энергетического монополиста.
И плюсом к этому – специально для нижегородцев – третья "радость": на них повешены еще одни из самых высоких тарифов на это самое тепло. Несмотря на то, что аналитика издания РБК отражает данные прошлого года, вряд ли картина сильно изменилась. Нижний Новгород в списке городов с самыми высокими тарифами за отопление занимает вторую строчку среди городов-миллионников, обходя даже Москву! Посмотрите на таблицу:
Санкт-Петербург – 3,208 руб/Гкал,
Нижний Новгород – 2,807 руб/Гкал,
Москва – 2,547 руб/Гкал,
Уфа – 2,289руб/Гкал,
Волгоград – 2,066руб/Гкал,
Екатеринбург – 2,030руб/Гкал,
Пермь – 2,026 руб/Гкал
Удивительно, что миллионник Новосибирск в гораздо более холодном климате может почему-то поставлять жителям теплоэнергию по 1,506 руб/Гкал. И даже Красноярск в зоне вечной мерзлоты – по 1,886!
Напрашивается вопрос: по какой модели формируется рынок цен на тарифы по теплоэнергии? Несмотря на то, что на федеральном уровне существуют единые правила формирования тарифов, проверить все региональные структуры, формирующие итоговую сумму за тариф, просто невозможно.
Согласно этой же аналитической работе, Нижний Новгород – на четвертом месте среди миллионников по доле теплосетей, нуждающихся в замене, – 52%. Но судя по количеству аварий, эта цифра оптимистична.
И при самых высоких тарифах в стране у поставщика тепла регулярно рвутся магистральные трубы, чаще всего зимой, что показывает их "хорошую обслуживаемость" и "надежность". Зимой, в мороз, дома отключают от отопления и бросают все имеющиеся силы на латание дыр в изношенной системе.
Убытки – не повод экономить
История ежегодных летних ремонтов сетей тепловиками – это вообще отдельная история "умелого" хозяйствования. Тепловики знают (или должны знать, по крайне мере) все болевые точки и потребности города, но тем не менее не могут провести летом ремонтную и профилактическую кампанию так, чтобы не уходить с раскопками в зиму. Если из года в год тянется одно и то же – может быть есть и вопрос о поставщиках\подрядчиках?
И еще одно – это "задвоенные" ремонты, когда летом, ремонтируя аварийную магистраль, тепловики кладут рядом дубль, якобы для того, чтобы не ограничивать ресурс. Но ясно, что это двойная цена работы… И не лучше ли надежно починить сразу уже имеющийся участок?
Наконец еще одно. Не надо долго искать, чтобы увидеть, как много теплосетей на поверхности окутаны лохмотьями вместо теплоизоляционного слоя. Не намного больше его и на подземных сетях. То есть, немыслимое количество денег уходит на подогрев городского асфальта и зимнего воздуха на улице. Нагретый в котельных теплоноситель остывает еще до того, как пришел в квартиры к людям. Разумеется, и эти расходы несет не тепловое предприятие.
Может быть, муниципальный теплоресурсник из-за таких издержек ограничивает себя во всем ради жителей? Но, похоже, это совсем не так. Именно топ-менеджмент тепловой компании "Теплоэнерго" занимает целый этаж в одном из самых дорогих офисных зданий в городе. Это при наличии собственного многоэтажного здания в нижней части города.
Почти 31млн рублей составило вознаграждение за 2020 год управленческому персоналу предприятия, куда входит много не очень понятных лиц, ООО-шек и НКО-шек. Напомним, "Теплоэнерго" на 100% принадлежит муниципалитету Нижнего Новгорода в лице администрации города. При этом прибыльной компанию назвать никак нельзя: стоимость одной акции упала с 2,86 рубля в 2019 года до 1,54 рубля в2020.
Таинственные мощные силы
Где же порылась собака, точнее дойная корова для неплохой жизни и вознаграждений при больших расходах? Ведь, чтобы устанавливать высокие тарифы, это надо как-то обосновать.
И тут помогают инженерно-физические "расчеты". Например, мощность. Ни механизм формирования этой строки в платежке, ни обоснование стоимости не описываются в открытых источниках, и никому неизвестно, что в эту "мощность" заложено.
Контроль над расходованием средств, по сути, отсутствует. Не проводятся общественные слушания ни по расходам муниципального (то есть городского) предприятия, ни по конкретным вопросам ремонта, ни вообще по стратегии компании и ее миссии: что оно, собственно, намерено делать с изношенными на 54% сетями и оборудованием, примется ли когда-нибудь за модернизацию.
Еще больше вопросов возникает к тому, кто регулирует этот тариф, кто его подписывает и где публичная его оценка. Может быть, региональным властям следует использовать этот политический инструмент в его полную силу? Глядишь, и население оценит этот широкий жест.
ОПУтывать и навязывать
Но и это далеко не все про разное отношение предприятия к жителям и к себе, любимым. Следите за руками.
В большинстве домов "Теплоэнерго" сам поставил общедомовые приборы учета (ОПУ) тепла. Именно специалисты предприятия проводили соответствующие исследования, сами предложили заключения по домам и проектные решения. После этого ОПУ начали устанавливать в дома, а жители прямо или косвенно их оплатили. Но после нескольких месяцев эксплуатации этих приборов накопилась интересная практика. В то время как тепловики тыкали пальцем в сторону управляющих многоквартирным домом организаций – мол, это ДУКи и ТСЖ должны заботиться о бесперебойной работе счетчика, – оказалось, что по природе своей общедомовой прибор учета тепла не может работать без регулярных поломок и остановок, если только уж очень сильно повезет.
Тепловые ОПУ состоят из разных технологических узлов, имеющих существенную разницу в интервалах поверки. Тепловычислитель поверяется раз в 4 года, расходомеры один раз в 4 года, преобразователь температуры раз в 4 и 6 лет, датчики давления раз в 2 и 5 лет. Сейчас "Теплоэнерго" ставит такие счетчики, что для поверки даже одного узла нужно снимать аппарат целиком. Чтобы поверить разные узлы, требуется регулярный его демонтаж, транспортировка на место поверки (а это может быть даже другой регион). И на период его вывода из эксплуатации может существенно измениться начисление платы. Часто это приводит к увеличению платежа.
А если поверку общедомовых счетчиков тепла не проводить, то опять же вариант не в пользу жителей: счетчик может показывать любые цифры, которые могут не иметь ничего общего с реальностью.
Независимые специалисты и разбирающиеся жители говорят о том, что выбранные "Теплоэнерго" ОПУ имеют очень низкий предел прочности. В отличие от других производителей выбранные теплогигантом не учитывают возможность поломок из-за загрязнения, а грязь постоянно присутствует в магистральной теплосети.
Эта грязь, кстати, тоже не берется из ниоткуда. Она может попасть в виде земли, песка и даже фрагментов улично-дорожной сети. Она может содержаться в плохо подготовленной и неочищенной сетевой воде для отопления в дома. Она же, кстати, засоряет общедомовые сети и батареи жителей. Как говорят эксперты в теме, промывки и опрессовки котельного оборудования спускают в магистраль грязь. Известны и совсем экзотические случаи, которые происходят по совсем не экзотическому попустительству. Речь о так называемых сульфидредуцирующих бактериях, живущих в трубах. Они становятся причиной неприятного запаха горячей воды. Для их уничтожения должны использоваться специальные бактерицидные лампы (по СанПинам химию нельзя использовать). Судя по стойкости этой проблемы в домах, их не используют.
Не устраивает, ищите 5 млн
Но верхом цинизма и алчности можно считать предложения компании по решению проблем с недостаточной температурой горячей воды. На самом деле эту проблему должен решить тепловой монополист в рамках взятых на себя обязательств. То есть, собственные условия для потери тепла он не устраняет, а недостаток температуры воды предлагает жителям решить самим путем установки индивидуальных теплопунктов на дом! Стоимость такого пункта в лучшие годы достигала 3,5–4 млн рублей на дом. Сейчас можно смело умножать эти цифры в 2–3 раза. И такие предложения звучат от предприятия, которое обязано предоставить качественный ресурс в каждую квартиру! Может быть, тогда тепловику стоит взять на себя эти расходы и потом еще взять на баланс себе эти ИТП, ведь жители не обязаны нести бремя расходов еще и за это.
Вопросы: какая же прибыль заложена в тариф, как тепловые предприятия должны защищать свой тариф – являются ключевыми.
По логике, "Теплоэнерго" должен быть заинтересован в том, чтобы дома тратили очень много теплоэнергии, ведь тогда и поставить нужно будет много, а потом и собрать "хороший урожай" из последних денег населения. Однако такой сценарий для тепловика уязвим: увеличение подачи неразрывно связано с увеличением давления на магистрали, а они и так работают на пределе и дышат на ладан. Поэтому такая "неувязочка" вынуждает пихать все финансовые хотелки тепловиков в строку за "мощность". Однако, несмотря на все это, в Нижнем Новгороде уже есть прецедент уменьшения суммы за "мощность" под натиском собственников. Борьба за право платить не "по желанию" тепловика, а по прибору учета и справедливости – тема отдельной статьи.
Итог
В свете всего изложенного можно констатировать, что справедливой оплаты за коммунальный ресурс (то есть "платишь только за то, что потребил") при такой схеме не будет. Люди вынимают лишние деньги за массу всего, не предусмотренного и не относящегося к теплу напрямую. Именно поэтому, как мы уже сказали, оплата за отопление в Нижнем Новгороде опережает все города-миллионники кроме Санкт-Петербурга.
Какой же итог вышесказанному? Выходом из существующей порочной модели может быть:
- децентрализация тепловых систем города;
- разбивка ее на отдельные хозяйствующие субъекты;
- и создание рыночных механизмов борьбы между этими субъектами за доверие собственников МКД.
Простыми словами, властями региона должна быть создана ситуация, когда частный предприниматель предлагает жителям дома установить индивидуальный теплопункт, который обеспечит их дом качественной горячей водой и отоплением.
Второй возможный вариант – это инвестирование в ИТП со стороны "Теплоэнерго". Именно так. Установка теплопунктов не за счет жителей, а за счет ключевого мощного ресурсопоставщика, муниципального, причем, предприятия. Безо всяких "а мы потом с вас в три раза больше соберем". Скажем прямо, этот вариант сказочный, поскольку он про совесть, а не про бешеные деньги из воздуха.
И вот важно подчеркнуть. Все эти "способы хозяйствования" возникают на фоне регулярных, пока еще стабильных платежей от жителей. Но в ближайшее время при существующих принципах и схемах теплового магната к подаче услуг горожанам мы, скорее всего, все чаще будем слышать от него о неплатежах, о его несчастной участи и "связанных руках" и будем слушать проникновенные воззвания населения к совести.