Российские (в том числе и нижегородские) энергетики имеют одну интересную особенность: их и без того серьезные аппетиты постоянно увеличиваются. При этом у продавцов "света" (будь то "сетевики" или "сбытовики") есть лоббисты в высших эшелонах федеральной власти. Отсюда – неумолимо растущие тарифы. Но здесь вмешивается политика, система сдержек и противовесов – так, что "сразу и намного" стандартные расценки за электроэнергию увеличить нельзя. Поэтому используются иные ухищрения, которые оформляются в виде законов и постановлений и ведут к дополнительному обогащению карманов "световых королей". Сначала это были поборы за ОДН. Когда же после громких скандалов их не стало, на откуп энергетикам отдали тему установки так называемых умных счетчиков. Этот процесс уже вовсю идет в Нижнем Новгороде, и уже есть пострадавшие – люди, которым инновационные аппараты насчитали гигантские суммы. И это только начало: все возможности "искусственного интеллекта" (в плане выжимания из потребителей средств) не исчерпаны.
Аппетиты "пищевой цепочки"
Классический способ обогащения энергетиков – взимание с населения платы за электроэнергию. Причем это делают сбытовики, которые являются, по сути, не обязательной прослойкой между генерирующими и сетевыми компаниями и потребителями. Основное их занятие – денежные расчеты. Естественно, прокормить всю эту "пищевую цепочку", в которой существуют такие вот паразитирующие звенья, населению гораздо сложнее.
Тем не менее, цепочка эта все больше испытывет голод, то есть нехватку денежных средств, и ищет все новые и новые пути удовлетворения своих потребностей.
Стандартный путь – это рост тарифов, который обеспечивают даже не федеральные власти, а местные. С ними проще договориться. Поэтому в условиях, когда в стране наблюдается переизбыток мощностей, когда поставляемая за рубеж электроэнергия стоит "копейки", внутри страны она все время растет.
Пять лет назад, например, бумкомбинат "Волга" в Балахне был настолько доведен до кризиса "световыми" поборами, что решился на отчаянный шаг и обзавелся собственными генерирующими мощностями. Но и тут энергетики нашли за что "стричь": от НиГРЭС до бумкомбината вела принадлежащая им ЛЭП, которую сделали буквально золотой.
И это далеко не частный случай.
И нельзя сказать, что с тех пор тарифная политика нижегородских властей стала более лояльна по отношению к бизнесу, нежели к энергетикам. То, что последние не "добирали" с помощью обычного тарифа, они с лихвой получали по ставке на мощность. Только в конце прошлого года предпринимателям обещали "послабления" в этом вопросе. Посмотрим, во что это выльется.
ОДН как лазейка
Что касается стандартных тарифов для населения, то они, конечно, растут непрерывно, что сделало плату "за свет" одной из самых финансово емких: у людей все чаще едва хватает средств оплатить ту услугу. Так, в июле этого года для нижегородских сбытовиков подняли тарифы на 3,5 – 4,4 процента.
Но для быстро растущих аппетитов энергетиков это слишком медленный процент: ну, подумаешь, какие-то несчастные 3 процента в год, на них и яхты для менеджмента толком не купишь, разве что автопарк обновить… А на более активный тарифный рост региональная власть при всем желании пойти не способна, ибо обременена политическими обязательствами перед населением. Да и есть какие-никакие федеральные ограничения.
Поэтому энергетикам приходится, не забывая, конечно, о попытках влияния на тарифную политику, "идти другим путем". Другой путь не прост, но тоже весьма эффективен. Это влияние на законодателей и федеральных чиновников, которые посредством новых нормативных актов создают все новые и новые лазейки для обогащения поставщиков ресурсов. Ярчайший пример – изменение правил предоставления коммунальных услуг, в результате чего плата за общедомовые нужды (ОДН) перешла в разряд коммунальных (то есть была отдана на откуп энергетикам) и увеличилась в разы.
Отметим интересную особенность: "введение ОДН" сразу вызвало шквал возмущений по всей стране, и возмущения эти не прекращались. Власти могли бы сразу признать, что это ошибка, и снять социальное напряжение. Но сразу этого не произошло. Без малого три года сбытовики "кормились" за счет ОДН, после чего плата за "лампочки в подъездах" была переведена обратно в разряд жилищной услуги и вошла в изначальное ценовое русло.
Виртуальное удобство
Но потребности в дополнительном "кормлении" у энергетиков, конечно же, никуда не делись. Новые лазейки придумываются постоянно, и она из наиболее эффективных на сегодняшний день – так называемые умные (или интеллектуальные) приборы учета.
Законодатели "подсуетились" еще два года назад, прописав требование по замене ими обычных счетчиков в 2022 году. Процесс этот плавный (пока заменяются, как правило, приборы с истекшим роком годности), но неотвратимый. Начиная с июля 2020 года, например, обязанность по установке и "эксплуатации" умных счетчиков возложена на энергетические компании.
Это новшество сопровождает мощная информационная кампания. В интернете вы не найдете негативных статей об интеллектуальных счетчиках – напротив, большинство ресурсов расписывает, какие они замечательные, как быстро они переключаются на удобный для потребителя режим, и главное – жителям не надо теперь передавать показания! В эти приборы встроен модем, через который счетчик сам связывается со сбытовой компанией. Красота, да и только…
И лишь по отдельным комментариям к этим позитивным статьям и по сообщениям на форумах можно догадаться об истинном положении вещей. А истинное положение вещей заключается в том, что все эти "удобные" инновации выгодны в первую очередь энергетикам, а не населению.
С автоматом не поспоришь
Давайте рассмотрим, какие плюсы появляются у "световых королей".
Во-первых, умный счетчик фиксирует все манипуляции с ним – от банального взлома до попыток воздействия на его магнитное поле. То есть "скрутить" такой прибор в пользу потребителя и остаться незамеченным будет сложно. Конечно, любой интеллектуальный прибор можно "перепрошить", можно и исказить его сигнал. Но таких умельцев единицы, к тому же с развитием способов взлома будут внедряться способы защиты.
Во-вторых, в случае с частным домовладением прибор учета устанавливается на столбе. То есть повлиять на его работу не сможет никто, кроме энергетиков.
В-третьих, сбываются давние мечты поставщиков ресурсов об отключениях за неуплату. Сегодня сбытовики не применяют этой меры по отношению к жителям, ибо рискуют "вызвать огонь на себя". Теперь же это будут делать не энергетически компании, а приборы – автоматически. К кому претензии предъявлять?
Понятно, что собираемость денежных средств при таком подходе возрастет. А в дальнейшем можно, допустим, сделать автоматическое отключение тем, кто не заплатил на месяц вперед.
В-четвертых, можно изначально запрограммировать такой прибор не в пользу потребителя. Ну или установить "бракованный", что по результату одно и то же. Не далее как в июле именно такой случай произошел в одном из домовладений в Нижнем Новгороде: мужчина ранее платил за электроэнергию около 2 тысяч в месяц, а после установки на столб чудо-прибора ему стали приходить счета за электроэнергию по 80 тысяч. При этом энергетики начали угрожать, что если потребитель не заплатит, к нему судебные приставы придут – не то что свет отключат…
Кто установил, тот и влияет
Весь цинизм ситуации в том, что мужчина звонил и писал в разные инстанции – ему никто не помог, никто не стал вмешиваться. Только после того, как подключилась одна из телекомпаний, дело сдвинулось с мертвой точки. Это значит, что чиновники (и тем паче энергетики) склонны доверять прибору, а не человеку. Ну а как же, счетчик-то интеллектуальный, не ошибается…
Это, конечно, случай вопиющий и слишком заметный. А если прибор будет не так существенно искажать реальное потребление в пользу сбытовиков? Многие ли потребители это заметят? А из тех, кто заметил, многие ли побегут жаловаться? А из тех, кто пожаловался, многие ли добьются справедливости?
Известен еще один случай, описанный на форуме: владельцу частного дома установили интеллектуальный прибор учета, при этом обычный "Меркурий" – совершенно исправный - у него остался. Так вот, обычный счетчик показывает 60 киловатт, а "инновационный" – 80. Мужчина судится с энергетиками, чтобы "инновацию" убрали, но не факт, что он выиграет: закон предписывает установку именно интеллектуальных приборов.
Понятное дело, в выигрыше тот, кто может как-то влиять на работу таких приборов. А влиять может только тот, кто их установил и обслуживает. То есть энергетическая компания. Поэтому, собственно, они и не сопротивлялись, когда законодатели их обязывали оснащать квартиры и частные дома умными счетчиками. Для них такое "бремя" – все равно что для братца Кролика из известного мультика переброска в колючие кусты. Затраты на установку с лихвой окупятся…
Как же сопротивляться этому явлению?
Увы, пространства для разбега у жителей практически нет. Можно, конечно, до последнего держать оборону и не пускать энергетиков на порог, чтобы они не смогли установить умный прибор. Но рано или поздно это все равно произойдет. И когда это произойдет, останется только одно – жаловаться при малейшем намеке на отклонение не в пользу потребителя и вообще всячески возмущаться. Тогда эта проблема быстрее выйдет на политический уровень. Рано или поздно, этот способ "кормления" должен себя изжить.
Фото: minvr.gov.ru