На протяжении 2020 года редакция ИА "Нижний сейчас" совместно с нижегородскими экспертами и АНО "Минин-Центр" реализовала проект "Эксперт мониторинг". Предлагаем подборку комментариев по основным федеральным, региональным и муниципальным событиям. Конечно, главным потрясением для экономики и общества стала пандемия COVID-19. По этой теме сказано уже более чем достаточно, поэтому выбор пал на другие события.
Федеральные события, влияющие на нижегородскую ситуацию
Послание президента Федеральному собранию и смена правительства России.
25 января, Максим Медоваров: Это стало своеобразным политическим землетрясением в давно уже спокойной политической жизни страны.Безусловно, практически все эксперты предполагали, что рано или поздно какие-то изменения в Конституции произойдут, а кабинет Дмитрия Медведева уйдет в отставку. Однако все это ожидалось скорее ближе к 2024 году, чем сейчас. Хотя пример соседнего Казахстана и мог кого-то воодушевить, однако срыв нормального транзита власти в Армении два года назад скорее должен был подтолкнуть политологов к отсутствию ожиданий резких изменений в Российской Федерации, находящейся сейчас на подъеме.
По многим экономическим показателям минувший год оказался очень успешным (рекордно низкая инфляция в новейшей истории, рекордно высокий экспорт зерна, запуск “Турецкого потока”), и, казалось, отставка правительства Медведева стала полной неожиданностью даже для давно призывавших к ней оппозиционных партий и движений. Не вдаваясь в тему конституционной реформы, отметим отличительные особенности нового кабинета. “Политические”, “силовые”, “экономические” министры почти все сохранили свои посты. Изменения в этих блоках крайне незначительны (сменились лишь министры экономического развития и юстиции, а также генеральный прокурор). Зато серьезно обновился состав многочисленных вице-премьеров, в число которых теперь вошли сразу несколько человек, работавших вместе с Михаилом Мишустиным в Федеральной налоговой службе, а также его личных друзей (Дмитрий Григоренко) и протеже (МаксутШадаев). В каком-то смысле фактор личностных группировок в кабинете Мишустина оказался даже выше, чем в кабинетах Медведева.
Самое главное – кардинально сменился “социальный” и “научно-культурный” блок российского правительства. В России теперь новые министры науки и высшего образования, просвещения, культуры, спорта, труда и соцзащиты, а также цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Минздрав и минпросвет возглавили прежние руководители надзорных ведомств в соответствующих сферах, и такое решение вряд ли найдет одобрение в обществе – в отличие от назначения тюменского ректора Валерия Фалькова, который в качестве человека из системы образования несравненно лучше подходит для должности министра науки и высшего образования, чем финансист Михаил Котюков. Наиболее громкое назначение – Ольги Любимовой – представляется вполне оправданным: представляется, что она сможет энергично улучшить все то, что не успел доделать Владимир Мединский.
Следует отметить назначение пермского губернатора Максима Решетникова министром экономического развития. Наряду с генпрокурором Игорем Красновым, новым министром труда и соцзащиты Антоном Котяковым и уже упомянутыми Валерием Фальковым и Ольгой Любимовой он относится к числу относительно молодых профессионалов, выдвиженцев недавних программ по отбору кадрового резерва. Поскольку Пермский край уже получил репутацию инновационного региона (в случае с Фальковым это относится и к Тюменскому университету), можно сделать вывод о том, какие губернаторы и управленцы востребованы теперь на федеральном уровне: те, регионы которых отличаются очевидной эффективностью принимаемых решений. К сожалению, к Нижнему Новгороду, где за одну только уходящую неделю целый район остался без воды, а власти не могут найти средства на строительство метро, это явно не относится. Нижегородцам пока что приходиться лишь мечтать об управленце уровня Марата Хуснуллина, который после грандиозного транспортного строительства в Москве стал теперь российским вице-премьером.
Итоги всероссийского голосования по поправкам в Конституцию РФ
3 июля, Игорь Соловьев: 77,92% российских избирателей высказались за поправки в Конституцию РФ, против – 21,27%, явка составила 65%. С одной стороны, согласно существующим юридическим нормам, в данном формате принятия поправок к Конституции не требовало гражданского референдума. С другой стороны, без народного одобрения все выглядело бы слишком односторонне и параллельно жизни российского обывателя, погруженного в коронавирусный синдром.
Поэтому, несмотря на все риски текущей ситуации, голосование нужно было для легитимизации серьезных политических изменений, которые вводит новый вариант Конституции. Напомним, что юридически поправки уже были приняты существующими органами власти: Государственной Думой, Советом Федерации (против – 1 сенатор) и одобрены региональными парламентами (против 1,6% депутатов), то есть практически единогласно.
Однако легитимизация требовала и гражданского одобрения. С позиции сторонников введения конституционных поправок, все прошло положительно – необходимый результат достигнут.
Удалось набрать количество голосов без серьезных региональных перегибов, необходимое для заявлений о легитимности. Удалось избежать влияния экономически непростой и психологически сложной коронавирусной ситуации. С учетом наступившего лета и снятия карантинных ограничений голосование выступило альтернативой прежней негативной ситуации.
Также удалось создать профессионально-эмоциональную информационную волну поддержки существующей власти, персонифицированной Владимиром Путиным, актуализировав ее патриотическими нотами юбилея Победы в Великой Отечественной войне.
С другой стороны, противники принятия поправок по результатам голосования выдвигают свои аргументы. Так, всероссийское голосование по конституционным изменениям не соответствовало даже тем юридическим нормам, которые специально для этого были созданы – это существенная уязвимость полученных результатов, так как при определенной политической ситуации может быть юридически оспорена вся процедура принятия нового варианта Конституции.
Под сомнение ставится и объективность полученных результатов, так как количество голосов за поправки расходятся с данными exit-polls и предварительных социологических исследований. Кроме этого, сама процедура голосования, напоминающая “пикник у дороги” и растянутая на неделю, позволяла допускать различные креативные варианты по достижению нужного организаторам результата.
В целом всероссийское голосование показало, что современная власть ищет новые форматы избирательной легитимности с учетом того, что прежние формы уже не эффективны. Главная проблема при этом в том, что принципиальное условие легитимности – не столько абсолютные цифры, полученные в ходе тех или иных выборов, сколько доверие граждан к результатам голосования.
Стоит отметить, что несмотря на всю гибкость процедуры конституционного голосования, количество голосов против поправок достаточно высокое, особенно в столице, которая традиционно многое определяет в политическом развитии всей страны.
Голосование 1 июля 2020 года вызвало активизацию политических процессов в стране – период изоляции и апатии явно позади, впереди – единый день голосования 13 сентября, который уже очевидно аккумулирует сегодняшние активные политические настроения.Кроме этого, официально принятые изменения Конституции в самое ближайшее время потребуют значительного изменения российского законодательства, что будет означать переформатирование существующих органов власти, кадровые перемещения, и, соответственно, появление новых политических раскладов и противоречий, которые будут накладываться на существующую в пост-коронавирусном состоянии политическую и экономическую систему.
Поручение Михаила Мишустина ввести в эксплуатацию трассу Москва – Казань в 2024 году
11 июля, Сергей Раков: Четыре года, которые озвучил Мишустин, достаточно короткий и осязаемый срок. Это, пожалуй, первое заявление Мишустина после острого периода пандемии, которое направлено на развитие региональной инфраструктуры в интересах нескольких регионов и центральной России в целом.
Вот именно таких продуманных экономических решений ждут от федерального правительства в обществе, которое за последнее время успело во многом разочароваться в действиях власти. Бесспорно, за реализацией проекта будут наблюдать разные политические центры. Этот проект во многом будет и “спасением” для выстраивания информационной политики в тех задействованных регионах, где местные власти не могут или даже не хотят по ряду причин реализовывать собственные масштабные инфраструктурные проекты.
Нижегородский губернатор Глеб Никитин естественно поспешил сообщить, что данный проект будет способствовать экономическому развитию всего юга Нижегородской области. В обозначении трассы присутствует название “Нижний Новгород”, хотя по проекту трасса пройдет почти в 100 километрах южнее от Нижнего Новгорода. Таким образом, для самого областного центра польза от данного проекта возможна лишь в снижении транспортного трафика по трассе М-7 и снижении транзитного потока через областной центр.
Строительство южного обхода Нижнего Новгорода не завершено, а о планах замыкания транспортного кольца вокруг города путем строительства моста в районе Подновья нынешние власти предпочитают конкретно не говорить. В связи с решением строительства трассы М-12 планы по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Нижний Новгород – Казань, по всей вероятности, отложены на неопределенный срок в пользу реализации направления Москва – Санкт-Петербург. Таким образом, заявления властей, которыми они несколько лет содрогали воздух о том, что из Нижнего до Москвы можно будет добраться за 1,5-2 часа, пока останутся пафосными заявлениями. Тем не менее, с аргументами и выводами относительно значения трассы М-12 и Мишустина, и Никитина нельзя не согласиться. Новая большая дорога, проходящая через нижегородский регион, будет способствовать росту экономики.
Региональные события
На протяжении всего 2020 года эксперты не раз комментировали развитие событий вокруг благоустройства парка "Швейцария" в Нижнем Новгороде. Эта тема стала одной из главных в информационном поле региона в уходящем году.
7 февраля, Алексей Орехов: Сегодня методом интуитивного поиска выбирается объект, который бы стал масштабным и визуальным подарком нижегородцам к юбилею города. В качестве такого было уже опробовано несколько вариантов. Это памятник Александру Невскому, целесообразность которого была поставлена под сомнение в силу слабой привязке к истории Нижнего Новгорода в сравнении с другими российскими городами. Это и реставрация целой серии объектов культурного наследия, которая, однако, в связи с их разбросанностью не создавала бы единое восприятие исторической реконструкции города. Это и строительство транспортной развязки на ул. Циолковского в Сормове, которая в силу своей специфики не тянет на юбилейный подарок, является плановым решением проблемы отдельного района, и к тому же по срокам уже не может быть реализована к общегородскому юбилею, хотя ранее власти гордо анонсировали, что развязка будет к юбилею.
На сегодняшний день парк “Швейцария” пока неофициально, но может претендовать на такую роль юбилейного подарка. При этом предусматривается серьезный федеральный транш на его благоустройство. Общая сумма планируемых вложений сегодня достигает 4 млрд рублей, из которых большая часть – это федеральные средства. Сумма более чем значительная. Если Нижний Новгород не смог получить в качестве юбилейного объекта еще одну станцию метро, то сделать значительную часть городского пространства комфортной и благоустроенной по современным требованиям – это принципиальная задача престижа как города, так и Нижегородской области. Однако к настоящему времени отсутствует системная концепция празднования 800-летия нашего родного города, которая имела бы соответствующий исторический смысл и воплощалась бы в соответствующие этой дате масштабные объекты. Вместо этого происходит имитация бурной деятельности и дымовая завеса в виде обсуждения очередного нового названия парка, которую официально инициирует городская администрация. А в результате создается еще одна точка напряженности, раздражающая общественное и информационное поле. И опять важные региональные задачи “спотыкаются” на уровне областного центра.
22 мая, Вадим Андрюхин:"На уходящей неделе тема парка “Швейцария” опять попала в информационно-общественную повестку. Депутаты городской Думы на заседании комиссии по экологии высказали обоснованные претензии по поводу несогласования с ними скорректированного проекта благоустройства парка. Недавно назначенный замглавы города Дмитрий Сивохин с позицией депутатов согласился, в результате чего назначено дополнительное заседание рабочей группы по указному вопросу. А это опять затяжка по времени.
При этом следует отметить, что проблема реконструкции муниципального парка “Швейцария” приобрела сегодня уже областной характер в силу нескольких факторов. Прежде всего, в связи с общественным недовольством первоначальным проектом, который предусматривал капитальную застройку части парковой территории. В процесс был вынужден вмешаться губернатор Глеб Никитин, пообещавший сохранить все озелененные территории парка.
Областная значимость благоустройства “Швейцарии” объяснялась и значительностью федерального финансирования и, соответственно, масштабностью работ, которые могли стать реальным подарком всем нижегородцам к 800-летнему юбилею города. К сожалению, сроки уже нарушены и согласно сегодняшней административной процедуре уже ясно, что к дате юбилея реконструкция парка “Швейцария” уже не состоится.
Тем не менее, реконструкция парка “Швейцария” – это значимый проект областного центра, и при этом сегодня существует непонимание по его окончательному формату. Это связано и с проблемой конкретной ответственности за процесс реконструкции. С одной стороны, это зона деятельности городской администрации, но при этом Юрий Шалабаев, курирующий ранее в администрации вопросы строительства, сегодня несет большую нагрузку за другие сферы городского хозяйства. А нового ответственного на уровне муниципалитета пока не видно. Очевидно, что здесь требуется помощь областного руководства, в рамках которого создано целое направление по организации юбилейных мероприятий.
И наконец, дополнительный ситуативный фактор – это общая сложная экономическая ситуация в стране, с учетом которой сумма почти в 4 млрд рублей на благоустройство одного городского парка уже не кажется такой реальной. Даже в Москве в настоящий момент приостановлены дорогостоящие работы по благоустройству, финансирование которых велось не из федерального, а городского бюджета.
22 августа, Сергей Раков: Нижегородцы пятый раз провели акцию в защиту парка “Швейцария”. На пятый раз акция стала политической по “вине” самих политиков". После этого акции стали еженедельными и проходят по сей день. Живую цепь поддержали, и в прямом и в переносном смысле, представители политических партий – “Справедливая Россия” (председатель НРО Татьяна Гриневич и кандидаты в депутаты городской думы), “Яблоко”, сторонники Алексея Навального и представители “Единой России” (два депутат ЗС НО и один депутат Госдумы). От исполнительной власти был глава администрации Приокского района Нижнего Новгорода Михаил Шатилов. Также была председатель Нижегородского областного отделения Всероссийского общества охраны природы (ВООП) Татьяна Созонтьева. Политики были по разные стороны “баррикад”.
Кейс протеста по парку “Швейцария” продолжает формироваться и уже имеет шанс теоретически приблизиться к протестам федерального масштаба. Акция в прошлый вторник пусть скромно, но уже замечена на федеральном уровне. Присутствие провластных региональных политиков, которые, мне кажется, тем самым “сослужили медвежью услугу”, вывело этот протест на новый качественный уровень и практически легализовало его смыслы. На аргументированные и здравомыслящие вопросы протестующих у присутствующих политиков убедительных ответов не нашлось. “Арьергард” политиков не смог выполнить, возможно, поставленные им задачи. Не исключаю, что теперь властям придётся применить другую тактику.
Профильные ответственные чиновники, проектировщики и генподрядчик с протестующими сейчас не общаются. Кстати, в феврале такое общение еще было: губернатор Глеб Никитин и на тот момент зам мэра Нижнего Новгорода по строительству Юрий Шалабаев встречались с людьми в парке и отвечали на вопросы. Юрий Шалабаев в своем первом полноценном телеинтервью в статусе и.п. главы администрации уделил теме парка много внимания, но видимо его слова прозвучали не убедительно. В свою очередь, губернатор около двух недель назад анонсировал специальное взаимодействие с обществом по проблемным темам парка, но пока действий не видно.
Очевидно, что преобразования в парке нужны, но логику нынешних действий власти, авторов проекта и выбранного подрядчика не всегда можно понять. Первоначально фигурировала сумма в 3 миллиарда рублей, которая позже выросла до 4 миллиардов рублей. Только потом началась вся история перемен в парке. В результате пробелы в понимании происходящего присутствуют у многих нижегородцев. И это точно не проблема горожан, а проблема организаторов всех процессов, происходящих с парком.
На федеральном уровне звучит мнение, что любая протестная активность в регионах сейчас – это сигнал федеральным кураторам регионов из администрации президента. Губернаторы, ориентированные только на отчеты перед московскими высокими кабинетами, создают риски региональных протестов своим невниманием к местной проблематике и нежеланием формировать полноценную внутреннюю повестку.
Впереди 13 сентября – день выборов в городскую думу Нижнего Новгорода. Некоторые используют тему парка в выборном моменте. Но, уверен, что и после выборов истинные активисты не успокоятся и будут наполнять информационное поле до момента, пока не получат ответы на свои вопросы или не увидят конструктивные встречные шаги власти. К сожалению, сейчас время компромиссов.
Второй региональной темой стало самосожжение Ирины Славиной. Нижегородский губернатор Глеб Никитин обещал взять на контроль “дело” Ирины Славиной, но само дело СК так и не заводит
10 октября, Сергей Раков: Тема страшной трагедии Ирины Славиной по-прежнему занимает главное место в информационном поле региона и даже за его пределами. Власть и общество получили моральный удар, к которому они были не готовы. В этом комментарии я остановлюсь на оценке действия власти в эти дни. Для власти эти события стали настоящим испытанием и это испытание еще не закончилось.
Буду аккуратней в терминах и поэтому напишу, что на виду власти несколько лет Ирина Славина была под пристальным вниманием правоохранительных органов. Власть старалась на это не реагировать, хотя знала об этом все. В итоге случилось то, что случилось. Очень много чиновников подпрыгнули в своих теплых креслах. Два дня после трагедии губернатор хранил публичное молчание и публичное бездействие. Затем через любимый Instagram губернатор дал комментарий, в котором помимо слов соболезнования были и другие важные слова: “Я предприму все усилия для того, чтобы расследование обстоятельств, приведших к трагедии, было на контроле на самом высоком уровне” и “…важно …. какие уроки и выводы будут сделаны”.
Этот комментарий оказался “находкой” для московского Кремля, которому очень не нужны новые точки протестной активности, выплескивающиеся на федеральный уровень из регионов. Поэтому пресс-секретарь президента Дмитрий Песков локализовал тему, вернув ее на уровень региона и губернатора Никитина. Песков акцентировал внимание на реакции губернатора, сказав, что тот обязательно разберется в произошедшем. Вот так федеральный центр напомнил, что губернаторы отвечаю за все, что происходит на вверенных им территориях, даже если многие проблемы и события находятся в компетенции ведомств, подчиненных не региону, а Москве.
Теперь Никитин в публичной плоскости главный “ответственный” за расследование “дела” Славиной. Это очень сложная управленческая и репутационная ситуация. Уже сообщалось, что Глеб Никитин провел совещание с силовиками.
Возможно, сделано еще что-то, что пока нам не известно. “Фактор Славиной” меняет почти весь политико-социальный ландшафт в миллионном областном центре и в регионе в целом. С одной стороны, нужно поддерживать силу власти, не “перегибая палку”, с другой уже пора не бояться разумных компромиссов ради консолидации, стабильности и дальнейшего развития. И я полностью поддерживаю губернатора Никитина в его стремлении знать – какие же уроки и выводы будут сделаны из случившегося.
Муниципальные события
Отставка главы Нижнего Новгорода Владимира Панова
9 мая, Игорь Соловьев: Событие 6 мая, когда городская Дума одобрила отставку мэра – с одной стороны, ожидаемое, так за последние месяцы было достаточно информации об уходе Владимира Панова с занимаемой должности. С другой стороны – событие нестандартное, так как не часто в России в отставку уходят мэры городов-миллионников, тем более в такое напряженное время и, тем более, без открытого скандала.
Последнее обстоятельство подтверждается и обнародованными вполне убедительными результатами деятельности Панова за относительно короткий период управления (840 дней).
При этом оценки работы Владимира Панова весьма разные – можно привести немалый список и весьма противоречивых итогов. Примечательно, что в этом есть еще и второй результат его управления – это хорошо моделируемая информационно-политическая интерпретация его деятельности, соответствующая современным условиям.
При серьезном информационном прессинге, который сыграл свою роль в сокращении срока пребывания в кресле градоначальника (вспомним для примера Никиту Исаева, запустившего антипановскую тему в федеральную повестку), Панов старался это не только отбивать, но и организовывал альтернативные кампании, в том числе в адрес своих “недругов”.
Итог более чем нагляден – уход с трудной должности на повышение – в ближайшее время Панов займет должность спецпредставителя госкорпорации “Росатом” по вопросам развития Арктики.
Направление стратегически важное для развития будущего России, прежде всего с точки зрения развития Северного морского пути.
В связи с уходом Владимира Панова весьма актуален теперь более важный вопрос о будущем главе Нижнего Новгорода.В настоящий момент исполняющим обязанности является Юрий Шалабаев, накануне назначенный первым замглавы Нижнего Новгорода
В этой связи пока срабатывает ранее просчитанный сценарий “Преемник” и пока Шалабаев – единственный реальный претендент на эту должность.При этом на должность нижегородского градоначальника обсуждались и другие фамилии: Андрей Чертков, Александр Табачников, Олег Лавричев. Хотя изначально губернатором Никитиным на должность главы Нижнего Новгорода, судя по всему, намечался Иван Носков (сегодняшний глава Дзержинска). Но в конце 2018 года Носков во избежание конфликта в Нижнем Новгороде и для решения фактически кризисной ситуации был командирован в Дзержинск.
Предполагалось, что практика управления муниципалитетом позволит Носкову накопить соответствующий опыт и вернуться в администрацию Нижнего Новгорода уже в качестве первого лица. Однако этого не произошло. За полтора года управления Дзержинском никаких прорывных результатов достигнуто не было, что особенно очевидно на фоне умеренного развития Нижнего Новгорода. Помимо отсутствия значимых хозяйственных достижений Носков, первоначально позиционирующий себя как хозяйственник, проиграл еще и информационно-политическую войну. Примечательно, что при отсутствии какой-либо оппозиции проиграл самому себе благодаря весьма хаотичной кадровой политике и непониманию стратегических приоритетов в управлении непростым муниципалитетом. С июня прошлого года Носков стал резко погружаться вниз по рейтинговым показателям и стал минус-героем в нижегородских СМИ.
К концу прошлого года его рейтинговое KPI-падение оказалось более чем очевидным, прежде всего на фоне показателей Владимира Панова. Стало понятно, что с таким бэкграундом назначение Носкова на роль главы областного центра станет большим минусом для губернатора Никитина. Не случайно, что именно в декабре 2019 года ставка и была сделана на Шалабаева – именно он был назначен заместителем главы Нижнего Новгорода с предполагаемой ротацией на место руководителя города. Пока управленческое решение “Шалабаев” вызывает только вопросы, и аргументов “за” не просматривается. Администрация Нижнего Новгорода в какой-то степени “деморализована” и по всей вероятности губернатору Никитину в ручном режиме придется сопровождать Шалабаева. Этому уже примером является почему-то не озвученная ранее при мэрстве Панова готовность правительства региона помогать областному центру с ливневками после погодного ЧП 8 мая. Хотя подтопления Нижнего Новгорода случались и ранее, но эти проблемы оставались в компетенции Панова.
При прогнозе будущего главы Нижнего Новгорода важно не забывать и о таком современно-специфическом факторе как кадровые квоты между ведущими российскими корпорациями. В данном случае речь идет о распределении управленческих должностей между “Ростехом” и “Росатомом”, которые до последнего момента просматривались в Нижегородской области. Сегодня же “Росатом” видимо теряет позиции через уход двух значимых своих представителей – Евгения Люлина и Владимира Панова. К общему кадровому раскладу в Нижегородской области следует добавить вариант, что это будет каким-то образом компенсировано. Хотя давно уже пора исключить политический аутсорсинг госкорпораций из региональной политики.
Выборы в городскую Думу Нижнего Новгорода
20 сентября, Сергей Раков: Как и ожидалось, данные выборы не имели никакого отношения к конкуренции политических идей и соревнованию политических программ. Знакомясь с отчетами наблюдателей, которые сопровождали встречи кандидатов от разных партий, видно, что большинство кандидатов на встречах ничего не обещали своим потенциальным избирателям. Как известно, обещания нужно выполнять, а в нынешних условиях это весьма проблематично из-за целого набора обстоятельств – начиная от набора полномочий и возможностей депутата и думы в целом и завершая способностью качественно контролировать исполнительную городскую власть, которая также не демонстрирует эффективность. По итогам выборов изначальный сценарий выполнен почти идеально. Это даже не “договорной матч” между двумя командами – власть и партии\самовыдвиженцы. Это игра власти, которая играла сама с собой по своим правилам".
Кстати, формально новая дума выглядит даже более демократично, чем уходящая с учетом сокращения количества депутатов до 35. Представителей “Единой России” стало меньше, но большинство они естественно сохранили. “КПРФ” сохранила количество мандатов – это неплохо, “Справедливая Россия” – уменьшила количество депутатов до двух, но это можно объяснить незаконченной перезагрузкой регионального отделения. А вот “ЛДПР” даже увеличила депутатское представительство – это отличный результат. Ну, и для разнообразия вместо партии “Патриоты России”, теперь в думу зашла “Партия Роста” в количестве одного депутата. Со стороны посмотреть – у нас прямо расцвет демократии – партия власти немного сдает позиции, но по факту это псевдодемократия. Качественных перемен в думе не произошло, что конечно удобно для власти.
В некоторых городах России по итогам выборов ситуация более пестрая по политическому набору партий в городских парламентах. К примеру, в Томске в городской думе будут представлены кандидаты от семи партий: “Единая Россия”- 24,2%, ЛДПР – 18%, КПРФ – 17,7%, “Новые люди” – 13,5%, “Справедливая Россия” – 10,8%, “Яблоко” – 8%, “Партия Роста” – 5%.
Всех конечно удивила очень низкая явка в Нижнем Новгороде – 15,62%. На выборах самых приближенных к народу муниципальных депутатов это свидетельствует о кризисе доверия к власти. Но, тем не менее, глава нижегородского облизбиркома Маргарита Красилевская считает общую региональную явку в 22,6% достойной. Это была первая избирательная кампания Маргариты Красилевской в качестве главы избиркома Нижегородской области. В соседних с Нижегородской областью регионах ПФО явка была существенно лучше.
Ответственность за низкую явку можно смело возложить на всю систему управления в регионе и на конкретных высших должностных лиц. Об этом, кстати, высказались ряд экспертов 16 сентября во время заседания нижегородского Эксперт-клуба. Они прямо указали, что ответственность за ситуацию с низкой явкой лежит на губернаторе области Глебе Никитине. Указом президента от 25 апреля 2019 года №193 “Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ” введены критерии оценки эффективности деятельности власти и в частности губернаторов. Критерии очень верные – от уровня доверия к президенту РФ до уровня бедности в регионе. Так вот, на мой взгляд, имеет, смыл добавить новый критерий – это уровень явки избирателей на местные и региональные выборы.
Редакция ИА "Нижний Сейчас" благодарит экспертов за сотрудничество в 2020 году:
Политического обозревателя Вадима Андрюхина, эксперта АНО “Минин-центр” Алексея Меркурьева, эксперта АНО “Минин-центр” Владимира Хрыкова, эксперта АНО “Минин-центр” Игоря Соловьева, политолога Виктора Лысова, медиа-эксперта Владимира Лапырина, социолога Максима Лубяного, эксперта АНО "Минин-Центр" Максима Медоварова, политолога Александра Суханова, политического эксперта Евгения Сабашникова, члена попечительского совета АНО “Минин-центр” Богдана Безпалько и других.
Основное фото: ИА "Нижний сейчас"