Сегодня в ходе еженедельного оперативного совещания директор департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства Ирина Семашко доложила о результатах работы подразделения за 2014 год и обозначила планы на 2015 год.
По ее словам, одним из основных направлений деятельности департамента является анализ и прогнозирование социально-экономического развития города. С целью реализации эффективной экономической и финансовой политики на основе тесного взаимодействия с предприятиями и структурными подразделениями администрации был разработан и утвержден Прогноз социально-экономического развития Нижнего Новгорода на 2015-2017 годы, который стал основой для формирования бюджета города на 2015 год.
«В целях принятия уполномоченными органами мер по контролю и предотвращению необоснованного роста цен, с августа 2014 года в рамках поручения Президента России департаментом была организована работа по проведению ежедневного мониторинга цен на основные продукты питания. В нем принимают участие все территориальные подразделения администрации города», - сказала Ирина Семашко.
Другим стратегическим направлением работы стала реализация мероприятий, направленных на совершенствование бюджетного процесса и увеличение доходов бюджета города, осуществление муниципальной налоговой политики.
«В 2014 году была организована работа по обеспечению перехода города на программный бюджет: сформирована необходимая правовая база для разработки муниципальных программ, в ходе проведенной работы при методическом сопровождении департамента были утверждены 22 муниципальные программы нового формата, которые охватывают все сферы жизнедеятельности в рамках полномочий муниципалитета. Экономический блок представлен муниципальной программой «Развитие экономики Нижнего Новгорода», в составе которой семь подпрограмм по направлениям деятельности департамента экономического развития», - добавила Ирина Семашко.
«Безусловно, один из важных результатов работы департамента связан с выполнением задачи Президента России по переходу муниципалитетов на программные бюджеты. Если к 2014 году по программам было распределено около 2% расходов бюджета города, то уже сейчас мы имеем бюджет, более чем на 88% распределенный по программам. Задача решается в высшей степени эффективно – то, на что президент дал два года, мы выполнили за один год», - отметил Олег Кондрашов.
Директор департамента сообщила, что для обеспечения эффективной реализации муниципальных программ за каждой закреплен ответственный исполнитель и соисполнители. По каждой программе разработаны годовые планы в форме календарных графиков, определен механизм мониторинга их исполнения, разработана унифицированная интегральная методика оценки эффективности муниципальных программ.
В целях увеличения доходов бюджета в 2014 году проводились заседания городской комиссии по обеспечению полноты налоговых платежей в бюджет, на которых была рассмотрена задолженность 124 налогоплательщиков по НДФЛ на общую сумму около 350 млн. рублей. В результате проведенной работы предприятиями был добровольно погашен долг в сумме 197 млн. рублей. В свою очередь администрациями районов в 2014 году было проведено 328 заседаний комиссий, на которые было приглашено 3 000 недобросовестных налогоплательщиков. В результате добровольно погашена задолженность перед бюджетами всех уровней в 182 млн. рублей. Общий эффект от проведенной работы выражается в сумме 379 млн. рублей.
Еще одним ключевым направлением работы департамента было и остается повышение эффективности бюджетных расходов в связи со вступившим в силу №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
«В целях проведения закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд департаментом были проверены сметы на общую сумму 24,2 млрд. рублей. Экономия в результате проверки документации составила 620,5 млн. рублей. Для сравнения: в 2013 году были проверены сметы на общую сумму 18,4 млрд. рублей, экономия от проверки составила 302,7 млн. рублей. Также по итогам 2014 года департаментом, как уполномоченным органом, были проведены 982 закупочных процедуры на 10,5 млрд. рублей, экономия составила 700 млн. рублей. В общей сложности экономия от проверки смет и проведения процедур муниципальных закупок в 2014 году составила более 1,3 млрд. рублей. В результате такой активной работы в 2014 году Нижнему Новгороду присвоен наивысший рейтинг прозрачности по итогам ежегодного проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок», - подчеркнула Ирина Семашко.
Директор департамента напомнила, что в 2014 году была актуализирована долгосрочная программа развития производительных сил. Совместно с администрациями районов проводился ежемесячный мониторинг реализации инвестиционных проектов, включенных в эту программу.
«Нами был разработан и утвержден Инвестиционный паспорт города. Основная цель документа - продвижение инвестиционного потенциала Нижнего Новгорода и привлечение новых инвесторов. При содействии комитета внешнеэкономических и межрегиональных связей инвестиционный паспорт был переведен на английский язык, с документом ознакомлены почетные консульства иностранных государств, располагающиеся в Нижнем Новгороде, а также города-побратимы. Ведется работа по размещению инвестиционного паспорта на специализированных интернет-ресурсах», - отметила Ирина Семашко.
Кроме того, в своей ежедневной работе специалисты департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства ведут контроль за экономической деятельностью организаций муниципального сектора.
«Так, по итогам 2014 года поступление части прибыли от муниципальных предприятий составило 16,9 млн. рублей, рост по отношению к 2013 году составил 150%. Также в течение года были утверждены тарифы на платные услуги для 154 муниципальных предприятий и учреждений. Благодаря этому жители города, в том числе и социально уязвимые категории населения, получили услуги по доступным ценам, а муниципальные учреждения и предприятия - дополнительные доходы», - подчеркнула Ирина Семашко.
В рамках развития потребительского рынка и предпринимательства в Нижнем Новгороде продолжает действовать муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства». Большим достижением в 2014 году стало признание Нижнего Новгорода победителем в конкурсе по отбору муниципальных районов и городских округов Нижегородской области для предоставления субсидий из областного бюджета на поддержку малого бизнеса. Победителями конкурса стали 15 предпринимателей, получивших субсидии в виде грантов на сумму более 4 млн. рублей.
«В целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов в 2014 году департаментом организовано и проведено 35 заседаний комиссии по организации деятельности нестационарных торговых объектов. Проведено 11 открытых аукционов на право их размещения. В бюджет Нижнего Новгорода поступило 27,8 млн. рублей, что на 2,1 млн. рублей (12,24%) больше, чем в 2013 году», - отметила Ирина Семашко.
Вместе с тем проводится работа по выявлению самовольно установленных нестационарных торговых объектов, подлежащих сносу. На сегодняшний день в утвержденный перечень входит 936 таких объектов. По результатам проведенных административных процедур в 2014 году администрациями районов организован вывоз 360 самовольно установленных нестационарных торговых объектов, как в добровольном, так и в принудительном порядке.
Комментируя итоги деятельности департамента экономического развития, инвестиций и предпринимательства, глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов отметил, что «непростая экономическая ситуация заставила муниципалитет быстро сконцентрироваться и переформатировать свои планы в соответствии с реалистичными прогнозами». Среди важных направлений деятельности департамента градоначальник выделил работу по контролю за ценами на продукты питания в торговых точках города и работу с налоговой задолженностью, которая позволяет возвращать в городскую казну сотни миллионов рублей.
По мнению главы администрации города, на привлечение новых ресурсов направлен и такой важный документ, как Инвестиционный паспорт города, который появился у Нижнего Новгорода впервые только в 2014 году. Олег Кондрашов отметил высокий профессионализм и юридическую грамотность специалистов департамента при проведении аудита муниципальных закупок и торгов, что подтвердилось независимыми контролирующими органами – в результате внешних проверок никаких фактов нарушения действующего законодательства при осуществлении закупок для муниципальных нужд в Нижнем Новгороде не выявлено.