Хроники пикирующего капремонта

13 января 2021 в 07:54

В наступившем 2021 году плата за капремонт в Нижегородской области вырастет с 6 рублей 30 копеек до 6 рублей 71 копейки за метр общего имущества многоквартирного дома. Губернатор Глеб Никитин уже подписал постановление. В тяжелое время коронавируса, когда катастрофически беднеющее население ожидало помощи государства и оказалось в целом обманутым в своих ожиданиях, региональная власть вместо помощи повышает нижегородцам плату за самую одиозную государственную "услугу".

Повышение взносов вместо помощи

Стоит заметить, что плата с 6,30 не повышалась с момента установления в 2014 году. Кроме того, выросла плата не только за капитальный, но и за текущий ремонт домов: с 1 ноября он подорожал до 36 рублей за метр. На фоне откровенного провала с медицинской помощью населению в пандемию это увеличение платы выглядит особенно цинично.

При этом стоит отметить, что Фонд капитального ремонта (ФКР) расходует средства граждан крайне неэффективно и расточительно: миллиарды рублей, собранные с граждан и размещенные под 0% годовых, обесцениваются под влиянием инфляции в виду того, что Фонд не успевает их тратить.

План по капремонту жилых домов в Нижнем Новгороде в ушедшем году снова провален. Из восьми районов города только в двух отремонтированы все здания из списка на 2020 год. Казалось бы, на фоне провала ремонтной кампании логично снизить стоимость ремонта за метр и организовать мероприятия по приведению дел в надлежащее состояние.

В копилку шокирующих этической и моральной беспринципностью фактов можно добавить и то, что большим должником является мэрия Нижнего Новгорода. За 2020 год долг мэрии увеличился еще на 6,14 млн и достиг почти 500 млн рублей. Депутаты гордумы в этом вопросе демонстрируют полнейшее бессилие, зависимость от власти неспособность решить проблему. А между тем граждане отдают последнее и платят исправно: собираемость платежей составляет около 80%...

Мы исправимся. Когда-нибудь

В середине декабря депутаты Гордумы заслушали отчет заместителя гендиректора ФКР Андрея Ефремова о ходе работ по капитальному ремонту. Как оказалось, неосвоенными остались 800 млн рублей (из 1,881 млрд рублей на 7 декабря удалось освоить лишь 1,061 млрд). Представитель руководства регионального оператора по капремонту попытался свалить все на пандемию. Он заверил, что Фонд капремонта весной, мол, доделает то, что не получилось в ушедшем году. Надо однако заметить, что за шесть лет своего существования Фонд ни разу не исполнил годовую программу даже на 50%. Тем не менее, руководство каждый год находит разные оправдания и обещает исправиться в ближайшее время. Депутаты слушают эти отчеты каждый декабрь и… неизменно выдают докладчикам кредиты доверия. И в этот раз очередным обещаниям исправиться депутаты поверили. Делегировали ли избиратели такую доверчивость депутатам – вызывает сомнение.

Когда убивается конкуренция…

Капитальный ремонт в Нижегородской области стал именем нарицательным. Еще немного, и родители им будут пугать непослушных детей. Что больше всего удивляет в этой сфере – безапелляционная настойчивость регионального оператора, администрации города и области, а также депутатов в навязывании услуг. При этом услуг в подавляющем большинстве случаев некачественных. В месяц ФКР получает около 2000 звонков с жалобами на капремонт.

В 2014 году, в год начала работы ФКР как регионального оператора, Сергей Протасов, тогда гендиректор Нижегородского фонда капитального ремонта, на голубом глазу заверял: "Система накопления средств на капитальный ремонт на сегодняшний день одна из самых масштабных и безопасных в сфере ЖКХ как во всей России, так и в Нижегородской области. […] Сам фонд – организация некоммерческая, так что получение им какого-либо дохода исключено законодательно". Очевидно, не настолько исключено, если нанимаются сомнительные фирмы, если подряды отдаются родственникам, если подрядчики завышают сумму или просто вписывают ненужные работы. Приведем только вопиющие (и свежие) примеры.

Уголовное дело возбуждено минувшей осенью из-за отвратительного ремонта жителям дома в Городце, многомиллионный подряд на который получила фирма… брата экс-главы Фонда капремонта Владимира Челомина Сергея Челомина (ныне ФКР возглавляет Дмитрий Гнатюк). Владимир Челомин, напомним, до возглавления ФКР "служил" родной Нижегородчине на посту министра строительства. Кроме того, что ремонт был некачественный, так он был этому дому еще и не нужен! Тот случай, про который в социальных сетях пишут "в этой информации "прекрасно" каждое слово".

В Арзамасе в одном из домов после капремонта крыши в квартиры течет потоками вода. Жители спасаются, подставляя тазы, которые наполняются водой по шесть штук за день. Падает на голову отмокшая штукатурка, испорчены обои, во всем доме запах гнили и сырости. Директор ДУКа самостоятельно что-то сделать и вскрыть текущие очаги не может – согласно законодательным нормам о ФКРах только они имеют право на проверку. А что делает Фонд? Он не реагирует на слова жителей, что привлеченная им фирма-подрячик сомнительна. Он утверждает, что жителей затапливает не по его вине. Многочисленные экспертизы, доказавшие его неправоту, не повлияли на ситуацию. Разве здесь не усматривается какое-то "особое" отношение власти к Фонду капремонта?

Другой свежий пример. В Сормовском районе Нижнего Новгорода подрядчик, "захвативший" дом №7 по улице Мочалова, завысил объем выполненных работ, то есть вписал работы, которые не выполнил и не собирался. И, во-первых, сделал это очень просто: нарисовал фальшивое платежное поручение. А во-вторых, вписал в него не какие-нибудь 5 или 10 тысяч рублей, а прямо, не скромничая – 481 тысячу. Мог ли подрядчик вершить такое без участия ФКР?

И это только последние вопиющие примеры "работы" и "связей" ФКР. Да, действительно, это не коммерция, как заверял Протасов. Это куда похуже, чем коммерция – это самая настоящая коррупция.

И вот при таком вопиющем отношении к деньгам жителей, к выполнению обязанностей, которые на них жители возлагают, ФКР умудряется вести себя поразительно бесцеремонно и, откровенно пренебрегая качеством, навязывать свои услуги.

Причина его настырности понятна: вместе с созданием ФКР уничтожена конкуренция. Он безальтернативный монополист на рынке капремонта многоэтажных домов. Он единолично диктует условия, и с этой целью создан. ДУКи и ТСЖ (сейчас ТСН) были лишены функций капитального ремонта. В результате у жителей отнята возможность контролировать свой собственный ремонт своего же дома: жильцы не определяют и не могут повлиять на сроки, не могут выбрать компанию для проведения работ, участвовать в приемке и контролировать исполнение предписаний по устранению нарушений. Все, что позволено делать жителям многоэтажек – это исправно платить деньги. А в случае некачественного ремонта – безуспешно обивать пороги инстанций.

Относительно последнего замечания важно отметить, что ФКР – это организация регионального подчинения. Поэтому контролирующие органы в лице Госжилинспекции (ГЖИ), также подчиняющейся области, не очень заинтересованы выступать против детища своего же начальства. При такой ситуации шансы у жителей в судах отвоевать свои права и вернуть свои деньги крайне малы.

Фактически взнос на капремонт – это еще один налог на проживание в доме, налог с неясным назначением. Те работы, которые он осуществляет, либо безобразного исполнения, либо не нужны вовсе (а реализованы с целью освоить средства жителей).

Есть ли выход?

Таким образом, ситуация с капремонтом обросла целым мхом негативных факторов, а депутаты разных уровней не способны (не хотят) на нее повлиять, ГЖИ и прокуратура влияют разово и формально. И встает вопрос о кардинальных мерах.

На первый взгляд, ситуация могла бы улучшиться за счет усиления контроля над реализацией программы и качеством работ, за счет усиления финансирования и ужесточения платежной дисциплины. Однако, напомним, у ФКР огромная сумма неосвоенных денег, которые могли бы быть направлены на ремонт домов и решение проблем горожан. То есть вопрос финансирования не определяющий. Кроме того, даже родственные узы (вспомним безобразную работу фирмы брата ФКР Владимира Челомина) не влияют положительно на качество проводимых подрядчиками работ.

Единственный вывод, который на поверхности: чтобы организовать качественный капремонт в области, нужно не сдерживать реальные механизмы развития рынка – конкуренцию. А сделать это можно следующим образом: у жителей МКД путем проведения общих собраний собственников должна появиться возможность выбора для капремонта любой организации, которой собрание выразит доверие. При этом все риски общее собрание берет на себя. Наверное, неудачные случаи будут иметь место, но, по крайней мере, это будет справедливым по отношению к собственникам квартир. Безальтернативное "обречение" на ремонт с ФКР – это изощренная форма пытки над самоуважением, а иногда и психикой людей, волей судьбы живущих в российском многоквартирном доме.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции