"То берег левый нужен им, то берег правый": в Нижнем Новгороде может появиться еще один мост. Его планируют возвести в районе деревне Ольгино. Новость про будущий мост разлетелась по всем информационным агентствам и могла бы затмить матч Кубка России по футболу. Но мост пока только в далеко идущих планах.
Великолепная пятерка
Пока о новой переправе известно немного. Мост хотят возвести через реку Оку ниже по течению после Стригинского моста. По данным "Ъ-Приволжье", этим летом правительство региона планирует объявить конкурс на его строительство. Возможно, это произойдет во время празднования 800-летия и станет своеобразным подарком для горожан. При этом официально в правительстве эту информацию пока никак не прокомментировали.
Правда, за этот подарок придется заплатить. Причем не только из областной казны. Начальная цена контракта оценивается в 8,6 млрд рублей. На мосту будет выделенная бесплатная полоса для общественного транспорта, остальные полосы будут платными.
Именно об этой переправе шла речь на встрече президента Владимира Путина и губернатора Глеба Никитина в Сарове в ноябре 2020 года. Тогда глава государства удивился, узнав, что проезд по этому мосту будет платным. "Платным можно делать, только если есть альтернативная дорога", - парировал Владимир Путин идею губернатора.
"Конечно, альтернатива у нас есть, у нас выше есть мост. Мы предполагаем, что этот мост может связать два очень плотных микрорайона – Автозаводский и Приокский, и в случае отсутствия возможности прямого финансирования можно через концессию это делать", - пояснил Никитин.
Если есть мост рядом, то зачем строить еще одну переправу? В региональном правительстве считают, что мост позволит сократить путь из микрорайона Щербинки-2 и поселков Ольгино и Новинки до Автозаводского района и аэропорта на 45 минут.
Автоэксперт Александр Дейч: "Любой мост всегда актуален. Но если задать вопрос в другой плоскости, - а какой мост в приоритете? То всегда приоритетнее та сторона, которая ближе к городу. Все то, что может разгрузить транспортные потоки между верхней и нижней частями города. Например, метромост оправдан. Он в значительной мере разгружает транспортные потоки. Региональные планы, они же не высасываются из пальца. Люди продумывают стратегические маршруты. Пассажирские перевозки и транспортная инфраструктура — это неоднозначная история и требует внимательного к себе отношения. Повторюсь, мосты нужны в любом случае. Чем больше их будет, тем не хуже. Если бы меня спросили, нужен ли дополнительный мост на Бор? Нужен".
Забытый мост
В 2013 году бурно обсуждалось строительство моста через Волгу. Эта переправа смогла бы соединить Нижний Новгород и Бор со стороны Подновья. Проект даже прошел госэкспертизу. И получил одобрение у нижегородцев. На пересечении улиц Бринского, Родионова, Лысогорской, Казанского шоссе планировалось построить разноуровневую транспортную развязку с выходом на мост. Но это было в эпоху губернатора Валерия Шанцева. Сейчас достижения этого периода в Нижегородской области принято не вспоминать. Хотя именно при Шанцеве были построены две значимые переправы: метромост и второй борский мост, а также ряд мостов в районах области.
В мае 2014 года правительство Нижегородской области и ОАО „Федеральный центр проектного финансирования“ (группа Внешэкономбанка) подписали соглашение по формированию инвестиционного соглашения для реализации этого проекта. Весь он оценивался в 100 млрд рублей, из которых около – 40 млрд – на сам мост. Проект появился еще в 2011 году. Там, кстати, тоже не исключали, что мост будет платным. Одним из вариантов рассматривался даже не мост, а тоннель под Волгой.
В 2017 году Шанцев же сообщал, что проект с ВЭБом заморозили. Тогда это было связано с санкциями, так как для реализации изначально планировались иностранные инвестиции.
- Мост из прошлого в будущее. А настоящее, видимо, обвалилось?
- Интересно, а мы в прошлом или в будущем?
- Мы в …опе!
(Из фильма "День выборов-2")
С приходом нового губернатора и новой команды про мост в Подновье говорили уже не так активно. Назначенный при Никитине министр транспорта Вадим Власов (теперь уже бывший) сообщал, что проект этот очень затратный. Не то чтобы от него совсем отказывались, но нужен инвестор, которого так и не нашли. При этом Власов говорил, что этот мост точно не будет приоритетным для поиска инвесторов, потому что есть и другие дорожные проекты.
Про мост вспоминали в Заксобрании. В 2019 году председатель комитета по бюджету Александр Шаронов высказывался, что мост нужен, пусть даже и платный, так как необходимо замыкать обход вокруг Нижнего Новгорода, а эта переправа должна была стать частью северного обхода. Но мнение депутата, пусть даже и председателя комитета, ответственного за бюджет, денег на мост не добавило. А все крупные бюджетные траты традиционно спускаются только правительством, и депутаты их одобряют.
В 2020 году проект моста в Подновье "заморозили" повторно, уже при новом губернаторе Глебе Никитине. И уже не из-за санкций, а из-за перенаправления интересов власти в другую часть региона.
Теперь Никитин пришел с идеей строить новый мост, но не в Подновье через Волгу, а через Оку в районе д. Ольгино.
Доцент кафедры экологии и природопользования Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ) Александр Иванов: "Мостов городу не хватает, и любой мост через Оку был бы востребован, но почему именно в районе Новинок? По генплану у нас есть два давно востребованных, намеченных и обоснованных моста. Первый мост — мост соединяющий бульвар Заречный и улицу Медицинскую - в границах парка "Швейцария". Здесь находится географический центр города. Раньше это была Комсомольская площадь. Сейчас он сместился. Эта переправа помогла бы разгрузить существующие мосты и дало бы второе дыхание городу. Второй мост был запланирован у проходных ГАЗа и смог бы прорубить выход к Оке и дальше прямо в Ольгино, где дорога на Арзамас. Это тоже было бы востребовано.Что же касается моста в Новинках, то загрузки приличной там не будет. Да и ездить там некому. От такой продуманности я нахожусь в шоке. Мосты нужны. Но надо же понимать ресурсы. У нас связанности Автозавода с Приокским и Ленинского с Советским районами – нет. Получается какой-то набор фабрично-заводских поселков рядом с предприятиями. В таком состоянии и остаемся прибывать. Городу не хватает внутренней связанности. Это, как в доме у Манилова. Вроде, дорогие вещи, а кресло покрыто простой рогожей. Это и есть Нижний Новгород".
Почему-то вспоминается опять фильма "День выборов-2". Один из героев картины говорит, что каждый губернатор старается построить свой мост. Пока у Глеба Никитина только он в планах. У экс губернатора Валерия Шанцева – их два.